03 Ноября 2009Оптимизация поставок, снижение затрат на персонал – реакция малого бизнеса на кризисРеакция малых предприятий на кризис – жесткая оптимизация и самих себя (внутренней среды), и отношений с контрагентами (внешней средой).
Предприятиям, обследованным в текущем году Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), было предложено отметить несколько важных мер, которые им приходится принимать, чтобы минимизировать негативное влияние финансово-экономического кризиса. Самая большая доля (45,9% опрошенных) заявили, что сокращают (или сократили) штат своих сотрудников. На втором месте – три группы предприятий, которые сократили издержки на приобретение ресурсов засчет пересмотра контрактов с поставщиками, сменили поставщиков или изменили закупаемые ресурсы (по 34,4% опрошенных). На третьем – те, кто сократили затраты на аренду помещений (32,8%).
После этого исследователи попросили респондентов отметить самую важную (одну) меру, которая предпринимается ими для снижения кризисного негатива (результаты см. в таблице ниже):
Меры, предпринимаемые для минимизации негативного влияния
последствий финансово-экономического кризиса
Меры
|
Важные меры, доля, %
|
Наиболее важная мера, доля, % |
Сокращение штата сотрудников |
45,9 |
8,6 |
Предоставление части сотрудников неоплачиваемых отпусков |
14,8 |
4,1 |
Сокращение заработной платы |
27,9 |
6,5 |
Сокращение издержек на приобретение ресурсов и товаров засчет пересмотра контрактов с поставщиками |
34,4 |
6,9 |
Сокращение издержек на приобретение ресурсов и товаров за счет смены поставщиков |
34,4 |
9,3 |
Сокращение издержек засчет изменения закупаемых ресурсов и товаров |
34,4 |
11 |
Сокращение инвестиционных затрат |
8,2 |
3,1 |
Отказ от инвестиционных затрат |
13,1 |
2,4 |
Сокращение затрат на аренду (смена помещений, отказ от отдельных арендуемых объектов недвижимости) |
32,8 |
2,7 |
Сокращение прочих издержек (избавление от низкоэффективных затрат) |
24,6 |
8,2 |
Сокращение объемов производства / торговли |
21,3 |
5,5 |
Оптимизация налогообложения |
11,5 |
3,1 |
Закрытие бизнеса |
- |
- |
Интенсификация рекламы и маркетинга |
21,3 |
5,8 |
Стимулирование спроса на продукцию засчет предоставления скидок |
30 |
7,9 |
Поиск заемных финансовых ресурсов |
8,2 |
2,4 |
Поиск стратегических инвесторов |
3,3 |
1 |
Поиск покупателей бизнеса |
- |
1 |
Другое |
4,9 |
7,6 |
Затруднились/отказались ответить |
- |
2,7 |
Сагрегировав полученные результаты, мы увидим, что наиболее важной мерой для адаптации к влиянию кризиса малый бизнес посчитал оптимизацию своих отношений с поставщиками (27,2%). На втором месте – группа малых предприятий, для которых главный инструмент выживания – сокращение расходов на персонал (19,2%). И только на третьем месте оказалась группа предприятий, которые основной мерой в условиях кризиса посчитали более активное рыночное поведение по продвижению своих товаров и услуг – интенсификацию собственной маркетинговой и рекламной деятельности (13,7%).
Наиболее важные направления действий, предпринимаемых предпринимателями для минимизации негативного влияния последствий финансово-экономического кризиса
Для справки:
В рамках проекта было проведено анкетирование руководителей малых предприятий в 4 субъектах Российской Федерации: Москве (25,3%), Новгородской (24,7%), Томской (25,0%) и Ростовской (25,0%) областях. Опрос проводил в 2009 году АНО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» по заказу Научного Фонда теоретических и прикладных исследований «Либеральная миссия»
|