Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Март2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       


Первый раз на нашем сайте?

 Как вступить в РТПП

АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

23 Ноября 2009

Малый бизнес: между «тенью» и пропастью

Алексей Шестоперов, руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства: «Наш мониторинг отражает динамику развития малого бизнеса…»

 

– Алексей, Вы составили мониторинг состояния малого и среднего бизнеса в российских регионах в первом квартале этого года по четырем позициям: число малых предприятий, численность списочной занятости на малых предприятиях, объем оборота малых предприятий и объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.

– Да. Это – стандартный набор данных, собираемых Росстатом.

– Итоги этого мониторинга категорически не совпали с итогами рейтинга развития предпринимательства, составленного нашим же институтом по итогам прошлого года. Ни один регион из десятки лучших в прошлогоднем рейтинге в десятку лучших по итогам мониторинга не попал. Разумеется, есть очень резкие различия между прошлым годом и первым кварталом этого года: 2008-й год был по большей части предкризисным, а 2009-й – кризисный год. Как Вы считаете, можно ли сделать из этих данных самый простой и напрашивающийся вывод: развитие предпринимательства в российских регионах в кризисный период имеет мало общего с его развитием в спокойные времена? И что активное развитие малого и среднего бизнеса в докризисный период не предполагало его устойчивости под ударами кризиса.

– Такой вывод, конечно, напрашивается, но я не стал бы его столь категорично делать. Начнем с того, что разные рейтинги составляются по разным методикам. При составлении рейтинга за 2008-й год рассчитывался индекс, учитывавший все те же четыре показателя, и получалось в итоге одно число, показывавшее место региона среди других. Что же касается мониторинга за первый квартал, то мы не составляли такого индекса. Мы рассматривали динамику развития малого предпринимательства. И первую десятку составили регионы, имевшие за этот период положительную динамику. Разумеется, они могут не совпадать с прошлогодним рейтингом. Более того, это не означает, что по общему развитию малого предпринимательства регионы, показавшие положительную динамику, далеко ушли от тех мест, которые занимали в прошлогоднем рейтинге.

– Но что в таком случае показывают результаты мониторинга?

– Они показывают, что в первом квартале этого года в ряде регионов кризис ощущался не так сильно, как в других. И поэтому показатели немного растут. Это во-первых. Во-вторых, если говорить, почему в этом списке нет регионов из предыдущего рейтинга, то, видимо, по ним кризис ударил сильнее.  Я более подробно изучал ситуацию в отдельных регионах, и могу сказать, например, о положении дел в республике Башкортостан.

– Башкортостан занял, между прочим, в предыдущем рейтинге 11-е место.

– Да. И в рейтинге регионов Приволжского федерального округа республика заняла первое место. А если смотреть на динамику развития в первом квартале этого года, то Башкортостан попал в число регионов, больше всех пострадавших от кризиса. Во всяком случае, в своем Приволжском федеральном округе точно. Так же, как он пострадала разве что Кировская область. Хотя, если составлять рейтинг по первому кварталу, может оказаться, что с учетом предыдущего развития Башкортостан не очень сильно опустился бы в общем списке, по сравнению с прошлым годом. Ведь, на самом деле, очень многое зависит и от устойчивости экономики региона, и от того, насколько сильно кризис ударил по основным ее отраслям.

– Да, разные отрасли нашей экономики пострадали от кризиса в разной степени.

– Разумеется. И какие-то регионы в связи с этим оказались более устойчивыми, а какие-то – менее.

– Тогда напрашивается простой вопрос: как соотносятся устойчивость в кризисный период и предыдущий успех, достигнутый в докризисное время?

– Это сложный вопрос. Для конкретного ответа на него надо рассматривать очень большое количество параметров. Какие-то сектора экономики, очень динамично развивавшиеся в последние годы, могли обрушиться под ударами кризиса, потянув за собой тот же малый бизнес: крупные предприятия сокращают производство, резко падает платежеспособность населения, что сразу отражается на торговле и сфере услуг. Поэтому надо проводить конкретные исследования всей региональной экономики. Тогда станет понятно, почему в отдельных регионах продолжается рост малого бизнеса, а в других он идет на спад.

– В первую десятку мониторинга попали автономные округа (Ненецкий, согласно составленному Вами списку, занял первое место, Ямало-Ненецкий замкнул десятку лучших), которых в прошлогоднем рейтинге и близко к ней не было.

