Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь

 

   

2017 год    2016 год    2015 год    2014 год    2013 год    2012 год    2011 год    2010 год    2009 год    2008 год    2007 год    2006 год









Территориальные ТПП

 Полезные ссылки

ВАШ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАРТНЕР - ГАЗЕТА «ПОД ЗНАКОМ МЕРКУРИЯ»


2017 год

Июль выпуск №3 (240)

Не наказание, а профилактика нарушений

Президент Рязанской ТПП Татьяна Гусева, открывая заседание, подчеркнула, что одним из приоритетных федеральных проектов в настоящее время является программа реформы контрольной и надзорной деятельности. Эта программа реализуется в интересах предпринимательского сообщества и включает в себя кардинальные изменения в деятельности государственных надзорных органов. Их озвучил в своем выступлении на недавно прошедшем Фестивале бизнеса, посвященном Дню российского предпринимательства, министр РФ по делам Открытого правительства Михаил Абызов. В частности, предусматривается сокращение пакета проверок и их упрощение. Больше внимания будет уделяться профилактике нарушений. Этот подход был назван Михаилом Абызовым «проверка – как подарок», когда контрольно­надзорный орган первоначально без всяких санкций указывает предпринимателю на выявленные нарушения и предлагает ему способы их устранения.

Об основных направлениях программы проинформировал вице­президент Палаты Евгений Сорокин. Участниками программы являются 12 федеральных ведомств: МЧС России, МВД России, ФАС России, ФНС России, ФТС России, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Ространснадзор, Роструд, Ростехнадзор. Риск­ориентированный подход положен в основу осуществления контрольно­надзорной деятельности. Программа предусматривает внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно­надзорной деятельности, внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований, сокращение количества и актуализацию обязательных требований, внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений контрольно­надзорной деятельности и многое другое.

Затем представители федеральных контрольно­надзорных органов, участвующие в заседании, рассказали об изменениях в законодательстве и новых видах контроля.

Законодательство о контрольно­надзорной деятельности постепенно смягчается, сказал начальник отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики прокуратуры Рязанской области Роман Астахов. Прокуроры принимают самые строгие меры, чтобы не допустить проведение органами контроля внеплановых проверок, противоречащих требованиям законодательства. В 2016 году были приняты решения об отказе в согласовании проверок по трети заявлений. В нынешнем году рассмотрено 60 заявлений о согласовании внеплановых проверок, отказано в согласовании 25 из них (42%). Уменьшение количества согласуемых проверок связано, в том числе, с изменениями, внесенными в Федеральный закон №294­ФЗ и вступившими в силу с 1 января текущего года.

Что еще делается для снижения излишнего административного давления на бизнес. Расширены положения закона, защищающие предпринимателей от проверок, инициированных по анонимным обращениям. В соответствии с новыми требованиями не могут являться основанием для проведения внеплановых проверок обращения граждан, направленные в виде электронных документов, без обязательной авторизации заявителя в единой системе идентификации и аутентификации. Эта мера позволит в значительной степени воспрепятствовать направлению через интернет обращений с вымышленными персональными данными.

В настоящее время закон обязывает руководителя органа государственного или муниципального контроля принять решение о прекращении внеплановой проверки, если после ее начала выявлена анонимность заявления, явившегося поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.

Законодательно закреплена обязанность органа контроля учитывать при рассмотрении обращений, информации результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Это позволит пресечь проведение неоднократных проверок одного и того же хозяйствующего субъекта без учета ранее установленных обстоятельств.

Во избежание необоснованных проверок обязательно прохождение гражданами претензионного порядка восстановления нарушенных прав потребителей. Так, в настоящее время обращение гражданина о нарушении прав потребителя может являться основанием для проведения органом Роспотребнадзора внеплановой проверки только при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон №294­ФЗ, деятельность органов контроля должна быть в большей степени ориентирована на профилактику правонарушений. Так, при наличии у органа контроля сведений о готовящихся нарушениях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что причинен вред жизни, здоровью граждан, другие негативные последствия либо создана непосредственная угроза таких последствий, а предприниматель ранее не привлекался к ответственности, контролирующая организация должна объявить предпринимателю предостережение о недопустимости нарушений и предложить принять меры по их предотвращению.

Начальник отделения государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Главного управления МЧС России по Рязанской области Александр Марюшкин объяснил, что при осуществлении пожарного надзора производственные объекты, являющиеся объектами защиты, подлежат отнесению к разным категориям риска. В зависимости от присвоенной категории риска, с разной периодичностью осуществляется и проведение плановых проверок: для категории высокого риска – один раз в 3 года; для категории значительного риска – один раз в 4 года; для категории среднего риска – не чаще, чем один раз в 7 лет; для категории умеренного риска – не чаще, чем один раз в 10 лет. В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Начальник отдела юридического обеспечения управления Роспотребнадзора по Рязанской области Ирина Казакова рассказала о новых видах мероприятий по контролю. С целью профилактики на сайте размещается нормативная база, информирование организаций по вопросам соблюдения обязательных требований, предостережения о недопустимости нарушений требований, комментарии по изменениям в законодательстве, обобщение практики контроля. Кстати, по мониторингу информации в сети интернет мы можем выносить предпринимателю предостережение, заявила Ирина Казакова. Мы уже в 11 случаях нарушений обращались в суд с требованием запретить некоторые сайты и рекламы, сказала она.

Некоторые из контрольно­надзорных мероприятий будут проводиться без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, отметила Ирина Казакова. Она подробно остановилась на новом мероприятии – контрольной закупке. Она проводится по основаниям, предусмотренным для проведения внеплановых выездных проверок, и по согласованию с органами прокуратуры. В ходе такой закупки должны присутствовать два свидетеля либо применяться видеозапись.

Новые требования при проведении плановых проверок предусматривают использование проверочных листов, то есть список контрольных вопросов. Ответы на эти вопросы будут свидетельствовать о соблюдении или несоблюдении предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.

Новым основанием для проведения незапланированной проверки может служить заявление предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности. Еще одно основание для внеплановой проверки – мотивированное представление, составленное по результатам проверки без взаимодействия с предпринимателем. Что касается такого основания проверки, как нарушение прав потребителей, то проверка будет проводиться только при условии, что заявитель обращался за защитой нарушенных прав к предпринимателю, но требования не были удовлетворены.

В законодательство введено понятие «индикаторы риска нарушения обязательных требований». Что это такое? Это параметры, соответствие или отклонение от которых само по себе не является доказательством нарушения обязательных требований, но свидетельствует о высокой вероятности такого нарушения. Индикаторы риска выявляются в ходе контрольных проверок без взаимодействия с предпринимателями и затем служат основанием для внеплановых проверок. Разрабатываются и утверждаются индикаторы риска федеральными органами исполнительной власти и размещаются в интернете.

Нужно больше информировать представителей бизнеса обо всех изменениях в законодательстве, касающихся их деятельности, отметил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Рязанской области Егор Бурцев. Если бы такие разъяснения они вовремя получали, то, возможно, и не возникало бы оснований для проведения значительной части проверок, подчеркнул Егор Бурцев. Он также отметил, что все изменения в законодательстве, о которых шла речь, были инициированы бизнесом на основании системных обращений к властям.

В заседании принимала участие главный специалист Центра поддержки предпринимательства Рязанской области Ксения Масляева. Она проинформировала участников «круглого стола» об услугах, оказываемых центром.

Предприниматели задали вопросы представителям федеральных органов власти о применении нового законодательства к конкретным случаям и получили от них разъяснения.


Назад

Поиск по статьям

Текст для поиска:    
 





Rambler's Top100

Copyright © 1993-2017 РТПП