Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Апрель2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Базы данных

 Экспертиза и сертификация

АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

14 Июня 2007

Резолюция

Вступление России в ВТО неизменно повлечет и либерализацию рынка финансовых услуг, создаст необходимые стимулы к совершенствованию деятельности российских финансовых организаций. Необходимо развить более многообразную систему розничных финансовых услуг, должна повышаться роль банков и иных финансовых институтов в социально-экономическом развитии регионов, в том числе в вопросах кредитования субъектов малого предпринимательства.

Вместе с тем, членство в ВТО открывает широкий доступ конкурентоспособных зарубежных товаров и услуг на российские рынки, что представляет опасность для деятельности отечественного сектора малого и среднего предпринимательства (МСП), располагающего ограниченными ресурсами и наименее подготовленного к жесткой конкурентной борьбе. Во многих странах – членах ВТО для развития малого и среднего предпринимательства, за счет различных льгот и преимуществ на законодательном уровне созданы более выгодные, чем для крупных предприятий, условия; действуют специальные механизмы государственной поддержки, основанные на осознании не только экономической, но и социальной важности нормального функционирования малого и среднего бизнеса для государства и общества.

Это дает конкурентное преимущество иностранным предприятиям малого и среднего бизнеса. Российское законодательство о малом предпринимательстве устарело и не отвечает требованиям времени, в связи с чем необходимо скорейшее принятие нового федерального закона о малом и среднем предпринимательстве в Российской Федерации, который послужит базой для защиты интересов российских компаний при присоединении России к ВТО. Указанная задача была прямо сформулирована в апреле Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в своем послании Федеральному собранию.

Мировой опыт показывает, что каждое из динамично и устойчиво развивающихся государств разрабатывает долговременную программу социально-экономических преобразований, во многом основанную на развитии и поддержке сектора МСП, являющимся наиболее динамичным фактором экономического роста. Эти государства, основываясь на объективном анализе всесторонней информации о состоянии сектора МСП и его реальном вкладе в экономику страны, разрабатывают политику поддержки и развития этого сектора. При этом широко используются меры по привлечению частного капитала при реализации всего спектра государственных программ поддержки МСП (политика частно-государственного партнерства). Разработка государственной политики по отношению к МСП во многом основывается на учете конструктивных предложений общественных организаций (торгово-промышленных палат, различных союзов и ассоциаций предпринимателей). Такой подход обеспечил создание  благоприятных условий для развития МСП и позволил этому сектору создавать до 40 – 60% объема ВВП в развитых странах, тогда как в России вклад в ВВП малых предприятий (без учета средних предприятий) составляет около 12%, и только в Москве – около 30%.

Стимулирование предпринимательской активности, развитие малого и среднего бизнеса должно стать инструментом достижения общенациональных целей – диверсификации экономики России и развития ее инновационного потенциала.

Можно констатировать, что за последние три года достигнут значительный прогресс в совершенствовании системы государственной поддержки малого предпринимательства. В первую очередь, это происходит благодаря активизации позиций Совета федерации и Государственной думы, Правительства Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, объединений предпринимателей. Большое значение имеет реализация мер Минэкономразвития России по государственной поддержке малого предпринимательства, предусматривающая эффективные принципы и механизмы софинансирования региональных программ поддержки предпринимательства.

В то же время, на сегодняшний день существуют ряд вопросов в сфере развития малого и среднего предпринимательства, повышения его конкурентоспособности на пороге вступления России в ВТО, на решении которых необходимо сосредоточить усилия:

проведение целенаправленной работы региональных органов власти совместно с объединениями предпринимателей по подготовке регионов к вступлению России в ВТО:  создание специальных рабочих групп, информирование бизнеса и общественности о ходе и последствиях присоединения к ВТО, реализация превентивных мер, направленных на снижение возможного шокового эффекта для экономик субъектов;

совершенствование законодательной базы в сфере поддержки малого и среднего бизнеса. Законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам поддержки малого предпринимательства, сформированное на основе устаревшего Федерального закона от 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», содержит в себе серьезные недостатки, пробелы и противоречия. В них также отсутствуют нормы, важные для защиты интересов МСП при их деятельности в условиях открытых рынков ВТО;

