Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   

2023 год    2022 год    2021 год    2020 год    2019 год    2018 год    2017 год    2016 год    2015 год    2014 год    2013 год    2012 год    2011 год    2010 год    2009 год    2008 год    2007 год    2006 год









Первый раз на нашем сайте?



ВАШ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАРТНЕР - ГАЗЕТА «ПОД ЗНАКОМ МЕРКУРИЯ»


2011 год

Октябрь - ноябрь выпуск №6 (202)

Внедрение системы энергоменеджмента – непременное условие

Энергоемкость предприятия входит составной (и немалой) частью в статьи затрат и, естественно, в себестоимость продукции и существенным образом влияет на ценовую политику компании. Если оценивать долю затрат на энергоресурсы в себестоимости, то она может составить, в зависимости от профиля продукции, от 5 до 50% и более.

Чтобы серьезно заниматься энергоэффективностью, необходим системный подход, одной из ступеней которого является энергоменеджмент. Этот подход много лет успешно работает в целом ряде развитых стран. Так, в США с 1973 года осуществляется  общегосударственная программа энергетического менеджмента, направленная на осуществление энергоменеджмента на федеральных объектах. Достаточно большой опыт накопили Дания, Великобритания, Германия, Ирландия, Швеция, Нидерланды. Подготовлен и международный стандарт по энергоменеджменту ISO 50001.

А подтолкнуло к этому решению перманентное повышение цен и тарифов на энергоресурсы. Как росли тарифы на энергоресурсы в России в последние годы, можно проиллюстрировать на примере тарифов на электроэнергию в Нижегородской области. (Рязанская область в этом направлении – не исключение. – Ред.)

2010 год был завершающим по 5-летнему этапу реформирования электроэнергетики. Главной составляющей в реформе явился поэтапный переход на свободные розничные цены на электроэнергию. Доля регулируемых цен уменьшилась с 85-90% в 2007 году до 15-20% в 2010 году. Полностью переход на свободные тарифы произошел, начиная с 2011 года. С самого начала реформы предполагалось, что превышение свободных тарифов над регулируемыми будет минимальным или даже его не будет совсем.

Что касается регулируемых тарифов,  то в Нижегородской области их повышение нарастающим итогом за отмеченный период составило по основным тарифным планам до 150-180%. В 2009 году превышение свободных тарифов над регулируемыми составляло до 50% в летние месяцы, в результате в среднем за год предприятия были вынуждены заплатить на 20-30% больше, чем прежде.

Предприятия Нижегородской области по «жесткости» всего комплекса тарифных планов на электроэнергию уступали только Татарстану. В остальных регионах ПФО для потребителей электроэнергии были созданы более мягкие условия.

Этот пример приведен для того, чтобы исключить иллюзию, что с переходом на рыночные отношения в электроэнергетике (да и в энергетике в целом) тарифы (цены) на энергоносители не будут расти слишком быстро и поэтому не стоит заниматься энергоэффективностью.

Скорее наоборот, энергоресурсы приобретают свою истинную (рыночную) цену, которая не соответствует нашим представлениям о ней как потребителей. Они стоят столько, сколько считают монополисты – производители энергоресурсов. А государство поэтапно уходит от функций регулирования отношений между продавцом и потребителем. Это и есть обратная сторона рыночных отношений.

Итак, конкурентоспособными будут только те предприятия – потребители энергоресурсов, которые займутся энергоэффективностью, а, значит, и энергоменеджментом.

Первым шагом в создании системы энергоменеджмента является введение в штатное расписание должности энергоменеджера. Он должен сочетать в себе знание экономики предприятия, быть осведомленным о технологии производства, обладать знаниями, необходимыми для общения с энергетиками.

Будет ошибкой, если он будет подчиняться главному энергетику, ибо у них разные задачи. Оптимально, если он будет напрямую подчиняться техническому директору.

Вторым шагом является подготовка энергоменеджером и обсуждение с высшим руководством матрицы энергетического менеджмента – графического отображения фактического состояния энергоменеджмента на предприятии.

Следующим шагом является закрепление приказом по предприятию иерархической структуры энергоменеджмента.

Например (сверху вниз):

 – руководитель компании (лицо, принимающее решения, в том числе и в инвестировании);

– топ-менеджмент (зам. руководителя по энергетической политике);

– совет по энергетической политике компании;

– энергоменеджер (старший энергоменеджер с группой отраслевых специалистов);

– ответственные за энергоменеджмент в подразделениях, включая главного энергетика, главного технолога, главного механика, энергонасыщенных цехов и подразделений.

Следующий шаг – фиксирование начальной «точки отсчета» энергоменеджмента – проведение энергоаудита. Он может быть проведен и собственными силами (при наличии соответствующих специалистов и измерительной аппаратуры). Наиболее целесообразно проведение энергоаудита совместно со специализированной организацией – членом саморегулируемой организации в области энергетического обследования с одновременной подготовкой энергетического паспорта предприятия и представление его в Минэнерго России (как указано в Федеральном законе №261).

Следующий шаг – подготовка проектов по повышению энергоэффективности. Их можно условно разделить на 3 группы:

– малозатратные и организационные (включая тарифную политику), с предельно малым сроком окупаемости. Как показывает практика, они могут обеспечить до 10-15% экономии затрат на энергоресурсы;

– среднезатратные со сроком окупаемости до 2 лет (модернизация освещения, утепление помещений, установка счетчиков энергии и автоматики);

– крупнозатратные со сроком окупаемости более 2 лет (модернизация технологического оборудования, строительство новых объектов энергоснабжения).

Следующий шаг (самый трудный) – поиски источников инвестиций для осуществления проектов энергоэффективности. Исходя из зарубежной практики, ежегодные инвестиции в энергоменеджмент должны составлять порядка 10% от годовых затрат на энергообеспечение. В них входят в том числе зарплата энергоменеджера и его группы, надбавки специалистам-энергоменеджерам в подразделениях, система поощрений за инициативные проекты по энергосбережению.

Для осуществления проектов рекомендуется привлекать специализированные энергосервисные организации. За рубежом имеет большое распространение заключение так называемых «перформанс-контрактов», когда энергосервисная организация выполняет проект засчет собственных (или заемных) средств и получает обратно затраченные средства и прибыль засчет экономии в результате внедрения проекта.

Подводя итоги, необходимо отметить следующее:

Надежды на снижение тарифов (цен) на энергоресурсы в ближайшем будущем беспочвенны. Тем более при переходе на чисто рыночные отношения в отсутствие государственного регулирования цены (тарифы) будут приближаться к уровню, удовлетворяющему «аппетиты» монополистов – производителей энергоресурсов.

В условиях рыночной экономики снижение энергоемкости производства становится важнейшим условием конкурентоспособности продукции и предприятия – потребителя энергоресурсов в целом.

Решением этой задачи является внедрение на предприятии постоянно действующей системы энергоменеджмента и повышения с ее помощью энергоэффективности.

Валерий Анкудинов, эксперт ТПП НО, кандидат технических наук.

(«Строительный эксперт» №4 за 2011 г.

Примечания редакции «Под знаком Меркурия».)


Назад

Поиск по статьям

Текст для поиска:    
 






Copyright © 1993-2024 ТПП РО