Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   

2023 год    2022 год    2021 год    2020 год    2019 год    2018 год    2017 год    2016 год    2015 год    2014 год    2013 год    2012 год    2011 год    2010 год    2009 год    2008 год    2007 год    2006 год









Коммерческие предложения

 Разместим Ваши коммерческие предложения

ВАШ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАРТНЕР - ГАЗЕТА «ПОД ЗНАКОМ МЕРКУРИЯ»


2007 год

Декабрь
выпуск №19, 20 (160, 161)

ПРОТОКОЛ

Председательствующий – заместитель руководителя ФАС России А.Н. Голомолзин.

Присутствовали:

представители ФАС России:

Пироженко А.А. – начальник управления контроля ТЭК;

Королев В.Г. – заместитель начальника управления контроля. ТЭК;

Шубин А.А. – ведущий специалист-эксперт отдела газовой и угольной промышленности управления контроля ТЭК;

Павлова И.Н. – ведущий специалист-эксперт отдела газовой и угольной промышленности управления контроля ТЭК;

представители ОАО «Газпром»:

Селезнев К.Г. – член правления, начальник департамента маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов, генеральный директор ООО «Межрегионгаз»;

Дмитриев И.Л. – заместитель начальника департамента маркетинга переработки газа и жидких углеводородов.

 

Об условиях договоров поставки газа,

заключаемых газоснабжающими организациями ОАО «Газпром» (Поставщиками) с потребителями газа

(Селезнев К.Г., Дмитриев И.Л, Пироженко А.А., Королев В.Г., Шубин А.А., Павлова И.Н., Голомолзин А.Н.)

 

I. О практике формирования

договорных отношений

Позиция ОАО «Газпром»: при проведении договорной компании, Поставщиками предлагаются два варианта заключаемых договоров:

1) на новых условиях, предложенных Поставщиками;

2) на условиях договоров, заключенных на 2007 год.

Позиция ФАС России: при проведении договорной компании, потребителям должна быть предоставлена возможность выбора из трех вариантов заключаемых договоров:

1) на новых условиях, предложенных Поставщиками;

2) на условиях договоров, предложенных Поставщиками, с учетом предложений потребителей;

3) на условиях договоров, заключенных на 2007 год (по соглашению сторон возможность пролонгации договоров 2007 года на 2008 год).

Решение: по соглашению Поставщиков с потребителями газа предоставлять возможность выбора заключаемых договоров поставки газа:

1) на новых условиях, предложенных Поставщиками;

2) на условиях договоров, предложенных Поставщиками с учетом предложений потребителей;

3) на условиях договоров, заключенных на 2007 год (по соглашению сторон возможность пролонгации договоров 2007 года на 2008 год).

С учетом обобщения практики применения новых договоров за полугодие 2008 года, возможно внесение изменений и дополнений и уточнение отдельных их положений.

 

II. О необходимости включения в условия заключаемых договоров поставки газа для всех потребителей возможности корректировок месячных объемов отбираемого потребителями газа, с учетом особенностей режимов потребления газа потребителями

Позиция ОАО «Газпром»: в настоящее время в условиях заключаемых договоров поставки газа для некоторых предприятий предусмотрена возможность корректировки месячных объемов потребления газа, с учетом технологических особенностей режимов потребления газа. Так, для предприятий электроэнергетики месячные объемы потребления, предусмотренные договорами поставки газа, корректируются в связи с неравномерностью потребления газа указанными предприятиями вследствие неравномерности потребления вырабатываемой на их мощностях электроэнергии коммунально-бытовыми потребителями.

Позиция ФАС России: многие предприятия не могут прогнозировать объемы потребления газа на 5 лет вперед в связи с изменяющимся спросом на их продукцию и, следовательно, меняющимся объемом потребления газа.

В связи с этим, необходимо предусмотреть возможность корректировки месячных объемов отбираемого газа потребителями.

Кроме того, для некоторых предприятий в договорах поставки газа предусмотрена возможность корректировки объемов поставки газа на каждый месяц, по соглашению сторон.

