Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Апрель2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Первый раз на нашем сайте?

 Разместим Ваши коммерческие предложения

АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

14 Июня 2007

Резолюция

Вступление России в ВТО неизменно повлечет и либерализацию рынка финансовых услуг, создаст необходимые стимулы к совершенствованию деятельности российских финансовых организаций. Необходимо развить более многообразную систему розничных финансовых услуг, должна повышаться роль банков и иных финансовых институтов в социально-экономическом развитии регионов, в том числе в вопросах кредитования субъектов малого предпринимательства.

Вместе с тем, членство в ВТО открывает широкий доступ конкурентоспособных зарубежных товаров и услуг на российские рынки, что представляет опасность для деятельности отечественного сектора малого и среднего предпринимательства (МСП), располагающего ограниченными ресурсами и наименее подготовленного к жесткой конкурентной борьбе. Во многих странах – членах ВТО для развития малого и среднего предпринимательства, за счет различных льгот и преимуществ на законодательном уровне созданы более выгодные, чем для крупных предприятий, условия; действуют специальные механизмы государственной поддержки, основанные на осознании не только экономической, но и социальной важности нормального функционирования малого и среднего бизнеса для государства и общества.

Это дает конкурентное преимущество иностранным предприятиям малого и среднего бизнеса. Российское законодательство о малом предпринимательстве устарело и не отвечает требованиям времени, в связи с чем необходимо скорейшее принятие нового федерального закона о малом и среднем предпринимательстве в Российской Федерации, который послужит базой для защиты интересов российских компаний при присоединении России к ВТО. Указанная задача была прямо сформулирована в апреле Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в своем послании Федеральному собранию.

Мировой опыт показывает, что каждое из динамично и устойчиво развивающихся государств разрабатывает долговременную программу социально-экономических преобразований, во многом основанную на развитии и поддержке сектора МСП, являющимся наиболее динамичным фактором экономического роста. Эти государства, основываясь на объективном анализе всесторонней информации о состоянии сектора МСП и его реальном вкладе в экономику страны, разрабатывают политику поддержки и развития этого сектора. При этом широко используются меры по привлечению частного капитала при реализации всего спектра государственных программ поддержки МСП (политика частно-государственного партнерства). Разработка государственной политики по отношению к МСП во многом основывается на учете конструктивных предложений общественных организаций (торгово-промышленных палат, различных союзов и ассоциаций предпринимателей). Такой подход обеспечил создание  благоприятных условий для развития МСП и позволил этому сектору создавать до 40 – 60% объема ВВП в развитых странах, тогда как в России вклад в ВВП малых предприятий (без учета средних предприятий) составляет около 12%, и только в Москве – около 30%.

Стимулирование предпринимательской активности, развитие малого и среднего бизнеса должно стать инструментом достижения общенациональных целей – диверсификации экономики России и развития ее инновационного потенциала.

Можно констатировать, что за последние три года достигнут значительный прогресс в совершенствовании системы государственной поддержки малого предпринимательства. В первую очередь, это происходит благодаря активизации позиций Совета федерации и Государственной думы, Правительства Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, объединений предпринимателей. Большое значение имеет реализация мер Минэкономразвития России по государственной поддержке малого предпринимательства, предусматривающая эффективные принципы и механизмы софинансирования региональных программ поддержки предпринимательства.

В то же время, на сегодняшний день существуют ряд вопросов в сфере развития малого и среднего предпринимательства, повышения его конкурентоспособности на пороге вступления России в ВТО, на решении которых необходимо сосредоточить усилия:

проведение целенаправленной работы региональных органов власти совместно с объединениями предпринимателей по подготовке регионов к вступлению России в ВТО:  создание специальных рабочих групп, информирование бизнеса и общественности о ходе и последствиях присоединения к ВТО, реализация превентивных мер, направленных на снижение возможного шокового эффекта для экономик субъектов;

совершенствование законодательной базы в сфере поддержки малого и среднего бизнеса. Законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам поддержки малого предпринимательства, сформированное на основе устаревшего Федерального закона от 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», содержит в себе серьезные недостатки, пробелы и противоречия. В них также отсутствуют нормы, важные для защиты интересов МСП при их деятельности в условиях открытых рынков ВТО;

