Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь

 

   

2017 год    2016 год    2015 год    2014 год    2013 год    2012 год    2011 год    2010 год    2009 год    2008 год    2007 год    2006 год









Территориальные ТПП

 Экспертиза и сертификация

ВАШ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАРТНЕР - ГАЗЕТА «ПОД ЗНАКОМ МЕРКУРИЯ»


2017 год

Октябрь - ноябрь №5 (242)

Сто лет служения России

Напомним, первая государственная попытка создать объединение российских купцов и промышленников была предпринята в феврале 1727 года. Речь идет об указе Екатерины I. А 19 октября 1917 года было утверждено Положение «О торгово­промышленных палатах», заложившее основы российского делового сообщества, – были определены основные цели, задачи и полномочия торгово­промышленных палат в России.

– Сергей Николаевич, получается, что история ТПП началась с царского указа?

– Да, первая государственная попытка создать объединение российских купцов и промышленников была предпринята в феврале 1727 года. Речь идет об указе Екатерины I. Документ, цитирую по его фотокопии, предписывал «известному числу фабрикантов… хотя бы на один месяц зимою в Москву для совета съезжаться, а когда о каких­либо важных делах указа требовать надлежит, о том им доложить в Коммерц­коллегию». К сожалению, все это тогда осталось только на бумаге. Создали лишь комиссию для приема жалоб фабрикантов.

– Но то, что создавалось указами высшей власти империи, трудно назвать свободными общественными объединениями.

– Да, так уж тогда сложилось, что структуры, объединяющие деловых людей, долгое время были не общественными организациями, а элементом российского государственного устройства. Но предприниматели все же получали больше возможностей представлять свои интересы.

Так, устав Московского биржевого комитета 1869 года предусматривал право членов комитета обсуждать предложения по развитию торговли и промышленности и направлять их в госструктуры. Надо сказать, что тогда биржей именовалось не только собственно место торга, но и сообщество участвующих в нем лиц. Иными словами, в отличие от западноевропейских, российские биржи (то есть сообщество их участников) через свои комитеты стали на практике выполнять ряд функций торгово­промышленных палат.

В полмиллиона рублей обошлось строительство на Ильинке первого здания биржи, завершенное в 1839 году. Между двумя арочными входами биржи размещалась терраса, где поначалу на свежем воздухе и собирались маклеры, долго не желавшие почему­то работать в главном зале.

Во второй половине XIX века Ильинка окончательно превратилась в главную деловую улицу Москвы. Площадь перед биржей стали называть Биржевой. Сама биржа стала тесной, в 1873­1875 году ее серьезно перестроили, расширили. Нынче это здание Торгово­промышленной палаты России.

Но вернемся к нашей истории. В начале XX века, опять­таки по предложению власти, российские биржевые комитеты стали разрабатывать модель торгово­промышленных палат в России. Разрабатывали медленно.

– Почему? Пресловутая медлительность бюрократической машины?

– Нет­нет, бюрократия здесь ни при чем. Вообще это любопытный факт: за исключением Московского биржевого комитета все остальные биржевые комитеты, выполнявшие, как я уже сказал, некоторые функции именно ТПП, а также купеческие управы и мануфактурные советы, ратовавшие до этого за деловое самоуправление, с завидной настойчивостью притормаживали проекты создания территориальных палат. А причина проста: они не желали расставаться со своими привилегиями, возможностями, представительскими функциями. Но, так или иначе, а процесс, как говорится, уже пошел. Вскоре начали создаваться русские торговые палаты за границей: Русская торговая палата в Александрии (1902 г.), Русская торговая палата в Лондоне (1915 г.) и т.д. Появилось несколько бинациональных, или смешанных, палат, например, Русско­английская торговая палата в Петербурге (1908 г.), Русско­американская торговая палата в Москве (1913 г.). Создали даже несколько чисто отечественных палат, нацеленных, в первую очередь, на развитие внешней торговли.

Но лишь 19 (6 по старому стилю) октября 1917 года было утверждено Положение «О торгово­промышленных палатах», заложившее институциональные основы российского делового самоуправления: были определены основные цели, задачи и полномочия торгово­промышленных палат в России. Новый закон предусматривал учреждение территориальных ТПП, обязательное членство в них хозяйствующих субъектов, четко отведенную территорию деятельности в пределах губернии, обязательства по исполнению государственных функций, а также уплату членских взносов. Таким образом, системе ТПП страны в октябре этого года исполняется сто лет.

– То есть, в некотором роде, вы – ровесники октябрьской революции…

– Не знаю, можно ли в этом усмотреть какую­то символику. Год рождения один и тот же, это точно. Но после социалистической революции ТПП, безусловно, не была организацией самоуправления бизнеса, потому что предпринимательства в нынешнем понимании в Советском Союзе не было, все средства производства стали принадлежать государству. Тем не менее, созданная после революции Всесоюзная торговая палата (с 1971 года – Торгово­промышленная палата СССР) со статусом общественной организации, активно участвовала в развитии экономики страны, содействовала развитию связей с иностранными торговыми и экономическими организациями, в том числе с торговыми палатами, экспортными компаниями, биржами, то есть выполняла все функции ТПП, которые были ей доступны в условиях социалистического государства.

