Внедрение системы энергоменеджмента – непременное условиеЭнергоемкость предприятия входит составной (и немалой) частью в статьи затрат и, естественно, в себестоимость продукции и существенным образом влияет на ценовую политику компании. Если оценивать долю затрат на энергоресурсы в себестоимости, то она может составить, в зависимости от профиля продукции, от 5 до 50% и более.
Чтобы серьезно заниматься энергоэффективностью, необходим системный подход, одной из ступеней которого является энергоменеджмент. Этот подход много лет успешно работает в целом ряде развитых стран. Так, в США с 1973 года осуществляется общегосударственная программа энергетического менеджмента, направленная на осуществление энергоменеджмента на федеральных объектах. Достаточно большой опыт накопили Дания, Великобритания, Германия, Ирландия, Швеция, Нидерланды. Подготовлен и международный стандарт по энергоменеджменту ISO 50001.
А подтолкнуло к этому решению перманентное повышение цен и тарифов на энергоресурсы. Как росли тарифы на энергоресурсы в России в последние годы, можно проиллюстрировать на примере тарифов на электроэнергию в Нижегородской области. (Рязанская область в этом направлении – не исключение. – Ред.)
2010 год был завершающим по 5-летнему этапу реформирования электроэнергетики. Главной составляющей в реформе явился поэтапный переход на свободные розничные цены на электроэнергию. Доля регулируемых цен уменьшилась с 85-90% в 2007 году до 15-20% в 2010 году. Полностью переход на свободные тарифы произошел, начиная с 2011 года. С самого начала реформы предполагалось, что превышение свободных тарифов над регулируемыми будет минимальным или даже его не будет совсем.
Что касается регулируемых тарифов, то в Нижегородской области их повышение нарастающим итогом за отмеченный период составило по основным тарифным планам до 150-180%. В 2009 году превышение свободных тарифов над регулируемыми составляло до 50% в летние месяцы, в результате в среднем за год предприятия были вынуждены заплатить на 20-30% больше, чем прежде.
Предприятия Нижегородской области по «жесткости» всего комплекса тарифных планов на электроэнергию уступали только Татарстану. В остальных регионах ПФО для потребителей электроэнергии были созданы более мягкие условия.
Этот пример приведен для того, чтобы исключить иллюзию, что с переходом на рыночные отношения в электроэнергетике (да и в энергетике в целом) тарифы (цены) на энергоносители не будут расти слишком быстро и поэтому не стоит заниматься энергоэффективностью.
Скорее наоборот, энергоресурсы приобретают свою истинную (рыночную) цену, которая не соответствует нашим представлениям о ней как потребителей. Они стоят столько, сколько считают монополисты – производители энергоресурсов. А государство поэтапно уходит от функций регулирования отношений между продавцом и потребителем. Это и есть обратная сторона рыночных отношений.
Итак, конкурентоспособными будут только те предприятия – потребители энергоресурсов, которые займутся энергоэффективностью, а, значит, и энергоменеджментом.
Первым шагом в создании системы энергоменеджмента является введение в штатное расписание должности энергоменеджера. Он должен сочетать в себе знание экономики предприятия, быть осведомленным о технологии производства, обладать знаниями, необходимыми для общения с энергетиками.
Будет ошибкой, если он будет подчиняться главному энергетику, ибо у них разные задачи. Оптимально, если он будет напрямую подчиняться техническому директору.
Вторым шагом является подготовка энергоменеджером и обсуждение с высшим руководством матрицы энергетического менеджмента – графического отображения фактического состояния энергоменеджмента на предприятии.
Следующим шагом является закрепление приказом по предприятию иерархической структуры энергоменеджмента.
Например (сверху вниз):
– руководитель компании (лицо, принимающее решения, в том числе и в инвестировании);
– топ-менеджмент (зам. руководителя по энергетической политике);
– совет по энергетической политике компании;
– энергоменеджер (старший энергоменеджер с группой отраслевых специалистов);
– ответственные за энергоменеджмент в подразделениях, включая главного энергетика, главного технолога, главного механика, энергонасыщенных цехов и подразделений.
Следующий шаг – фиксирование начальной «точки отсчета» энергоменеджмента – проведение энергоаудита. Он может быть проведен и собственными силами (при наличии соответствующих специалистов и измерительной аппаратуры). Наиболее целесообразно проведение энергоаудита совместно со специализированной организацией – членом саморегулируемой организации в области энергетического обследования с одновременной подготовкой энергетического паспорта предприятия и представление его в Минэнерго России (как указано в Федеральном законе №261).
Следующий шаг – подготовка проектов по повышению энергоэффективности. Их можно условно разделить на 3 группы:
– малозатратные и организационные (включая тарифную политику), с предельно малым сроком окупаемости. Как показывает практика, они могут обеспечить до 10-15% экономии затрат на энергоресурсы;
– среднезатратные со сроком окупаемости до 2 лет (модернизация освещения, утепление помещений, установка счетчиков энергии и автоматики);
– крупнозатратные со сроком окупаемости более 2 лет (модернизация технологического оборудования, строительство новых объектов энергоснабжения).
Следующий шаг (самый трудный) – поиски источников инвестиций для осуществления проектов энергоэффективности. Исходя из зарубежной практики, ежегодные инвестиции в энергоменеджмент должны составлять порядка 10% от годовых затрат на энергообеспечение. В них входят в том числе зарплата энергоменеджера и его группы, надбавки специалистам-энергоменеджерам в подразделениях, система поощрений за инициативные проекты по энергосбережению.
Для осуществления проектов рекомендуется привлекать специализированные энергосервисные организации. За рубежом имеет большое распространение заключение так называемых «перформанс-контрактов», когда энергосервисная организация выполняет проект засчет собственных (или заемных) средств и получает обратно затраченные средства и прибыль засчет экономии в результате внедрения проекта.
Подводя итоги, необходимо отметить следующее:
Надежды на снижение тарифов (цен) на энергоресурсы в ближайшем будущем беспочвенны. Тем более при переходе на чисто рыночные отношения в отсутствие государственного регулирования цены (тарифы) будут приближаться к уровню, удовлетворяющему «аппетиты» монополистов – производителей энергоресурсов.
В условиях рыночной экономики снижение энергоемкости производства становится важнейшим условием конкурентоспособности продукции и предприятия – потребителя энергоресурсов в целом.
Решением этой задачи является внедрение на предприятии постоянно действующей системы энергоменеджмента и повышения с ее помощью энергоэффективности.
Валерий Анкудинов, эксперт ТПП НО, кандидат технических наук.
(«Строительный эксперт» №4 за 2011 г.
Примечания редакции «Под знаком Меркурия».)
|