Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Апрель2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Базы данных

 Разместим Ваши коммерческие предложения

АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

06 Августа 2009

Выступление Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина на расширенном заседании правления ТПП РФ 27 мая 2009 г.

Уважаемый Евгений Максимович, уважаемые коллеги!

Я очень рад возможности выступить сегодня в столь представительной и авторитетной аудитории. И, прежде всего, хотел бы поблагодарить руководство ТПП России, членов и экспертов Торгово-промышленной палаты за заинтересованное сотрудничество с правительством, за конструктивные предложения по важнейшим вопросам социального и экономического развития страны.

Особо хочу отметить участие представителей ТПП в доработке антикризисного плана Правительства. Многие ваши замечания и идеи не только учтены, но уже сейчас используются, реализуются в практической работе.

Тема сегодняшнего заседания – «Создание и поддержка инновационных точек роста как ключевое направление антикризисных действий бизнеса и власти». В полной мере разделяю подобную постановку вопроса. Она очень своевременна и в высшей степени востребована.

Именно модернизационный подход заложен в идеологию антикризисного плана Правительства. Я еще раз подчеркну: это не просто план простого выживания в период кризиса – это план развития. Задача не только минимизировать потери, сохранить экономический, производственный потенциал, но и обновить, усилить его, нарастить наш «человеческий капитал», добиться качественных сдвигов в структуре производства и экспорта.

В противном случае, ничего не меняя, мы лишь законсервируем малоэффективную и очень уязвимую от внешней конъюнктуры модель. Без должной отдачи потратим огромные ресурсы и средства налогоплательщиков и по-прежнему будем отставать от ведущих стран мира.

Приведу лишь несколько цифр, – собственно говоря, я думаю, они вам хорошо известны. Удельный вес инновационной продукции в нашей экономике – немногим более 5 процентов, а доля предприятий, осуществляющих технологические инновации – менее 10 процентов. Конечно, такое положение дел устроить нас не может.

Поэтому, пусть и в менее комфортных условиях, но мы должны двигаться вперед, переводить экономику на инновационные рельсы, задействовать новые факторы для посткризисного роста и дополнительные рычаги повышения производительности труда, эффективности и конкурентоспособности.

Сегодня нам крайне важно стимулировать вложения бизнеса в новые разработки, модернизацию производства и передовые технологии. Вы знаете, что в последнее время на этом направлении был предпринят целый ряд конкретных шагов. Имею в виду увеличение амортизационной премии с 10 до 30%, снижение налогов на инвестиции предприятий в НИОКРы и техническое перевооружение, освобождение от НДС импорта оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.

Ускорены также процедуры таможенного оформления экспорта и импорта высокотехнологичной продукции, разработан упрощенный порядок выведения на рынок новой инновационной продукции, основанный на добровольном декларировании соответствия.

Мы намерены стимулировать спрос на инновации и через федеральные целевые программы. Высокотехнологичные проекты, осуществляемые при поддержке государства, будем стараться сохранять и в будущем.

В скорректированном бюджете на 2009 год по максимуму сохранены расходы на развитие таких высокотехнологичных и наукоемких отраслей, как авиа- и судостроение, космос, атомная энергетика, радиоэлектронная промышленность. На эти цели в этом году мы выделяем более 300 млрд. рублей. Я должен сказать, было очень сложно сохранить эти ресурсы в условиях сокращения доходов. Нужно было выбирать приоритеты. Имею в виду и высоко поднятую планку социальных расходов. И это надо было сохранить, и макроэкономику не поставить в трудную и опасную ситуацию.

В названных высокотехнологичных сферах у нас есть серьезные заделы и конкурентные преимущества, и мы можем существенно укрепить свое присутствие на глобальных рынках, например, увеличить российскую долю в коммерческих космических запусках с сегодняшних 40 процентов до примерно половины рынка. При этом, конечно же, будем наращивать и научную часть космической деятельности.

Несмотря на все известные ограничения, продолжим развивать и программу по нанотехнологиям. Уже в ближайшее время планируется развернуть ряд таких производств. Причем они будут иметь мультипликативный эффект для целого ряда отраслей – энергетики, электроники, медицины.

Далее. К финансированию инвестиционных проектов в высокотехнологичных секторах экономики активно привлекаются такие серьезные ресурсы, как ресурсы Банка развития, субсидируются ставки по кредитам, которые направляются на цели технического перевооружения. Планируем расширять подобную практику и в будущем.

