Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Апрель2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Коммерческие предложения

 Разместим Ваши коммерческие предложения

АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

23 Ноября 2009

Тарифам и ценам – экономическое обоснование

В ТПП РФ прошла Всероссийская конференция «Эффективная ценовая и тарифная политика как инструмент реализации концепции долгосрочного социально-экономического развития России».

В мероприятии приняли участие руководители министерств и ведомств РФ, комитетов Государственной думы и Совета Федерации РФ, представители организаций – членов ТПП РФ, ведущих предприятий страны, науки и СМИ.

Вел конференцию вице-президент ТПП России Сергей Катырин.

Открывая мероприятие, он отметил, что ценовая и тарифная политика – это одна из важнейших тем, волнующих деловое сообщество России. Сегодня складывается тревожная ценовая ситуация, монополизация крайне негативно сказывается на конкурентоспособности страны в целом и на выживаемости предприятий – в частности. Нужны новые решения. Проект концептуальных подходов к формированию государственной политики цен в Российской Федерации по заказу ТПП РФ разработан Национальным институтом развития РАН.

На конференции выступил президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, академик РАН Евгений Примаков.

Ценовую и тарифную политику он назвал одним из самых важных экономических, социальных и политических рычагов развития России на данном историческом этапе. В современном рыночном хозяйстве стихийное регулирование должно подкрепляться государственным воздействием. Власти создали ряд барьеров по предотвращению злоупотреблений крупного бизнеса, но только в отдельных рыночных нишах. А до общенациональной стратегии в области ценовой и тарифной политики, к чему призывала подобная всероссийская конференция, проведенная два года назад, еще далеко.

В результате все контрастнее проявляется ряд диспропорций. Даже в условиях весьма благоприятного внешнего спроса, когда экспортеры-сырьевики и естественные монополисты получают огромные доходы, производства, ориентированные на внутренний рынок, часто еле сводят концы с концами. Практика образования тарифов на продукты и услуги базовых отраслей и естественных монополий не выравнивает диспропорции. Только с начала 2009 года регулируемые властями энергетические, транспортные, коммунальные и иные тарифы выросли в среднем на 25 процентов, и это при кризисном обвале промышленности!

Энергетические монополисты также усиливают давление, требуют ускорения роста тарифов или прямых бюджетных вливаний на осуществление программ по реконструкции и возведению новых мощностей. Цена вопроса – не менее 47 миллиардов долларов. Почему-то забывается, что главной составляющей плана по реформированию РАО ЕЭС было как раз избавление бюджета от трат на энергостроительство, а покупатели приватизированных компаний подписали обязательства об исполнении конкретных инвестиционных программ.

Нашим энергокомпаниям пора избавляться от привычки перекладывать свои проблемы на потребителей. Положение энергетиков отнюдь не трагичное. Рентабельность «Газпрома» в последние годы достигала 60 процентов! Но едва обозначилось сокращение доходности в текущем кризисном году, как «Газпром» стал добиваться увеличения тарифов на газ для промышленных предприятий в 2010 году сразу на 26,5 процента, а для населения – почти на 21 процент.

При этом, у корпоративных гигантов есть большие внутренние резервы. Проверка Счетной палатой России Третьей генерирующей компании оптового рынка электроэнергии выявила, что из 81 миллиарда рублей, которые были получены при реформировании РАО ЕЭС и предназначались на реализацию инвестпрограмм, 29 миллиардов ушло на покупку акций непрофильных компаний. Необходимо усилить контроль со стороны представителей государства, а они имеются во всех крупных энергокомпаниях, за целевым использованием финансовых средств и оптимизацией бонусных программ, сказал Евгений Примаков.

Важной предпосылкой снижения энерготарифов, считает Евгений Примаков, может стать массовый переход предприятий и организаций государственного и частного секторов, а также домохозяйств к режиму энергосбережения. Энергоемкость отечественного ВВП в 3-4 раза выше, чем в европейских странах, сходных с нами по климатическим условиям. Внедрение энергосберегающих технологий окупится через несколько лет, а российская промышленность, по экспертным оценкам, сможет экономить по 14 миллиардов долларов ежегодно.

