Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Март2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       


Первый раз на нашем сайте?

 Как вступить в РТПП

АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

10 Октября 2008

Рязанский вариант отчуждения бизнеса?

Особенности отчуждения недвижимого имущества могут обернуться для многих предпринимателей свертыванием их бизнеса

 

Федеральный закон от 22. 07. 2008 г. №159-ФЗ «Об особенностях порядка отчуждения недвижимого имущества...», вступивший в силу 5 августа, называют также законом о льготной приватизации. Он направлен на оказание адресной господдержки предприятиям малого и среднего предпринимательства (МСП) посредством установления для них преференций в приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества до 1 июля 2010 г. Преимущественное право для МСП на приобретение недвижимого государственного и муниципального имущества по цене, равной его рыночной стоимости, предусматривается в том случае, если арендованное имущество находится у них в аренде непрерывно в течение трех и более лет. В течение 6 месяцев со дня вступления закона в силу регионы должны установить предельные размеры площади и срок рассрочки выкупа имущества. Причем федеральным законом такие пределы не ограничиваются. Если же до 1 января 2009 г. региональными законодательными собраниями предельные значения определены не будут, вступают в силу прямые нормы закона и станут применяться предельные значения, которые к этому времени установит своим постанов­лением Правительство РФ. В этом случае любой арендатор, соответствующий требованиям Закона №159-ФЗ, с 1 января 2009 г. может в заявительном порядке выкупить арендуемое помещение. Со дня вступления закона в силу и до принятия муниципальных решений о льготной приватизации введен мораторий на приватизацию арендуемого имущества. Со дня вступления закона в силу прошло не так уж много времени, а в некоторых регионах, как выявили проверки, организованные Генеральной прокуратурой, исполнительные власти игнорируют закон о льготной приватизации: в одних за это время проводились аукционы по продаже муниципального имущества, в других не торопятся принимать нормативно-правовые акты по льготному выкупу и составлять реестр недвижимости для включения его в региональный и муниципальный фонд поддержки предпринимательства, в третьих – формируют фонд без участия интересов бизнеса, в четвертых – принимают такие сроки рассрочки выкупа имущества, которые могут из особенностей отчуждения недвижимого имущества превратиться в особенности отчуждения МСП от бизнеса. Все это сопровождается протестом предпринимателей. Митинги и пикеты, на которых представители малого бизнеса призывали власти не превращать льготный закон в очередной барьер для развития предпринимательства, прошли в Тульской, Липецкой и Рязанской областях. Рязанские предприниматели недовольны принятым в первом чтении законопроектом «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Рязанской области или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства», внесенным в областную Думу губернатором области Олегом Ковалевым. Именно это и послужило поводом для проведения в редакции газеты «Экономика и жизнь Русь» «круглого стола» на тему «Плюсы и минусы регионального варианта Закона № 159-ФЗ».

 

В беседе приняли участие директор оздоровительного центра ООО «МВЦ» Сергей Бирюков, индивидуальный предприниматель (ИП) Валерий Бурыкин, консультанты финансово-экономического управления Рязанской областной думы Юлия Булак и Оксана Васильева, ИП Геннадий Жильцов, директор ООО «Фотэкс» Сергей Имперский, представитель Общероссийского координационного центра объединений предпринимателей Георгий Конев, директор ООО «Клеопатра» Михаил Корсакин, ИП Геннадий Лановой, первый заместитель министра имущественных и земельных отношений Рязанской области Михаил Майоров, представитель Рязанского регионального отеления «Опоры» России Роман Морев, директор ООО АРПИ «Союз печати» Наталья Скворцова, председатель регионального отделения демократической партии России Борис Храмов, заместитель представителя Издательского дома «Экономическая газета» по ЦФО и Поволжью Виктор Поздняков. Вела «круглый стол» редактор отдела газеты «Экономика и жизнь – Русь» Нина Авдонина.

