Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   

2023 год    2022 год    2021 год    2020 год    2019 год    2018 год    2017 год    2016 год    2015 год    2014 год    2013 год    2012 год    2011 год    2010 год    2009 год    2008 год    2007 год    2006 год









Коммерческие предложения

 Экспертиза и сертификация

ВАШ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАРТНЕР - ГАЗЕТА «ПОД ЗНАКОМ МЕРКУРИЯ»


2011 год

Октябрь - ноябрь выпуск №6 (202)

Законопроект о госзаказе – «за» и «против»

Открыла заседание президент Рязанской ТПП Татьяна Гусева, которая отметила, что во время перехода на новую систему госзакупок между ФАС и Министерством экономического развития РФ возникли разногласия, вызванные подготовкой нового законодательства.

Владимир Луканцов подробно изложил все основные замечания к законопроекту Минэкономразвития России «О федеральной контрактной системе», имеющиеся у антимонопольной службы. Он отметил, что законопроект разработан на основе действующего федерального закона №94-ФЗ, содержит много общих норм и принципов, однако в нем нет четких механизмов регулирования. Многие положения имеют декларативный характер, что может привести к их различному толкованию на практике. В этом документе, в отличие от закона №94-ФЗ, нет таких базовых положений, как ограниченные требования к участникам закупок, обязанность преимущественного проведения электронных аукционов, в том числе и на строительство, а также невозможность изменения условий контракта, в том числе его цены.

Многие же нововведения, которые предлагают авторы законопроекта, могут привести к негативным последствиям в сфере госзакупок, считают эксперты антимонопольной службы. Так, например, самостоятельный выбор способов закупок приведет к существенному ограничению применения электронного аукциона. Установление самим заказчиком квалификационных требований (таких, как управленческая компетентность, опыт и деловая репутация, наличие профессиональной и технической квалификации, финансовых ресурсов и других) является по сути не чем иным, как искусственным ограничением количества участников конкурса. Не послужит конкуренции и введение дополнительных способов размещения заказа (двухэтапные процедуры, процедуры с ограниченным участием).

Заказчику предоставляется право «в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы» отменять процедуру закупки. Понятно, что это может привести к злоупотреблениям: если подана заявка «неугодных» участников, заказчик всегда сможет отменить конкурс. Произвольное изменение условий контракта и возможность расторгнуть его заказчиком в одностороннем порядке также ведут к существенным злоупотреблениям на этапе исполнения контракта. Проектом закона вводится ограничение возможности снизить цену контракта более чем на 25%. Это положение исключает стимулы для экономии бюджетных средств, ограничивает возможности для ценовой конкуренции. В законопроекте вводится новая процедура закупок – «запрос предложений», при проведении которой нет ограничений на закупки конкретного товарного знака без эквивалента. Таким образом, заказчик может свободно подвести 100 процентов требований под конкретного поставщика или производителя.

Предложенный законопроект – поле для коррупционных проявлений при исполнении контракта (этому будут способствовать механизмы согласования изменений условий закупок и контрактов с уполномоченными органами, которые осуществляют аудит, контрактными службами заказчика). Принятие положений законопроекта приведет к устранению конкуренции, удорожанию продукции, возможностям для различных злоупотреблений и неэффективному расходованию бюджетных средств, подчеркнул Владимир Луканцов.

Непонятна необходимость замены действующего сейчас единого сайта www.zakupki.gov.ru на новую информационную систему, что тоже предусматривается законопроектом Минэкономразвития. Вместо четко регламентированной процедуры контроля, установленной законом №94-ФЗ, вводится понятие общественного контроля (он, кстати, и сейчас находится на достаточно высоком уровне). Не определены конкретные контролирующие органы, нет исчерпывающей регламентации процедур контроля. Фактически законопроект устраняет антимонопольную службу от контроля за госзакупками, хотя ФАС имеет здесь довольно большие полномочия и много работает в этом направлении.

Имеется даже предложение передать весь контроль органам власти на местах, заметил Владимир Луканцов. Однако статистика свидетельствует, что региональные управления ФАС ежегодно рассматривают по 150-160 жалоб от участников конкурсов по госзакупкам, в то время как властные структуры – всего по 3-4 жалобы. Это говорит о том, что участники конкурсов больше доверяют антимонопольным органам. Начальник отдела контроля размещения государственного заказа управления ФАС Александр Агафонов подчеркнул, что создание и формирование ныне действующей системы госзакупок осуществлялось в течение 6 лет. За это время были приняты более 30 подзаконных актов, внесены около 3 тысяч поправок. Отмена закона №94-ФЗ и принятие предложений Минэкономразвития приведут к устранению конкуренции в этой сфере, ухудшению возможности предпринимателей получать доступ к госзаказу, отметил Александр Агафонов. Несмотря на некоторые недостатки Федерального закона, он позволяет добросовестным заказчикам проводить торги и получать качественные результаты – товары и услуги, добиваясь значительной экономии бюджетных средств. Внедрение новой системы торгов на электронной площадке позволило проводить их еще более открыто. Об эффективных результатах проведения госзакупок по действующей ныне системе свидетельствуют многочисленные факты. Так, во время проведения торгов по приобретению медицинского оборудования для областного перинатального центра начальную стоимость в 850 тысяч рублей удалось снизить на 26%, или более 200 тысяч. Областная больница в результате проведения торгов также смогла приобрести оборудование, сэкономив около 70 млн. рублей. С экономической точки зрения и с точки зрения сохранения стабильности государственного регулирования правоотношений, было бы целесообразно не разрабатывать новый документ, а совершенствовать закон о размещении заказов.

Многие из участников «круглого стола» высказались в поддержку позиции ФАС России и подтвердили, что действующее законодательство в сфере госзакупок их устраивает, торги сегодня проводятся эффективно и прозрачно. Ну, а недостатки закона о размещении заказов нужно устранять. Работа над этим постоянно ведется. Были, впрочем, и участники заседания, которые посчитали новые предложения Минэкономразвития вполне обоснованными и полезными.

Представители управления ФАС проинформировали о последних изменениях в законодательстве о размещении заказов. В завершение «круглого стола» его участники решили проводить подобные встречи для обсуждения новых законопроектов раз в квартал. Свои предложения по совершенствованию системы госзакупок предприниматели могут направлять в управление ФАС по Рязанской области или в Рязанскую торгово-промышленную палату.

Александр Витухин.


Назад

Поиск по статьям

Текст для поиска:    
 






Copyright © 1993-2024 ТПП РО