Ну, а в 1991 году, после падения социализма, в условиях распада СССР состоялся Учредительный съезд ТПП России. В нем приняли участие 19 региональных ТПП и несколько десятков объединений предпринимателей. Произошло это именно 19 октября, спустя 74 года после принятия первого закона о торгово­промышленных палатах. Так завершился некий исторический круг или, если хотите, исторический цикл.

– Как начинали?

– Непросто. Я непосредственно участвовал в создании российской Палаты, с самого начала работал в ней и могу сказать: то, с чего мы начинали, и что есть сегодня, – это небо и земля. То есть материальная база практически вся досталась нам от советской палаты, в том числе и нынешнее наше здание на Ильинке, за что большое спасибо нашим предшественникам. Но в СССР сама палата была практически частью государства и не имела, например, никаких полномочий в сфере законодательства.

Нам предстояло работать в рынке с нуля. Старая экономика лежала в руинах, новая была в ясельном возрасте. В такой обстановке надо было научиться представлять интересы бизнеса, по сути, создать институт развития предпринимательства, которого толком­то еще и не было в стране.

– И сегодня вы – крупнейшее и ведущее бизнес­сообщество страны…

– Именно так. Сегодня система ТПП страны – это 180 палат, более 50 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности – членов Палаты, более 200 союзов, ассоциаций и других объединений предпринимателей на федеральном и 500 бизнес­ассоциаций на региональном уровнях, а также комитеты и советы ТПП РФ по различным направлениям деятельности и отраслям предпринимательства.

Палата представляет и отстаивает перед властью интересы предпринимательства. Правда, с одной очень важной оговоркой – да, на нас лежит и защита, и отстаивание, и представление интересов малого, среднего, крупного бизнеса, но при одном условии: если они не противоречат интересам общества. В нашу «зону ответственности» входят все области предпринимательства: промышленность, внутренняя и внешняя торговля, сельское хозяйство, финансовая система, услуги… Мы объединяем крупный, средний и малый бизнес. Малого у нас большинство среди членов Палаты.

В России множество проблем, и бизнесу, особенно малому и среднему, бывает очень непросто жить и работать. Но предпринимательство в стране есть, оно развивается. И это наше главное достижение.

– Что означает ваша эмблема?

– Символ торгово­промышленных палат – жезл римского бога торговли Меркурия, призванный прекращать споры и мирить врагов; в современном контексте – примирять предпринимателей между собой в третейском споре, искать в международной торговле согласия. Жезл Меркурия (кадуцей) – это золотой посох, обвитый двумя золотыми змеями, головы которых смотрят друг на друга. В Древней Греции змея олицетворяла мудрость, обновление жизни, воскресение, исцеление; в Древнем Риме образ змеи дополнился ассоциациями также с богами­спасителями и божествами плодородия и целительства. На вершине кадуцея находится золотой шлем с крылышками. В дореволюционной России кадуцей украшал некоторые дворянские гербы, гербы ряда городов и губерний. Ну, а сегодня жезл является частью герба Таможенной службы России и официальным символом Торгово­промышленной палаты Российской Федерации.

– Чем сегодня ТПП отличается от других объединений бизнеса?

– Торгово­промышленная палата РФ – организация, которая универсальна для бизнеса. Среди членов палаты и малый, и средний, и крупный бизнес, и все отрасли представлены. И все равны, с одинаковым правом голоса.

Второе – у нас фиксированное членство. У каждой организации есть членский билет, она платит взносы, может пользоваться всеми услугами ТПП.

Третье отличие – мы единственная организация, которая имеет большую сеть в регионах – больше 180 торгово­промышленных палат. И это не один человек. Это официальный офис, официальный штат сотрудников, членская база, есть процедура проведения регулярных съездов, выборов и так далее.

Четвертое отличие – ТПП единственная организация, которая оказывает услуги предпринимателям. Мы в год обслуживаем больше полумиллиона предпринимателей, предоставляем свыше 500 видов различных услуг. Это выставочно­ярмарочные услуги, информационные, юридические, обучение кадров и так далее.

Пятое – только нашей организации государство делегировало ряд своих функций. Мы выдаем сертификаты происхождения, делаем заключения на степень локализации той или иной продукции для участия в госторгах.

Шестое – у нас есть зарубежные представительства, смешанные палаты, советы с предпринимателями 74 стран.

И, наконец, седьмое – при нашем объединении предпринимателей работает Международный коммерческий арбитражный суд, морская арбитражная комиссия, третейский суд, спортивный арбитраж, институт медиации по примирению сторон.

Сергей Катырин рассказал также о некоторых вопросах, над решением которых работает сегодня ТПП РФ – о том, зачем нужен закон о семейном бизнесе, почему пока не удалось избавиться от избыточных проверок, о новом законопроекте по самозанятым.

– Сергей Николаевич, говорят, ТПП намерена учредить в России новый вид бизнеса?