М. Майоров: «В законопроекте, внесенном губернатором, установлены примерные площади арендуемых помещений, которые могут быть выкуплены малыми предпринимателями при реализации этого права (500 кв. м для всех видов деятельности и 1300 кв. м для тех, кто занимается производственной деятельностью) и сроки рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства (1 год для всех видов деятельности и 3 года для предпринимателей, осуществляющих производственную деятельность). Насколько мне известно, больше всего вызывают несогласие предпринимателей сроки рассрочки платежей. Почему законопроект, внесенный губернатором, предусматривает годичный срок рассрочки при выкупе малыми предпринимателями находящегося у них в аренде недвижимого государственного и муниципального имущества? Прежде чем установить такие сроки, проводили аналитическую работу, смотрели ситуацию в других регионах. В соседних областях сроки варьируются от 1 года до 10 лет. Но законопроекты в большей части на стадии обсуждения: в Костроме – 1 год в первом чтении, максимальный срок 10 лет, во Владимире – 1 год, в Калуге – 3 года, Волгограде – 6 лет. Рассматривали и представленную таблицу из Рязанской торгово-промышленной палаты за подписью ее президента Т. Гусевой: там были указаны 5-летние, 10-летние сроки. Сейчас у нас с вами есть замечательная возможность обсудить этот законопроект. Хотелось бы от предпринимателей получить аргументы не в виде гневных обличений, а в виде конкретных обоснованных (письменных) предложений, которые можно будет направить в областную Думу, где ведется работа по подготовке законопроекта ко второму чтению. Именно там будут принимать во внимание экономические выкладки, позволяющие обосонованно принять решения по срокам».

С. Имперский: «Как разработчики рассчитали такие сроки рассрочки? Для меня, например, они нереальны. С кем-то из предпринимателей этот вопрос обсуждался?»

М. Майоров: «С предпринимателями такие консультации не велись. Бралась информация из официальных органов – налоговых – о финансовом состоянии МП, и делался анализ рынка недвижимости исходя из тех цифр, которые могли быть озвучены при реализации преимущественного права. Поскольку недвижимость реализуется по  рыночной стоимости. Учитывалось мнение муниципальных образований. В районах вообще сроки выкупа предлагали 2 – 3 месяца. Учитывали мнение и городской администрации. Ко второму чтению хотели получить информацию от предпринимателей».

Р. Морев: «Скажите, какова цель у данного законопроекта – максимальное пополнение бюджета в короткий срок или поддержка развития малого предпринимательства как в дальнейшем самого перспективного направления по наполнению бюджета?»

М. Майоров: «Естественно, цель законопроекта – это поддержка малого предпринимательства. Федеральный закон, который был принят по инициативе Президента РФ Д.А.Медведева, направлен на поддержку малого предпринимательства. В чем заключается суть законопроекта? Во-первых, сама возможность купить помещения без участия иных лиц – уже это огромный плюс. Второе – имущество будет продаваться по рыночной стоимости. Это является огромной льготой. На наш взгляд, рассрочка оплаты приобретаемого  имущества – это дотация  малым предпринимателям. Это средства,  которые дает государство на развитие  бизнеса. И годичный срок, на наш взгляд, – это баланс интересов как малого предпринимательства, так и власти – этот срок не нанесет ущерба субъекту того же муниципального образования».

С. Имперский: «А почему Вы думаете, что нанесут ущерб сроки в 3 года или в 5 лет?»

М. Майоров: «Пятилетний срок приведет к тому, что дотации будут необоснованно завышены. И инфляция съест 60% стоимости объектов недвижимости от рыночной».

С. Имперский: «Вы исходите исключительно из инфляционных процессов?»

М. Майоров: «В большей степени, да».

С. Имперский: «Разработчики данного законопроекта исходили из интересов правительства, думали о пополнении бюджета для благих целей – на нужды больных, стариков, малоимущих. А об интересах МБ, для которого принимается этот закон, вы подумали? Ведь предприниматели, арендующие помещения, кто миллион, кто два, вложили по ценам десятигодичной давности в эти объекты недвижимости, чтобы восстановить их. И им никто эти деньги не вернул. А сейчас эти объекты, которые, по существу, уже принадлежат предпринимателям, вы им снова хотите продать да еще в два – три раза дороже. Это разве нормально?»

М. Майоров: «Затраты, связанные с капитальным ремонтом, засчитываются в счет арендной платы. Поэтому говорить об этом – не совсем правильно. На областном уровне такой механизм действует».

С. Имперский: «А в городе возвращают максимум 10%. Миллион вложили, вам максимум вернут 100 тыс. На миллион 6 лет назад можно было жилье купить. Сейчас же хотят, чтобы я свой же миллион у себя выкупил с учетом инфляции. Никто не просчитал все это».

М. Майоров: – Эти вопросы надо было проговаривать при заключении договоров. Есть депутаты горсовета. Надо обращаться к депутатам и добиваться, чтобы вам вернули 100% затрат. Это не поздно и сейчас сделать».