– А вот это – вещи чисто методические. Наш мониторинг не учитывает общих показателей, только динамику. И в этом случае небольшие автономные округа имеют преимущество перед регионами: процентный рост (в Ненецком автономном округе число малых предприятий выросло в два с лишним раза) достигается проще. Было, например, двести предприятий, в кризис осталось без работы несколько тысяч человек, они с помощью местной администрации открыли еще двести предприятий – вот уже и рост в два раза. А если в области было 200 000 малых предприятий, сколько их надо открыть для такой динамики?

– То есть, чем меньше предприятий в регионе, тем легче ему пробиться на высокое место в мониторинге?

– Не совсем так. Чем меньше предприятий, тем сильнее могут быть перепады в развитии. В том числе и в лучшую сторону.

– Но в первой десятке мониторинга есть и большие регионы: Оренбургская область (второе место), Тюменская область, Хабаровский край.

– С положением дел в Оренбургской области мы довольно хорошо знакомы: там областное руководство проводило очень большую работу по борьбе с кризисными явлениями. В регионе прошли довольно серьезные сокращения на крупных предприятиях, и региональные, а также местные власти сделали очень много, чтобы обеспечить занятость оставшихся без работы людей. Именно их усилиями были в итоге созданы многие новые малые предприятия, которые и обеспечили хорошую динамику, отмеченную нашим мониторингом. Вообще надо сказать, что очень большую роль в кризисный период играют местные власти, те усилия, которые они успевают вовремя предпринять. При этом понятно, что основные проблемы, вызванные кризисом, сохраняются (это и доступ к финансам, и административные барьеры, и многократные проверки), но отмеченный рост можно объяснить и тем, что люди, потерявшие работу, смогли начать свое дело благодаря помощи региональных администраций. Это, конечно, – лишь одно из объяснений. Может быть, свою роль играет и реализация предыдущих решений в сфере поддержки малого предпринимательства. Если говорить про ту же Оренбургскую область, то там этим занимались очень активно. Региональная администрация активно развивала инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, создавала гарантийный фонд, реализовывала программы субсидирования. А в тяжелый кризисный момент в регионе начали реализовывать программы содействия занятости.

– Алексей, мы остановились на положении дел в Оренбургской области, а что можно сказать о других регионах, занявших первые места по итогам мониторинга?

– Я, например, помню ситуацию в Тамбовской области еще по прошлым исследованиям. Она всегда выделялась стабильным ростом. И пусть этот рост шел не очень высокими темпами, но он был стабилен, он наблюдался по всем показателям. И всегда речь шла о том, что область развивается планомерно и спокойно. Поэтому итоги нынешнего мониторинга нами воспринимаются как должное. Тамбовская область показывает свой постоянный умеренный рост, несмотря на трудности, связанные с экономическим кризисом.

Сложнее говорить о других регионах, с которыми мы до сих пор меньше сотрудничали.

Но я предполагаю, что, например, Хабаровский край мог попасть в десятку и за счет внешнеэкономических связей.

– Имеется в виду сотрудничество с Китаем?

– Разумеется, в первую очередь, именно оно. Мы знаем, что Китай активно реализует свою антикризисную программу, направленную в том числе и на развитие экспорта.

– Но не в Хабаровском же крае!

– Конечно, нет. Но, понятно, что, когда создаются новые предприятия, они выходят и на крупный соседний рынок, стимулируя его развитие. Ведь для того, чтобы продавать свою продукцию на российской территории, китайским предприятиям нужны посредники. Все это может положительно влиять на развитие малого предпринимательства у нас. Разумеется, чтобы точно ответить, что происходит в каждом регионе, необходимо подробное рассмотрение каждой конкретной ситуации: насколько кризис ударил по наиболее развитым здесь секторам экономики, что происходит на крупных, зачастую градообразующих предприятиях, каковы конкретные действия региональных и местных властей и так далее.

– Вопрос такой: все ли мониторинги составляются, исходя из названных Вами 4-х параметров?