– В общем­то, да. Только бизнес этот де­факто давно существует, но в законе его нет. Речь идет о семейном предпринимательстве.

Возникают проблемы. Например, с Трудовым кодексом. Это касается официального оформления на работу детей. Надо в законе проговорить правила открытия, оформления такого бизнеса. Здесь тоже есть нюансы. Семейный бизнес также лишен целенаправленной поддержки государства, поскольку его как бы не существует.

Все это необходимо, чтобы развивать такой вид бизнеса. Обратить внимание на него региональных властей. Если это фермерские хозяйства – чтобы выделяли им земли. Если торговля, ателье и прочее – помогали с арендой помещения. И вообще надо формировать общественное сознание, что заниматься всей семьей каким­то видом бизнеса – это престижно и выгодно. Вот тогда у нас появятся настоящие профессиональные династии. И самозанятых «в тени» поубавится.

– Вы как­то говорили, что ТПП отстаивает перед властью только те интересы бизнеса, которые не противоречат интересам общества. И за что вы отказались бороться?

– Да взять хотя бы эпопею, когда один из крупнейших предпринимателей внес предложение увеличить трудовую неделю до 60 часов. А это противоречит интересам тех, кто трудится. Такие инициативы мы никогда не поддержим. Более того, будем выступать против.

– Недавно депутаты обсуждали введение прогрессивной шкалы подоходного налога. Для общества это вроде благо. Налогов собирать будем больше. Ваша позиция?

– Думаю, сегодня это преждевременный шаг. Может привести к тому, что начнут крупные зарплаты выдавать в конвертах. Надо сначала решить проблему самозанятых, а потом видно будет. Речь идет о людях, которые работают в тени от государства, не платят налогов. Думаю, прогрессивная шкала уж точно не подтолкнет их к легализации. По разным оценкам, у нас от 10 до 20 миллионов самозанятых.

– И как же их наконец вывести из тени?

– Во­первых, им должно быть не больно и не страшно. Этого они, кстати, боятся больше всего, как показывают наши опросы. Что это значит? Сократить бюрократию: количество всяких бумаг, проверок, условий. В разумных пределах, конечно.

Во­вторых, обязательно должен быть интерес для выхода из тени. В одном из «круглых столов», посвященном самозанятым, участвовал предприниматель, который недавно легализовался. Я его спросил: «Что тебя заставило это сделать?» Две причины, ответил. Первая. Ему другие компании начали предлагать совместную работу, это открывало для бизнеса новые перспективы. А какой может быть договор, если он не юрлицо? Вторая причина. Пришла пора расширять бизнес. Надо брать кредит. Но просто физлицо не сможет взять достаточный заем для расширения бизнеса. Все это надо учитывать и создавать условия для выхода самозанятых из тени.

– Завтра исполняется сто лет со дня создания института торгово­промышленных палат. Самое время привлечь внимание к еще не решенным проблемам.

– Да. Мы давно ведем тему неналоговых платежей. Наконец­то получили проект закона, который подготовил минфин с нашим участием. Он, я полагаю, будет обсуждаться в ближайшее время в Госдуме. Нам бы хотелось, чтобы он в кратчайшие сроки был принят. Начнут реестры вести этих платежей на местах и в центре. И мы отрегулируем эту тему.

Еще один закон, посвященный контрольно­надзорной деятельности, дискутируется. В нем пока достаточно много изъянов. Третий закон – о разрешительной деятельности. Все они очень серьезно влияют на бизнес­климат, на состояние предпринимательства в России.

Следующий вопрос, который нас очень сильно беспокоит, над которым мы тоже работаем, это Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Сейчас его представили к ратификации в России. Но чтобы мы свои интересы защищали, должны быть внесены изменения в 48 законов РФ. И все это надо делать быстро. Но пока, на мой взгляд, мы серьезно отстаем.

Есть еще одна тема. ТПП много занимается организацией выставок и ярмарок. И мы уже не первый год пытаемся убедить правительство, что стране нужен закон об этом виде деятельности. Тут тоже работы еще много.

– Нового закона по проверкам пока нет. Но в целом вы довольны, как дело продвигается?

– Нет, не довольны. Кардинально пока ситуация не изменилась. У нас 170 видов контроля и надзора. Неимоверное количество! В стране за год проходит более миллиона проверок.

С плановыми проверками вроде разобрались. Зато теперь 75 процентов стало внеплановых. Президент поручение дал, чтобы не больше 30 процентов их было. Надеюсь, теперь дело пойдет. Но нас также очень беспокоит их качество. Нужно ментальность контрольно­надзорных органов поменять. Они должны приходить с проверкой, чтобы помочь, а не кошмарить. И понимать, что проверяют тех, кто их содержит, платит налоги. И надо ввести риск­ориентированный подход. Где большой риск для здоровья и жизни людей, для безопасности страны, надо регулярно проверять. А там, где риска нет, можно по документам. И пора переходить на электронное общение, «не заходя в компанию» и не отрывая от работы.

Пресс­служба ТПП РФ.


Назад

Поиск по статьям

Текст для поиска:    
 





Rambler's Top100

Copyright © 1993-2018 РТПП