В. Бурыкин: «Меня интересует, чем разработчики законопроекта руководствовались, когда принимали сроки рассрочки платежей не менее одного года? Тем, что нужны деньги для пополнения бюджета? Скажите мне, за этот год вы получите эти деньги? Вы знаете примерно, сколько предпринимателей сейчас могут пойти на выкуп арендуемых ими площадей? То есть тех, кто вовремя заплатил арендную плату».

М. Майоров: «Для справки. У нас 497 договоров».

В. Бурыкин: «Я делаю вывод, что у вас нет таких данных. Допустим, что таких предпринимателей, которые смогут выкупить в течение года помещения, наберется несколько человек. А тех, кто не сможет выкупить, выгонят из этих помещений? У них существуют договоры на 3 – 5 лет. И еще, наши расчеты о том, что мы не можем выкупить за год, мы вам дали. Я считаю, что выбрав год, вы потеряете больше, чем если бы дали нам возможность выкупать помещения за 5 лет. Потому что при пятилетнем сроке почти все предприниматели будут выкупать имущество. Это будет выгодно и бюджету. При годовом сроке мы будем обращаться в прокуратуру, суды, мы не будем освобождать помещения. В интернете опубликованы результаты проверки Генпрокуратуры, где сообщается, как выполняется этот закон. Перечислены области, где его саботируют. Рязанской пока там нет. Но мы уже написали письма в различные инстанции о том, что нас не устраивает рязанский законопроект. Честно говоря, мы всегда раньше воевали с городской властью и не ожидали от областной власти такого прессинга малого бизнеса. Мы были уверены, что власть к нам прислушается и определит срок рассрочки – не более пяти лет. А получили всего лишь год. Недавно прошел съезд «Опоры» России, на котором по качеству закона в том или ином регионе предложили судить об уровне компетентности и политическом весе региональной власти. Там было сказано: «По тому, сколько малому бизнесу выделяется метров и какова будет рассрочка выкупов, можно судить о губернаторе и его отношении к малому бизнесу».

Мне кажется, что наш губернатор не вникал глубоко в проблему, а подписал то, что ему было преподнесено. Тот вариант, который он внес в облдуму, совсем не на пользу малому бизнесу. Уже сейчас некоторые мои знакомые свертывают свой бизнес. Спрашиваю у одного из них, почему? Да мне прислали письмо с требованием освободить помещение, потому что будут проводить капитальный ремонт. Давайте посмотрим, что мы потеряем. 40 тыс. руб. стоит 1 кв. м недвижимого имущества в центре города. Берем 100 кв. м – это 4 млн. руб. Чтобы выкупить такое помещение за год, необходимо в месяц платить более 300 тыс. руб. Чтобы иметь такую прибыль, какой оборот должен быть на этих метрах? За свои средства выкупить эти метры мы не сможем. Если мы возьмем кредит в банке под 20% годовых, то у нас набежит двойная стоимость квадратных метров? Поэтому я не понимаю, чем руководствовались, разрабатывая такой законопроект. Вы нам скажите просто, ребята, помещения нужны для того, чтобы мы продали их москвичам».

М. Майоров: «По поводу реализации преимущественного права. Если принят закон, то это не значит, что все предприниматели обязаны заявить о реализации этого права. Они могут и дальше использовать эти помещения на условиях аренды. В отношении продажи этих помещений в дальнейшем – есть собственник, если мы говорим про муниципальные помещения, – это город Рязань, соответственно рязанский горсовет полномочен принимать такие решения. Механизм принятия решения – это продажа, если предприниматель не реализует свое право в течение полутора лет начиная с 1 января 2009 г. до 1 июля 2010 г. На областном уровне подготовлен проект закона, который будет внесен в Рязанскую областную думу по поводу установления минимальных сроков предоставления в аренду помещений малому и среднему предпринимательству. Это пятилетний срок. Это имущество должно быть включено в перечень, который специально предназначен для предоставления в аренду МП. Это как раз тема бизнес-инкубатора. Этим вопросом занималось Минэкономики. На протяжении 5 лет пытались найти возможность построить этот бизнес-инкубатор, войти в федеральную программу, но специализированные площади созданы не были. В областной собственности таких помещений нет и в городе – тоже. Второй момент по реализации преимущественного права – этот объект должен арендоваться не менее 3-х лет. И третье, должны надлежащим образом выполняться условия договора по внесению арендной платы. Из 497 договоров г. Рязани по 114 договорам имеются просрочки платежей. Начиная от одного дня до полутора месяцев и больше. Надо исходить из тех условий, которые влекут за собой возможность досрочного прекращения договора аренды, например, если идет просрочка более двух раз подряд или если предприниматель не уплачивает два месяца подряд арендную плату. В таком случае должно быть принято решение об отказе в реализации этого права. Решение о том, сможет ли предприниматель реализовать свое право, будет приниматься индивидуально при подаче заявления предпринимателем».

