Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь

 

   








Июль2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     


Территориальные ТПП

 Разместим Ваши коммерческие предложения

















НОВОСТИ

06 Февраля 2018

Президент ТПП РФ Сергей Катырин о контрольно-надзорной деятельности

В рамках Недели российского бизнеса состоялся форум «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность: интересы бизнеса и государства», на котором выступил президент ТПП РФ Сергей Катырин.

Палата принимает активное участие в подготовке нового федерального закона о государственном контроле и надзоре, который 5 декабря 2017 года был внесен Правительством в Госдуму и в целом поддерживает принятие этого документа. Но отдельные положения законопроекта, отметил Сергей Катырин, все же нуждаются в корректировке. В частности, необходимо закрепить в законопроекте закрытый, а не открытый перечень оснований для проведения внеплановых проверок.

Предполагается, что новый закон о госконтроле вступит в силу не ранее второго квартала 2019 года, поэтому действующее законодательство о государственном контроле также в настоящее время активно меняется.

Так, в ближайшее время Правительством будет внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно законопроекту, субъекты РФ могут устанавливать перечень видов контроля, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход.

Палата относится к этой инициативе настороженно, так как ее реализация может привести к дисбалансу в правоприменении. Одни регионы будут вводить риск-ориентированный подход, другие нет – это повлечет существенные риски для бизнеса, в особенности для тех, кто осуществляет деятельность в нескольких регионах. При этом стоит обратить особое внимание на то, что в настоящее время происходит активное смещение проверок с федерального на региональный уровень. С 2013 года доля проверок на уровне субъектов РФ выросла с 21 до 37 процентов. Рост объема проверочных мероприятий региональными контрольными органами также отмечают и члены ТПП РФ.

Еще одна инициатива в рамках разрабатываемого законопроекта – введение риск-ориентированного подхода при организации лицензионного контроля. Исходя из смысла понятия «риск-ориентированный подход», можно предположить, что лицензионный контроль будет подпадать под высокую категорию риска и, следовательно, периодичность проведения проверок по соблюдению лицензионных требований для всех лицензиатов будет более интенсивной, чем предусмотрено в настоящее время. Поэтому применение риск-ориентированного подхода при проведении лицензионного контроля, по мнению ТПП РФ, следует подробно регламентировать.

К сожалению, все еще сохраняется ситуация недоверия к бизнесу, «презумпция вины» и практика «максимальных наказаний». По-прежнему, распространенными жалобами со стороны бизнеса является несоблюдение должностными лицами установленных законодательством ограничений при проведении проверок. «Презумпция вины» выражается и в необоснованности выводов контрольных органов и изначальная ориентация на наложение санкций. «Карательные» действия, подчеркнул Сергей Катырин, следует заменить превентивными мерами, подходом, согласно которому цель проверки – не обязательное наказание предпринимателя, а помощь в устранении нарушения и недопущения его в будущем.

О необходимости разработки проверочных листов, или «чек-листов», то есть списков контрольных вопросов в отношении приоритетных видов государственного контроля, Палата говорила неоднократно. Сегодня применяются 67 «чек-листов», а с 1 июля 2018 года по всем видам контроля плановые проверки будут проходить с использованием такого подхода. Палата считает необходимым проводить мониторинг того, как будут использоваться эти «чек-листы», и не проводятся ли проверки сверх установленных требований, а также, не являются ли эти требования избыточными и потенциально коррупциогенными. Надо все проверить и решить, что следует оставить, а что, возможно, и нет.

Для повышения прозрачности и эффективности контрольно-надзорной деятельности необходима ее широкомасштабная автоматизация, проведение проверок с использованием современных технологий, в т. ч. удаленно – в случаях, когда это возможно. Бизнес, объединенный в ТПП РФ, поддерживает принятие «дорожной карты», согласно которой будет введена в эксплуатацию информационная система для автоматизации контроля и надзора. Однако все этапы разработки и внедрения системы целесообразно согласовывать с бизнесом.

Важное направление – разработка законопроекта «Об основах разрешительной деятельности в РФ». Он направлен на создание правовых основ разрешительной деятельности и базовых гарантий для соискателей и обладателей разрешений. У Палаты сохраняются некоторые замечания к законопроекту. Так, предмет регулирования законопроекта по-прежнему остается не вполне определенным. Законопроект, перечисляя конкретные формы разрешительной деятельности (лицензирование, аккредитацию, аттестацию, сертификацию и т.д.), не отвечает на вопрос, что именно следует относить к иным формам такой деятельности. Практика показывает, что за «и т.д.» могут скрываться для бизнеса весьма неожиданные моменты и, например, список может стать раза в четыре больше, чем первоначально указано.

Законопроект, тем не менее, Палатой поддержан, подчеркнул Сергей Катырин, но при условии последующей его доработки ко второму чтению на площадке Государственной Думы.

По материалам сайта ТПП РФ.


Назад



Архив новостей





Rambler's Top100

Copyright © 1993-2018 РТПП