– Видите ли, мы проводим мониторинги с 2001 года по тем показателям, которые дает Росстат. Состав этих показателей не меняется. Правда, здесь есть одна проблема, о которой мы уже не раз говорили и писали. Речь о том, что постоянно статистической службой учитываются показатели только малых предприятий. А ведь существуют еще и микропредприятия, чьи показатели статистики подсчитывают лишь раз в году. Таким образом, у нас на сегодняшний день данные по ним есть лишь за 2008-й год, и мы, составляя мониторинг за первый квартал, не могли их учитывать. Мы считали показатели лишь по малым предприятиям, и при мониторингах 2-го и 3-го квартала вынуждены будем делать то же самое.

– Но тогда встает вопрос об объективности.

– Разумеется! Мы сами первые говорим о том, что из-за отсутствия данных по микропредприятиям наши данные, увы, нельзя считать до конца объективными. Ведь микропредприятия могут составлять в отдельных регионах и 70, и 80% от всего малого бизнеса. Мы должны учитывать и такую ситуацию. Если мы лишены возможности учитывать микропредприятия, а где-то их, возможно, 80%, значит, мы прошлись по верхам, и картина получилась искаженной.

– А можно как-то раздобыть необходимые статданные?

– Как, если их не собирают?

– А микропредприятия – это до 10-ти работников?

– До 15-ти. Плюс есть еще показатель выручки – не более 60 миллионов в год. Поэтому данные, которыми мы оперируем, не в полной мере отражают ситуацию в малом бизнесе. Хотя динамику показывают и они. В регионах, где увеличивается количество малых предприятий, где вкладывают в развитие малого бизнеса больше ресурсов, скорее всего, растет и количество микропредприятий.

– А если количество малых предприятий не растет?

– Вот тут можно предполагать два различных варианта развития событий: малые предприятия могут превращаться в микро. Если дела фирмы, где работало 20 человек, пошли хуже, и шестерых пришлось сократить, то это предприятие автоматически из малого превратилось в микро. Тогда количество микропредприятий должно расти. А может быть и наоборот: микропредприятия гибнут под ударами кризиса так же, как и малые.

– Последний вопрос: первая десятка по итогам мониторинга – это те, у кого, несмотря на кризис, отмечался рост по всем указанным параметрам?

- Да, а некоторые регионы демонстрировали очень уверенный рост: и 50, и 80%. При этом, росли и инвестиции в основной капитал (хотя это, конечно, – зависимый показатель, более других связанный с показателями предыдущих периодов). В инвестициях – не просто – пришли и купили оборудование. Такие вложения планируются заранее, за несколько месяцев. Но, когда инвестиции растут быстрыми темпами, это означает, что малые предприятия и в предыдущий период чувствовали себя достаточно стабильно, раз решились в первом квартале этого года выделить на инвестиции значительные средства.

Значит, и ситуация в этих регионах оказалась более благоприятной для малого бизнеса, причем и в конце прошлого, и в начале этого года.

– А что происходит в менее успешных регионах? Я имею в виду общую ситуацию.

– Если говорить о ситуации в стране в целом, то идет сокращение сферы малого бизнеса примерно на 20%. Напомню, что мы, к сожалению, не имеем данных по микропредприятиям, следовательно, не знаем, сколько их возникло вместо исчезнувших малых предприятий. Так что на данный момент вопрос о том, куда исчезла пятая часть малых предприятий, остается открытым. Наша статистика показывает, что они просто исчезли: их число сократилось, сократился оборот, инвестиции в основной капитал. Только численность занятых на малых предприятиях сократилась на чуть меньший процент.  Если они опустились до микропредприятий, по итогам года мы должны увидеть такой же рост в этой сфере. Если подобного роста не будет, значит, они просто вынуждены были уйти с рынка. Наконец, последнее объяснение: часть из них ушла в теневой сектор. Но для того, чтобы дать точный ответ на этот вопрос, нужны специальные исследования, специальные опросы, углубленные интервью и так далее. Официальная статистика просто говорит, что пятой части малого бизнеса больше нет. Как это на самом деле, мы сможем судить только в начале будущего года, когда появятся все данные за этот год. Только тогда мы сможем все подсчитать, посмотреть динамику и сделать выводы. Хотя скажем честно: в начале года мы прогнозировали, что в результате кризиса малый бизнес сократится на 10 – 20%. Так что нас не удивляют данные Росстата. Увы, тенденция, понятно, печальная.

Беседовал Владимир Володин.


Назад






Copyright © 1993-2024 РТПП