В. Бурыкин: «Простите, я не услышал ответ на вопрос. Чем вы руководствовались, при принятии такого срока выкупа, как год? Я считаю, что за год вы получите денег меньше, чем если бы вы установили 5-летний срок рассрочки».

М. Майоров: «Закон еще не принят. Принята концепция закона. Ко второму чтению как раз надо все эти вопросы поднимать. Решение будут принимать депутаты облдумы. Пожалуйста, представляйте свои расчеты и документы в облдуму. Кроме «хочу 5 лет, 7 лет», ничего от вас пока не поступало. Дайте письменное обоснование, свои расчеты. Правительство, разрабатывая законопроект, руководствовалось исходя из баланса интересов предпринимателей и бюджета».

Г. Конев: «Экономическое обоснование закона есть у вас?»

М. Майоров: «С собой нет».

Г. Жильцов: «Я хочу сказать о более мелких предпринимателях. Таких, у которых чистая прибыль в месяц – 30 тыс. руб. Вот, например, у меня 13 человек работающих. Чистая прибыль составляет 18 тыс. руб. У меня 179 кв. м, возможно ли мне выкупить помещение за год? Своих средств не хватит».

М. Майоров: «Можно взять кредит в банке».

Г. Жильцов: «Кредит? Не дадут. Официально кредиты малому бизнесу готовы предоставить многие, но как только изъявишь желание воспользоваться банковской услугой, то отказывают под разными предлогами. А если узнают, что я еще и пенсионер, и близко не подпустят. Я знаю 12 предпринимателей, у которых чистая прибыль составляет до 30 тыс. руб. Они не смогут выкупить за год те площади, которые занимают. Мне недавно один москвич сказал: «Мы в Рязани заберем все помещения». Настоящий законопроект разработан именно для них. Сроки нереальны, суммы нереальны и условия. Вот, например, как меня зачислили в арендатора-нарушителя. Я годовую сумму за аренду помещения вношу в течение 10 месяцев. Казалось бы, должен быть в числе передовиков плательщиков. Но мне три года подряд предлагают освободить помещение в связи с тем, что я за последние два месяца якобы не заплатил за аренду, и еще плюсуют пени. И только в суде мои доказательства приняли во внимание и решили этот вопрос. Вот таким образом делаются долги предпринимателям по аренде. И такие проблемы не только у меня».

Г. Конев: «Вопрос, который сейчас обсуждается в Рязани, актуален для всех регионов. Предпринимателям надо объединяться в профсоюз, потому что поодиночке не добиться защиты. Принятие данного закона в регионах – как раз реальное подтверждение того, что, если вы не объединитесь, вас задавят. Президент Медведев на совещании в Гагарине сказал: «Прекратите кошмарить малый бизнес». Вот этот законопроект – настоящий кошмар для малого бизнеса. Один год – это, конечно, нереальная норма. Все рассчитывали, что будет как минимум 5. Кому этот закон выгоден? Конечно, федеральным сетям. Московские сети, они выгонят всех рязанских предпринимателей. Для чего это нужно городской администрации? У них будет не 500 договоров, а 5. Их гораздо легче администрировать. Плюс сиюминутное удовлетворение бюджетных аппетитов в плане продажи помещений. Выгода очевидная, она просматривается. На мой взгляд, сегодня предприниматели борются не с властью, а с федеральными сетями. По кредитам. Сегодня Сбербанк официально объявил о повышении всех процентных ставок на 1 - 2%, коммерческие банки – на 2 - 4%. Учитывая ситуацию на финансовых рынках в мире, процентные ставки будут только расти. Малому предпринимателю взять деньги неоткуда. Кроме того, малый бизнес относится к числу рискованных кредитополучателей. Для него в первую очередь поползут процентные ставки. У малого бизнеса обеспечения вообще нет. В некоторых областях еще более-менее выигрышная ситуация, там, где есть структуры поддержки малого бизнеса. Есть бизнес-инкубаторы, бизнес-парки. В Рязанской области структуры поддержки предпринимательства нет. В сфере малого бизнеса занято столько же человек, сколько и в промышленности – 90 тыс. Закон может привести к тому, что многие из них останутся без работы. Кто-нибудь посчитал, сколько надо будет выплатить пособий по безработице, сколько потеряет бюджет недоплаченных налогов. Это убытки. Выгоду получит московский регион. Придут крупные торговые сети, они платить налоги будут не в бюджет нашей области, а в Москву».