Хотел бы еще раз отметить: предоставляя финансовую поддержку компаниям реального сектора экономики, мы ставим достаточно жесткие условия. На каждом предприятии – получателе господдержки должны быть реализованы программы модернизации производства, а также повышения производительности труда и энергосбережения.

И в первую очередь, это относится к естественным монополиям, госкорпорациям, предприятиям с госучастием. Эти компании сейчас ищут пути снижения своих издержек, но думаю, что ассигнования на научные разработки и инновации – это, конечно же, не статья для экономии.

Следующая задача: нам надо завершить создание по-настоящему интегрированной инновационной инфраструктуры, пока она все еще фрагментарна и не способна эффективно поддерживать инновационный процесс на протяжении всей цепочки – от генерации идеи до внедрения новых продуктов на рынок.

Мы должны продолжить формирование рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности, совместно с бизнесом и наукой создать систему научного и технологического прогнозирования.

Считаю, что нам надо шире использовать различные формы частно-государственного партнерства в инновационной сфере, например, формировать тематику НИОКРов с упором на заинтересованность предприятий в их результатах или передавать технологии, созданные засчет федерального бюджета, для последующей коммерциализации с привлечением внебюджетных источников. Думаю, в этом и государство, и бизнес были бы заинтересованы.

За последние годы мы уже вложили порядка 30 млрд. рублей в развитие инженерной, транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры особых экономических зон, технопарков и наукоградов. Эти инвестиции обязательно должны принести отдачу.

Один из самых восприимчивых к инновациям секторов экономики – это малый бизнес. Депутатами внесен законопроект, который даст возможность бюджетным научным и образовательным учреждениям, хочу это подчеркнуть, создавать малые инновационные предприятия. Причем они смогут вкладывать в уставный капитал этих компаний права на результаты своих научных разработок. Правительство поддерживает такую идею и уже дало положительное заключение на этот законопроект. Я очень рассчитываю на то, что широкая сеть наших высших учебных заведений, да, может быть, даже и средних учебных заведений, сможет реально включиться в инновационную экономику.

Могу также сказать, что средства «Российской венчурной компании» будут использованы для создания так называемых «посевных фондов». Речь идет о финансовой поддержке малых предприятий на начальной, высоко рискованной стадии развития инновационных производств.

И, конечно, многое зависит и от позиции объединений бизнеса, такого, например, объединения, как ваше. В деловой среде нужно повышать статус и престиж инноватора, изобретателя, в целом формировать новую инновационную культуру, если позволите выразиться таким образом, – создавать моду на креатив.

Рассчитываем здесь на активную работу Торгово-промышленной палаты и других подобных структур.

И в заключение хотел бы обратить внимание на то, что Дмитрий Анатольевич Медведев недавно предложил создать комиссию по модернизации и технологическому развитию экономики. Рассчитываю, что бизнес, его объединения окажут самое активное содействие в деятельности этой комиссии.

Благодарю за внимание. Спасибо большое.

 

Заключительное слово В.В.Путина

Перед тем, как Евгений Максимович объявит короткий перерыв, я позволю себе очень быстро отреагировать на выступления, которые здесь прозвучали. Начну с последнего, поскольку делал пометки.

Понимаете, мы ведь для этого здесь и собрались, мы для этого и организуем программы в сфере высоких технологий, мы для этого и объявили в качестве генеральной линии развития инновационное развитие нашей экономики – для того, чтобы вместе с вами искать пути, как мы можем эту проблему решить.

Я считаю, что наша работа здесь должна быть в хорошем смысле агрессивной и солидарной. Поменьше «плача Ярославны», побольше конкретных предложений.

Действительно, на этом пути много проблем. И не потому, что кто-то не хочет, а потому, что у нас сложилась определенная структура экономики за целые десятилетия предыдущей жизни.

Мы проводили инновации в 1936, 1938, 1939, 1940 годах и еще немного – в пятидесятых. Все. С индустриализацией практически крупномасштабные инновации в стране закончились. Если не считать ядерный проект, космический проект, который был тесно связан с ядерным. И понятно тоже, что лежало в основе осуществления этих проектов – выживаемость Советского Союза, создание условий для его выживаемости после Второй мировой войны и после начала ядерного века. Сконцентрировали все ресурсы государства и создали ядерный комплекс, ракетный комплекс и так далее.

