24 Марта 2009Аура театра Деля
Скопинский народный молодежный театр «Предел», руководимый заслуженным работником культуры РФ, энтузиастом и подвижником Владимиром Делем, вступил в год своего двадцатилетия. Трудно находить какие-то новые и значимые слова про великое и уже состоявшееся искусство вслед за профессиональными критиками из специализированных изданий. За эти двадцать лет феномен молодежного театра из провинциального городка изучался, что называется, под микроскопом. И все суждения – от удивленных и непонимающих: «как это в захолустье могла появиться такая жемчужина» до восхищенных: «спектакли Деля – настоящее чудо» – уже произнесены. Постоянно доказывая, что чудо «Предела» неслучайно, любительский молодежный театр покорял новые и новые профессиональные вершины, становясь победителем или лауреатом театральных фестивалей России, Украины, Литвы, Германии, Франции. За 20 лет наград скопилось множество – около семидесяти, а, может быть, и больше.
В свой юбилейный год «Предел» захотел побаловать зрителя и себя чем-то легким, веселым и радостным, а потому поставил водевиль В. Сологуба «Беда от нежного сердца». Сюжет его довольно анекдотичен и всегда актуален: охота за богатым женихом. Блестяще, искрометно, легко – эпитеты можно продолжать до бесконечности – играют в этой постановке актеры театра «Предел» Максим Паперкин, Анастасия Киселевич, Людмила Летова, Екатерина Авданькина, Кристина Жарикова и, конечно же, сам Владимир Дель, удостоенный за 2008 год Почетного диплома Рязанской торгово-промышленной палаты и Клуба деловых женщин по итогам ежегодного конкурса общественного признания «Люди года» в номинации «Народная культура».
Говоря о достоинствах спектакля, а, точнее, современного мюзикла «Любовная лихорадка во время дефолта», нельзя не упомянуть о режиссерских находках. Их много, всех и не перечислить. Казалось бы, меньше минуты проводят на сцене грузин (Сергей Кулешов) и деревенский обалдуй (Максим Никульшин), но зритель катается от смеха. А какой же мюзикл без танцев и песен! Куплеты о дефолте в исполнении Анны Крючковой запоминаются надолго. Кстати, поют и танцуют в мюзикле все актеры, причем делают это здорово, на высоком профессиональном уровне. В этом, как мне представляется, есть заслуга не только самих актеров, но и режиссера.
Настю (Анастасия Трифонова), одну из главных героинь мюзикла, сироту-племянницу, хочется выделить особо. На первый взгляд, она в этом развеселом действе – образ выпадающий, тело инородное и статичное. Слова произносит слишком правильно, да и ритм движения у нее свой. Но потом, к окончанию спектакля, понимаешь, что именно ее игра и образ в целом рождают чувство сопричастности к великим и незыблемым истинам. И не потому, что доброта и честность – вознаграждаются, а жадность и порок – наказываются. Где-то на уровне подсознания происходит понимание существования ангелов среди людей и необходимости жизни по заповедям. За такой подачей образа и проглядывается замысел режиссера Владимира Деля, который позволяет воссоздавать на сцене ауру веры, надежды, любви и помогает завоевывать сердца зрителей самого разного возраста.
На вопрос, в чем секрет успеха Владимира Деля и театра «Предел», как мне думается, мало кто может вразумительно и полно ответить. Да, есть личность режиссера, человека, работающего с небывалой самоотдачей. Да, есть взращенные таланты. Но есть еще какая-то неуловимая аура, рождающаяся в недрах коллектива и каждый раз привносимая на сценическую площадку. И всякий раз один и тот же спектакль смотрится уже как новое творение. Очень хочется надеяться, что монография, посвященная молодежному театру и его руководителю, которая готовится к изданию в Москве, сможет дать исчерпывающее понимание феномену «Предела».
Виктор Баженов.
На снимках: сцена из спектакля; благодарные зрители.
Фото автора.
|