Н. Скворцова: «В отличие от вас я не арендую муниципальную собственность. Десять лет назад, когда я открывала свой бизнес – по распространению газет и журналов, я искала помещение в центре города, но они были уже заняты. Тогда, чтобы получить в аренду муниципальное помещение, нужно было иметь связи и деньги. У меня не было ни связей, ни денег. Я развила свой бизнес и все-таки купила помещение в центре города, правда в сгоревшем здании. Теперь я мечтаю купить более удобное для меня помещение. А вам предлагают выкуп арендованных помещений в рассрочку. Вы считаете, что для вас срок рассрочки мал? А я, посмотрев ваши расчеты, считаю, что если вам этот срок сделают пятилетним, на чем вы настаиваете, то вы получите на халяву арендуемые вами помещения в собственность».

В. Бурыкин: «Вы заблуждаетесь или не вникли в суть проблемы».

Б. Храмов: «Даже федеральный закон имеет недостатки, уже в нем записаны те минусы, которые для малого бизнеса очевидны. Например, никто не дает расшифровку таким определениям, как «надлежащий», «добросовестный». Региональный законопроект, который устанавливает сроки рассрочки оплаты имущества один год, просто убивает бизнес. Рыночная стоимость объектов недвижимости создавалась самим малым бизнесом. Предприниматели брали подвал с тараканами и вкладывали свои средства в его капитальный ремонт. А теперь предлагают эти площади выкупить за год. Разработчики проекта говорят, что они руководствовались официальными данными из налоговых органов. На чем «сидит» малый бизнес? На едином налоге на вмененный доход, который не связан с объективными показателями экономической деятельности. И опираться на какие-то данные статистики нельзя. Не рассмотрев реальные доходы малого бизнеса, делать срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами МСП имущества 1 год, некорректно. Расчеты для рязанского законопроекта, на мой взгляд, сделаны «по понятиям». Согласитесь, если этот закон – во благо малого бизнеса, то 5 лет, конечно, лучше, чем один год. А один год – это просто дискредитация малого бизнеса».

Г. Жильцов: «Я вот еще о чем хочу сказать. На все блага, которые делает государство для мелких предпринимателей, мы получаем увеличение цен по всем параметрам. То есть за вывоз мусора я платил по 200 руб., теперь – 900, за воду платил 300 руб., теперь – дважды по 300. А недавно нам дополнительное предписание выдали – платите за аренду труб, которые под вашим домом: а это еще 900 руб. О какой выгоде можно говорить? Льготный закон еще не приняли, а цены уже поползли вверх».

О. Васильева: «Законопроект «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Рязанской области или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» принят в первом чтении. До 10 октября можно вносить предложения. После 10 октября эти предложения будут рассматриваться в профильных комитетах законодательного собрания. Ваши предложения должны быть оформлены письменно и подтверждены соответствующими расчетами. Вот теми самыми выкладками о доходах ваших предприятий, оборотах».

Б. Храмов: «Президент России на одном из совещаний большое внимание уделял саморегулируемым организациям. Саморегулируемая организация наделяется государственными правами. Небольшими, но наделяется, а мы этот рычаг, к сожалению, не используем. Мы, может быть, от митинговщины ушли, а здесь бы решали многие вопросы. На мой взгляд, прообраз такой организации – вот он, наш «круглый стол». Такую организацию нужно создавать. Тогда мы будем нормально и спокойно решать волнующие нас вопросы».

Предприниматели – участники «круглого стола» считают, что в проект Закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства следует внести следующую поправку: «срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества: для производственной деятельности и для иных видов деятельности не более пяти лет». По их мнению, только в таком варианте закон действительно станет льготным для представителей МСП и будет стимулировать развитие малого предпринимательства.

 

(«Экономика и жизнь – Русь» №39).


Назад






Copyright © 1993-2024 РТПП