Сегодня нам нужно это делать в других условиях, сегодня другие инструменты должны быть использованы. Нам нужно вместе с вами их создать. Конечно, нам всем хочется иметь национальных лидеров и национальных чемпионов в сфере высоких технологий. Кому не хочется?! Мы для этого и начали об этом говорить 3-4 года назад. Мы именно поэтому заложили в программу развития страны до 2020 года инновационное направление нашего развития.

В программу работы правительства до 2012 года погрузили те же самые идеи. Я уже говорил, выступая здесь на трибуне: несмотря на все сложности кризисного периода, мы все-таки стараемся настроить систему таким образом, чтобы были востребованы продукты в высокотехнологичной сфере. Чтобы там было выгодно работать. И если в Зеленограде, кстати говоря, что-то происходит – в том числе, наверное, в результате целенаправленных действий последних лет. Как создать этих чемпионов в высокотехнологичных областях – давайте думать вместе.

Предыдущие выступающие тоже говорили и намекали на то, что закупается не все правильно, и экспертиза ваша не очень востребована. Вопрос в чем? Кто будет решать, куда и в каких объемах направлять эти государственные ресурсы. А я так понял, что весь пафос нашего коллеги, который выступал, заключался в том, что без государственной поддержки вряд ли что-то можно сделать. Мы готовы эти ресурсы сконцентрировать и направить туда. Механизм давайте выработаем вместе – прозрачный, понятный и некоррупционный.

А сегодняшняя экономика у нас требует других инвестиций. Инвестиции – это «умные» деньги. Инвестиции – это деньги, которые вкладываются для того, чтобы получать еще больше денег. И там, где можно получить их еще больше и быстрее, туда и несут. Условия надо создавать, но это нельзя сделать одним ударом. Постепенно нужно перестраивать всю систему экономики. А то ведь, вы знаете, так можно убить источники, из которых можно инновации финансировать. Здесь нужно действовать аккуратно. Но я благодарен за то, что сегодня мы так заинтересованно обсуждаем эти вопросы.

Теперь некоторые вещи системного характера. Мы много раз возвращаемся к проблеме кредитования. И все с вами хорошо знаем: действительно, в нашей экономике так называемых «длинных» денег очень мало или почти нет. Откуда они складываются в нормальных развитых экономиках, эти так называемые «длинные» деньги, «длинные» ресурсы. Они складываются из нескольких составляющих, которые образовались в результате внутреннего развития этих экономик, из денег граждан, которые вложены в финансовую систему страны в большом количестве и надолго.

Эти «длинные» деньги складываются из средств, которые лежат в финансовой системе – депозиты. Переходящие остатки, которые тоже в большом количестве задерживаются надолго в финансовой системе и являются свободными. Они складываются из средств пенсионных фондов и из денег страховых компаний. Вот массив, в основе которого лежат «длинные» деньги. Я хочу обратить ваше внимание, что наша рыночная экономика развивается всего несколько лет. Реальная рыночная экономика – меньше десятилетия. Может быть, чуть больше.

У нас нет пенсионных фондов, таких как в Америке или в Западной Европе. Нет накоплений граждан, которые лежат в финансовой системе – не востребованы сегодня и еще долго будут лежать, потому что никто не дергается и не стаскивает их, как только что-то в экономике закачалось, понимаете? А государственными деньгами, государственными ресурсами эту проблему не решить.

Да никто ее и не решает государственными деньгами. Вот сейчас в США пытаются что-то делать, но там все сложно и результат еще не известен. У них дефицит уже зашкаливает за 13%. Такого вообще никогда не было. И к чему это приведет – еще не понятно. Дай бог им успехов, потому что и мы в этом заинтересованы.

Мы даже этого позволить себе не можем. Они напечатали, с мешком пришли в ФРС, забрали – и все. Смотрят только на макроэкономические последствия. А мы с вами куда пойдем?

Действовать здесь нужно очень аккуратно, очень взвешенно.

Теперь дальше. По поводу включения высокотехнологичных производств в списки предприятий, которые пользуются особой поддержкой государства и являются системообразующими. Мы действительно, Евгений Максимович, не выделяли такой группы. Но и в списке системообразующих предприятий в гражданской сфере такие предприятия все же есть. А потом, у нас еще есть специальный список системообразующих предприятий в оборонке, в ОПК. Они практически все в высокотехнологичной сфере находятся.