рассмотрение вопроса о целевом налоговом стимулировании деятельности инновационных МСП, более адресной имущественной поддержке малого и среднего предпринимательства, которые способствовали бы повышению конкурентоспособности отечественных предприятий в преддверии вступления России в ВТО;

дальнейшее повышение эффективности механизмов финансово-кредитной поддержки МСП как на федеральном, так и на региональном уровнях, развитие программ микрофинансирования начинающего бизнеса, схем факторингового кредитования субъектов малого предпринимательства;

расширение возможности по привлечению малыми и средними предприятиями финансирования на рынках капитала и фондовых рынках. В особенности это важно для высокотехнологичных и инновационных компаний, в том числе в области нанотехнологий,  содержащих максимальный потенциал роста капитализации сектора МСП;

совершенствование законодательной базы и механизмов, обеспечивающих приоритетное развитие малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства и инноваций;

развитие опыта и законодательного регулирования межфирменной кооперации, сетевых сообществ (кластеров), включающих в себя представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, объединений предпринимателей, территориальных ТПП, финансово-кредитных организаций, структур безопасности;

создание доступной и прозрачной системы защиты авторских и патентных прав на разработки и ноу-хау МСП, признаваемой на международных рынках;

расширение государственного заказа на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по приоритетным направлениям инновационно-технологического развития с использованием потенциала малого и среднего предпринимательства;

реализация территориальных и отраслевых программ перехода крупных промышленных предприятий к субконтрактной модели производства с обязательным условием передачи части работ на субконтракт малым и средним предприятиям;

формирование полноценной системы подготовки кадров  малого бизнеса для деятельности в условиях открытых рынков. Целевые мероприятия по развитию малого предпринимательства, реализуемые Минэкономразвития России, сформировали возможность регионов получить поддержку из федерального бюджета на реализацию проектов в сфере подготовки кадров, однако единой политики по подготовке кадров для малого бизнеса в России пока нет;

создание единой эффективной системы информационного обмена между органами власти и бизнес-сообществом, информационного обеспечения предпринимательства, возможностей для совершения торговых операций и заключения сделок с партнерами через сеть интернет. В большинстве стран мира интернет стремительно становится главным посредником для малых и средних предприятий, существенно снижающим их затраты при операциях на внешних и внутренних рынках;

поддержка перехода производственных и инновационных МСП к международным стандартам менеджмента и сертификации; организация ускоренной сертификации качества продукции экспортно-ориентированных малых и средних предприятий по нормам ВТО и ЕС, содействие развитию экспортно-ориентированных МСП;

повышение роли профессиональных объединений МСП, как основных субъектов отраслевого лоббирования и защиты интересов бизнеса не только на российском, но и зарубежных рынках;

дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: промышленно-технологических парков, инновационных бизнес–инкубаторов, институтов бизнес-ангелов. Создание информационной базы о деятельности существующей инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также выработка четких критериев оценки результативности мер по ее поддержке;

разработка особого порядка выделения земли, финансирования строительства промышленных и техно-парков, решение проблемы технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, т.е. к сетям естественных монополий, в особенности к электросетям;

разработка специальных программ стимулирования развития малого бизнеса в производственной сфере. Сегодня только 10 – 15 % производственных предприятий имеют доступ к различным региональным программам поддержки малого бизнеса. Примерно такой же показатель информированности о программах Минэкономразвития России, стимулирующих развитие региональных программ поддержки МСП;

повышение уровня информационно-аналитического обеспечения органов государственного управления;

совершенствование системы статистического учета деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящее время статистическая информация формируется на основе выборочной оценки данных по незначительному количеству субъектов малого предпринимательства, что ведет к большим погрешностям в итоговых показателях, а систематического формирования достаточной полноты сведений  о финансово-экономических результатах деятельности индивидуальных предпринимателей, составляющих в масштабах страны значительное большинство малых предприятий, не осуществляется.

Для решения названных проблем и внедрения эффективных инструментов государственной политики, стимулирующих развитие отечественного малого и среднего бизнеса в рамках ВТО, необходимы активные действия государства, бизнеса  и общества.

 Рекомендации Конференции в адрес органов государственной власти, муниципального управления, объединений предпринимателей по созданию условий для ускоренного развития малого и среднего бизнеса на пороге вступления России в ВТО утвердить (прилагаются).


Назад






Copyright © 1993-2024 ТПП РО