Решили: по соглашению сторон, договоры поставки газа могут содержать условие о возможности корректировки определенных договором объемов газа в течение года (месяца) на следующий год (месяц), с учетом коридора отбора газа, учитывающего технологические особенности режимов потребления газа.

 

III. О необходимости применения согласованных сторонами графиков отбора газа при заключении договоров

Позиция ОАО «Газпром»: применение жестких графиков отбора газа обусловлено поддержанием надежности единой системы газоснабжения.

Позиция ФАС России: так как некоторые предприятия имеют необходимость в отдельные сутки не отбирать газ, либо объем отбора по суткам неравномерен вследствие особенностей режимов потребления газа, необходимо при заключении договоров поставки газа предусматривать возможность составления графиков отбора газа, учитывающих особенности режимов потребления газа потребителями. Кроме того, в соответствии с Правилами поставки газа в Российской Федерации, предусмотрена возможность получать (отбирать) газ по согласованному между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому графику. Для некоторых предприятий в договорах поставки газа предусмотрены сутки, в которых газ может не выбираться.

Решили: по соглашению сторон может быть предусмотрен неравномерный по суткам отбор газа, по предлагаемому потребителем диспетчерскому графику, в том числе могут быть предусмотрены сутки, отбор газа в которые может не производиться.

 

IV. О недопустимости требований внесения авансового платежа в размере 100% за весь объем газа, указанный в договорах поставки газа

Позиция ОАО «Газпром»: размер авансовых платежей для потребителя газа учитывает особенности взимания платы за свою продукцию данными потребителями. Для некоторых предприятий, в частности, для предприятий электроэнергетики, авансовый платеж в размере 50% обусловлен спецификой расчетов потребителей за электроэнергию, вырабатываемую данными предприятиями.

Позиция ФАС России: в соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Согласно пункту 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. №294, оплата потребителями электрической, тепловой энергии и природного газа на территории Российской Федерации осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено соглашением сторон.

С учетом того, что потребителем может быть выбран не весь объем газа в течение расчетного периода, кредитование Поставщиков на стоимость газа представляется чрезмерным. Авансовый платеж в размере 100% от стоимости газа может не отражать баланс интересов сторон договора в части взаимного кредитования.

Кроме того, для некоторых предприятий в договорах поставки газа авансовый платеж предусмотрен в размере 50%, оставшиеся 50% оплачиваются двумя равными частями в течение месяца поставки.

Решили: при заключении договоров поставки газа поставщики вправе предлагать и обосновывать, но не вправе навязывать условия об авансовых платежах за газ. При отсутствии соглашения сторон по вопросу авансовых платежей, исходить из императивных норм. Полная оплата поставленного газа должна производиться после подписания акта об объеме переданного газа.

V. О недопустимости навязывания Поставщиками санкций, превышающих установленные Правилами поставки газа в Российской Федерации при несанкционированном отборе газа

Позиция ОАО «Газпром»: применяемые в условиях заключаемых договоров поставки газа санкции (1,9 – летом, 1,5 – зимой) обусловлены необходимостью пресечения несанкционированного отбора газа со стороны потребителей, что может привести к снижению или нарушению надежности газоснабжения. Данная мера направлена на поддержание эффективного функционирования единой системы газоснабжения.

Позиция ФАС России: в соответствии с Правилами поставки газа в Российской Федерации, при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией, покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября – 1,1; с 16 сентября по 14 апреля – 1,5.

Кроме того, для некоторых предприятий в договорах поставки газа указанные санкции имеют значительно меньший размер или вообще отсутствуют.

Решили: Поставщики не вправе навязывать условия о применении санкций за несанкционированный отбор газа, не установленных Правилами поставки газа в Российской Федерации. В договорах также может быть предусмотрена возможность изменений величин санкций при внесении изменений и дополнений в этой части в действующие нормативно-правовые акты, в том числе в Правила поставки газа в Российской Федерации.