рассмотрение вопроса о целевом налоговом стимулировании деятельности инновационных МСП, более адресной имущественной поддержке малого и среднего предпринимательства, которые способствовали бы повышению конкурентоспособности отечественных предприятий в преддверии вступления России в ВТО;

дальнейшее повышение эффективности механизмов финансово-кредитной поддержки МСП как на федеральном, так и на региональном уровнях, развитие программ микрофинансирования начинающего бизнеса, схем факторингового кредитования субъектов малого предпринимательства;

расширение возможности по привлечению малыми и средними предприятиями финансирования на рынках капитала и фондовых рынках. В особенности это важно для высокотехнологичных и инновационных компаний, в том числе в области нанотехнологий,  содержащих максимальный потенциал роста капитализации сектора МСП;

совершенствование законодательной базы и механизмов, обеспечивающих приоритетное развитие малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства и инноваций;

развитие опыта и законодательного регулирования межфирменной кооперации, сетевых сообществ (кластеров), включающих в себя представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, объединений предпринимателей, территориальных ТПП, финансово-кредитных организаций, структур безопасности;

создание доступной и прозрачной системы защиты авторских и патентных прав на разработки и ноу-хау МСП, признаваемой на международных рынках;

расширение государственного заказа на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по приоритетным направлениям инновационно-технологического развития с использованием потенциала малого и среднего предпринимательства;

реализация территориальных и отраслевых программ перехода крупных промышленных предприятий к субконтрактной модели производства с обязательным условием передачи части работ на субконтракт малым и средним предприятиям;

формирование полноценной системы подготовки кадров  малого бизнеса для деятельности в условиях открытых рынков. Целевые мероприятия по развитию малого предпринимательства, реализуемые Минэкономразвития России, сформировали возможность регионов получить поддержку из федерального бюджета на реализацию проектов в сфере подготовки кадров, однако единой политики по подготовке кадров для малого бизнеса в России пока нет;

создание единой эффективной системы информационного обмена между органами власти и бизнес-сообществом, информационного обеспечения предпринимательства, возможностей для совершения торговых операций и заключения сделок с партнерами через сеть интернет. В большинстве стран мира интернет стремительно становится главным посредником для малых и средних предприятий, существенно снижающим их затраты при операциях на внешних и внутренних рынках;

поддержка перехода производственных и инновационных МСП к международным стандартам менеджмента и сертификации; организация ускоренной сертификации качества продукции экспортно-ориентированных малых и средних предприятий по нормам ВТО и ЕС, содействие развитию экспортно-ориентированных МСП;

повышение роли профессиональных объединений МСП, как основных субъектов отраслевого лоббирования и защиты интересов бизнеса не только на российском, но и зарубежных рынках;

дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: промышленно-технологических парков, инновационных бизнес–инкубаторов, институтов бизнес-ангелов. Создание информационной базы о деятельности существующей инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также выработка четких критериев оценки результативности мер по ее поддержке;

разработка особого порядка выделения земли, финансирования строительства промышленных и техно-парков, решение проблемы технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, т.е. к сетям естественных монополий, в особенности к электросетям;

разработка специальных программ стимулирования развития малого бизнеса в производственной сфере. Сегодня только 10 – 15 % производственных предприятий имеют доступ к различным региональным программам поддержки малого бизнеса. Примерно такой же показатель информированности о программах Минэкономразвития России, стимулирующих развитие региональных программ поддержки МСП;

повышение уровня информационно-аналитического обеспечения органов государственного управления;

совершенствование системы статистического учета деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящее время статистическая информация формируется на основе выборочной оценки данных по незначительному количеству субъектов малого предпринимательства, что ведет к большим погрешностям в итоговых показателях, а систематического формирования достаточной полноты сведений  о финансово-экономических результатах деятельности индивидуальных предпринимателей, составляющих в масштабах страны значительное большинство малых предприятий, не осуществляется.

Для решения названных проблем и внедрения эффективных инструментов государственной политики, стимулирующих развитие отечественного малого и среднего бизнеса в рамках ВТО, необходимы активные действия государства, бизнеса  и общества.

 Рекомендации Конференции в адрес органов государственной власти, муниципального управления, объединений предпринимателей по созданию условий для ускоренного развития малого и среднего бизнеса на пороге вступления России в ВТО утвердить (прилагаются).


Назад






Copyright © 1993-2024 РТПП