Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Апрель2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Коммерческие предложения

 Полезные ссылки

АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

08 Сентября 2009

Ученье дорого? Невежество – дороже

В качестве российского образования не сомневаются только иностранцы. Это подтвердил в своем интервью накануне нового учебного года Президент России Дмитрий Медведев. Ознакомившись с ним (интервью), можно было сделать вывод, что если ты не видишь необходимости модернизации отечественного образования, ты либо не задумываешься о будущем России, либо – иностранец.

При этом, образование наше вот уже лет двадцать непрерывно реформируется. И какие только колдобины не доводилось преодолевать в ходе этих реформ. Мы, например, сами не заметили, как среднее образование в нашей стране перестало быть обязательным. Были совсем недавно времена, когда не все малыши шли в сентябре в школу по разным причинам, а государственные чиновники никакой ответственности за это не несли: обучение ребенка стало сферой ответственности родителей. В школу пришли сотни новых учебников и десятки новых образовательных программ, но дети наши почему-то выходили из нее все менее грамотными и эрудированными. Бывали времена, когда учителя месяцами не получали нищенскую зарплату, а детям не давали даже горячего чая с булкой на завтрак...

Теперь все, конечно, изменилось к лучшему. Нацпроект «Образование» сделал свое дело, улучшилась материальная база образования, появилась возможность поощрять за труд лучших педагогов и лучшие школы. Но в общем и среднем, зарплата педагогов остается пока низкой, и для того, чтобы повысить ее, местной власти приходится проявлять изобретательность. Вот и на последней августовской педагогической конференции губернатор обещал поискать и найти возможность увеличить зарплату рязанским учителям. Хотя и кризис на дворе, в связи с чем, федеральный бюджет не собирается повышать зарплату бюджетникам в 2010 году. А учителя все – бюджетники. Среди них в нашей области сегодня примерно каждый пятый – пенсионного возраста, и лишь 6 процентов учителей работают в школе менее 5 лет. Можно сколько угодно рассуждать о новых требованиях к качеству образования, но повышения этого качества не добиться, если в школу не придет молодой, грамотный, амбициозный учитель.

Заговорили, наконец, о единых государственных стандартах образования. Хотя не все пока представляют себе, какими они будут, эти стандарты. Ввели единый государственный экзамен для того, чтобы уравнять шансы выпускников на поступление в вузы. Возникли в связи с этим проблемы. Не могли не возникнуть. Но в том, как государство настаивает на внедрении новых правил приема в высшие учебные заведения, видна решимость корен­ным образом изменить подходы к высшему профессиональному образованию в стране. Президент настаивает на том, чтобы в будущее Россия пришла с новым образованием. На образование сегодня из всех источников финансирования, включая негосударственные, тратится больше денег, чем на культуру, – 1 трлн. 800 млрд. рублей. Наш областной бюджет тратит на образование более полутора миллиардов рублей – 5,4 процента расходной части. В области строятся 12 объектов образования. И все-таки на все денег не хватает. Школа сегодня не может обойтись без помощи родителей и спонсоров. И, может быть, в этом общественном внимании к проблемам школы – ее спасение.

Наверное, это правильно, что модернизацию страны ее руководство связывает с модернизацией образования. Хотя процесс это болезненный, социально чувствительный и очень затратный. Причем для всех: государства, граждан, работодателей. Вот сегодня большая часть выпускников школ поступают в вузы. А начальное профессиональное образование остается как бы за бортом общественного интереса. Это притом, что экономике сегодня более всего необходимы не белые, а синие воротнички – рабочие, техники, те, кто что-то умеет делать руками. Конечно, это должен быть другого качества труд и другого качества профессионал. Но он должен быть. А его пока нет. И высокие заработки, и щедрые бонусы не привлекают молодежь в непосредственное производство. Все не могут быть юристами, экономистами и даже предпринимателями. В теории мы все это понимаем. Но детей своих готовим к другим перспективам.

Может, выход в непрерывности образования. У нас почему-то считалось, что получение университетского диплома дает индульгенцию на все и навсегда. А учиться и приобретать новые знания и навыки приходится всю жизнь. Есть такая широко цитируемая истина: то, чему учили в школах и университетах, – это не образование, а способ получить образование.

Но наша многоступенчатая система образования менее всего приспособлена как раз к непрерывности обучения. Скажите, много у нас возможностей переобучиться, получить новую профессию быстро и недорого? Как раз в период экономического кризиса это очень актуально. Можем мы себе позволить дистанционное обучение в той области, которая нас интересует? Готов ли работодатель платить за повышение профессиональной квалификации работника? Это лишь немногие вопросы из тех, которые должна решить модернизация образования.

Самое интересное сегодня в том, что на каждый из этих вопросов ответы уже ищут и подчас находят. Но как все у нас это происходит чрезвычайно медленно, с какими-то непреодолимыми барьерами. Чаще всего бюрократическими и психологическими. Мы как-то не можем себе представить, что в современных технологических условиях образование любого уровня становится чрезвычайно доступным для того, кто хочет учиться. И по устоявшейся привычке продолжаем расставлять барьеры: на пороге в детский сад, школу, вуз, в зарубежный университет. В преодолении этих барьеров и вырастает личность. Это единственная польза от них.

И еще одно заблуждение нам предстоит преодолеть – о бесплатности образования. Образование всегда стоит денег. Вопрос в том – кому? Государству или конкретному гражданину? Кстати, именно на образование своих детей россияне готовы тратить в первую очередь. Мы уже понимаем, что хорошее образование стоит денег. Но невежество обходится дороже.

Ирина СИЗОВА.

(«Рязанские ведомости»).


Назад






Copyright © 1993-2024 РТПП