 

VI. О недопустимости взимания неустойки за невыбранные потребителями суточные и месячные объемы газа в размере стоимости невыбранного газа

Позиция ОАО «Газпром»: взимание неустойки за невыбранные потребителями суточные и месячные объемы газа в размере стоимости невыбранного газа осуществляется в целях поддержания эффективного функционирования и недопущения разбалансировки единой системы газоснабжения.

Позиция ФАС России: в соответствии с частью 1 статьи 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Поставщики могут реализовывать невыбранный газ, в том числе на ЭТП, по нерегулируемой цене, получая дополнительную прибыль.

Для некоторых предприятий объем невыбранного газа для расчета размера неустойки снижен на 5% от месячных объемов, указанных в договорах.

Кроме того, для некоторых предприятий неустойка за невыбранный объем менее стоимости невыбранного газа, а при выплате поставщику согласованного сторонами размера отступного вообще не уплачивается.

Решили: по соглашению сторон, для расчета неустойки за невыбранные потребителями месячные объемы газа может быть предусмотрено снижение величин объемов, указанных в договорах, на определенный процент. Поставщики не вправе навязывать условия о применении санкций за невыборку газа, превышающих размер фактических расходов поставщика, связанных с перераспределением невыбранных объемов газа. Договором может быть предусмотрена возможность выплаты отступного за прекращение обязательств по поставке определенных объемов невыбранного потребителем газа.

 

VII. О недопустимости немотивированных отказов в перераспределении объемов газа, указанных в договорах поставки газа, между объектами потребителей или реализации иным потребителям

Позиция ОАО «Газпром»: отказ в перераспределении объемов газа, указанных в договорах поставки газа, между объектами потребителей или иным потребителям, выдается в случае отсутствия технической возможности в перераспределении указанных объемов.

Позиция ФАС России: отказы Поставщиков в перераспределения объемов газа, указанных в договорах поставки газа, между объектами потребителей или иным потребителям, являются допустимыми лишь при отсутствии технической возможности перераспределения указанных объемов газа. В случае отказа, Поставщик обязан указывать потребителям ее причины.

Кроме того, в договорах поставки с некоторыми предприятиями установлена обязанность Поставщика, при наличии технической возможности, перераспределить газ между объектами потребителя, не предусмотрена возможность для Поставщика без объяснения причин отказывать потребителю в перераспределении договорного объема газа.

Решили: Поставщики не вправе допускать немотивированные отказы в перераспределении договорных объемов газа между объектами потребителей, или распоряжении указанными объемами иными способами (продажа на ЭТП ООО «Межрегионгаз», продажа третьим лицам, передача на хранение в ПХГ). В условиях заключаемых договоров для всех потребителей необходимо предусмотреть обязанность Поставщиков обосновывать потребителям причины отказов.

 

VIII. О недопустимости навязывания не соответствующей Правилам поставки газа в Российской Федерации процедуры подписания месячных актов поданного - принятого газа, а также условий, при которых неполучение Поставщиком от потребителя подписанного акта устанавливает согласие потребителя с его условиями

Позиция ФАС России: в соответствии с Правилами поставки газа в Российской Федераций, сторона, ведущая учет газа, ежемесячно, до пятого числа месяца, следующего за расчетным периодом, составляет акт об объеме переданного газа, в котором отражаются ежесуточные объемы приема-передачи газа.

При несогласии одной из сторон с определением объема переданного газа, она подписывает акт, изложив особое мнение.

Кроме того, договоры поставки газа некоторых предприятий не содержат указанной процедуры, процедура подписания данных актов конкретизируется в техническом соглашении, условия которого могут быть значительно выгоднее, чем с иными потребителями.

Решили: предусмотренная договором поставки газа процедура подписания акта поданного - принятого газа должна соответствовать процедуре, определенной Правилами поставки газа в Российской Федерации. Навязывание потребителю со стороны поставщика необходимости совершения дополнительных действий не допускается.


Назад

Поиск по статьям

Текст для поиска:    
 






Copyright © 1993-2024 РТПП