Ну, а что касается – я уже об этом говорил – допустим, космоса, судостроения, авиастроения – мы даже ничего не сократили там. Они у нас наперечет. Хотя я, тем не менее, пометил, и замечания ваши мы постараемся учесть. Может быть, действительно, какой-то дополнительный акцент в особой поддержке государства следует сделать.

Теперь – доступ малых предприятий к госзаказам. Надо, конечно, посмотреть, чего там не хватает. Я принимаю это замечание. Конечно, не удается там до конца довести, вы, наверное, это чувствуете, а мы, со своей стороны, должны обратить на это повышенное внимание с тем, чтобы эти малые предприятия имели возможность доступа к госзаказам. Сам выступающий сказал о позитивных ожиданиях по поводу электронных торгов. Мы тоже рассчитываем на то, что это будет эффективная работа. Посмотрим, как это заработает.

Выставочная деятельность. Я полностью согласен: мало, очень мало в выставочной деятельности уделяется внимания проблемам высокотехнологических производств. Мы просто должны обратить на это внимание. Полностью принимаю.

«Союзэкспертиза». Полностью с вами согласен. Если опять вас начинают отстранять от этой работы – это неправильно. Мы посмотрим, подумаем, как формализовать нашу совместную работу – между правительством, вашей структурой и «Союзэкспертизой». Уверен, что это востребовано. Просто абсолютно в этом убежден, чего бы там в ведомствах ни говорили. Это касается не только Министерства обороны, но и других ведомств. Вы правильно назвали их, ясно, о ком идет речь.

По поводу того, что в некоторых случаях прекращается финансирование НИОКРов – там, где частный бизнес не софинансируют. Наверное, такие случаи возможны. По идее, это ведь откуда возникло – это попытка реализовать так называемое частно-государственное партнерство. Если частный бизнес перестает финансировать, то, конечно, государство не всегда может сохранить за собой 100-процентное финансирование. Потому что ведь предполагается, что результаты этой работы фактически будут переданы потом частному бизнесу.

Это первоначально вообще смотрится как: есть частный бизнес, который хочет реализовать проект. Государство приходит с деньгами налогоплательщиков, вкладывает их туда, а потом как бы и выходит. Вообще возникает вопрос: а что государство делает? Я считаю, что это правильная работа. Государство может выйти оттуда без ущерба, но толкнуть развитие, передав потом эксплуатацию результатов этой совместной первоначальной деятельности в частные руки. Но если частный бизнес вообще уходит, то не всегда есть возможность государству там сохраниться.

Правда, в высокотехнологичных областях, наверное, нужно посмотреть дополнительно. Может быть, где-то остаться и финансировать в ожидании того, что рынок восстановится и интерес частного бизнеса к результатам этой деятельности повысится. Хотя в условиях кризиса это очень сложно сделать. Но в некоторых случаях мы, тем не менее, остаемся там. Государство остается даже без бизнеса. Такие случаи есть. Я знаю их лично, потому что лично принимал по ним решения.

Наконец, в завершение. Очень часто мы в разных вариантах слышим тезис об импортозамещении. Я еще раз хочу высказаться по этому поводу. Я не считаю, что импортозамещение – это самоцель. И вообще, когда мы говорим об импортозамещении, мы говорим о том, что там или здесь у нас производятся товары не хуже, чем где-то у наших конкурентов – это уже порочный подход к решению проблемы инновационного развития. Что значит не хуже? Мы должны делать дешевле и лучше, или вообще не делать. Может быть, легче купить?

Я понимаю, когда речь идет об обороноспособности государства, о таких сферах жизнедеятельности страны, без развития которых, мы не можем обеспечить ее существование. Тогда – да, тогда нам нужно даже задорого, но производить у себя, стремиться к лучшему качеству, к меньшим затратам, но у себя делать.

Но если мы говорим в целом об экономике, то нет смысла заниматься импортозамещением, если можно купить задешево. Потому что, если мы всегда будем стремиться догонять, мы всегда будем в отстающих.

А по большому счету надо создавать новые центры компетенции. И выходить вообще на новый способ решения той или иной проблемы, повышая конкурентоспособность экономики в целом.

Я хочу пожелать вам успехов в работе. Спасибо вам большое.


Назад






Copyright © 1993-2024 РТПП