Крайняя робость государства проявляется в регулировании цен на продукты нефтегазопереработки. Нефтяные монополисты убеждают, что снижению цен на заправках препятствуют конъюнктура мировых цен и привязанная к ним экспортная пошлина, а также размер налога на добычу полезных ископаемых. Но почему в США вслед за значительным удешевлением нефти розничные цены на бензин к декабрю 2008 года упали более, чем в 2 раза, а в России ничего подобного не произошло? Некоторое снижение розницы с 22-23 до 21-20 рублей за литр бензина в тот период, когда нефть на мировом рынке подешевела в 4 раза, было компенсировано уже в первые месяцы нынешнего года стремительным взлетом цен на топливо от 30 до 60 процентов.

Предпринимаются попытки регулирования цен на бензин и другие нефтепродукты через антимонопольную политику, но ее инструментарий ограничен. Выход, считает Евгений Примаков, может быть таким, как в Германии: там обеспечена прозрачность структуры цен, а антимонопольному ведомству предоставлено право при подозрительных колебаниях цен сначала возвращать их на место, а затем уже проводить расследование. Иначе, при наших темпах расследования и исполнения судопроизводства, ущерб, наносимый монополистами экономике, может принять угрожающий характер.

Особую озабоченность вызывает рост цен на фармацевтическом рынке. ТПП РФ, совместно с Национальным институтом развития РАН, подготовила документ «Концептуальные подходы к формированию государственной политики цен в РФ», согласно которому посредники там, где они необходимы, должны по пути к потребителю действовать в ценовых коридорах. Паразитарные звенья должны быть вообще исключены из цепочки «производитель – потребитель».

Вопреки мировым тенденциям, потребители в России не замечают не только снижения, но даже стабилизации цен на продовольственные товары. В то же время сельхозпроизводителям предлагаются крайне низкие закупочные цены на их продукцию. В этой ситуации должны помогать закупочные интервенции. Но первые деньги аграрии начали получать только поздней осенью, да и сама сумма выделенных бюджетом средств недостаточна. На наш взгляд, закупочные интервенции следует распространить и на другие сельхозпродукты – молоко, мясо, масло.

Нужно, считает президент ТПП РФ, довести до финала разработку и принятие федерального закона о торговле. Приоритет должен быть отдан интересам не торговых сетей, а потребителей и товаропроизводителей.

Если говорить о жилищном строительстве, то первейшее условие снижения цен на жилье – это преодоление коррупции. Мне хотелось бы, сказал в заключение Евгений Примаков, подчеркнуть полную несостоятельность суждений о ненужности, даже вредности государственного вмешательства в ценообразование. Оно осуществляется и за рубежом в развитых странах, несмотря на господствующие идеи о необходимости непременного соблюдения рыночных свобод.

С докладом «О концептуальных подходах к формированию государственной политики цен в Российской Федерации» выступил генеральный директор Национального института развития РАН, профессор Михаил Гельвановский.

Наша экономика в значительной степени является «рыночной» лишь в кавычках, сказал он. Так, наш институт провел анализ российской экономики в ценовом аспекте. У нас нет единого комплекса. Наша экономика де-факто состоит из двух частей, живущих по своим внутренним законам. Первая – валютная, она работает на внешний рынок, качает туда сырье; цены и отношения в этой части весьма условно связаны со второй, рублевой половиной экономики. Вторая половина рублевая, и состоит, в свою очередь, из двух частей. В одной нет конкуренции, там «бал правят» цены и тарифы естественных монополий, которые рынком никак не регулируются. Тарифы устанавливаются на основе затрат монополий, а поскольку затраты практически не поддаются проверке, то они постоянно завышаются; в них включаются ничем не оправданные гигантские зарплаты и бонусы менеджеров, огромные потери из-за бесхозяйственности и непродуманной политики управленцев – словом, все. Вторая часть – это уже нормальная несырьевая экономика, производящая товары. Она вынуждена «переваривать» неподъемные постоянно растущие тарифы на продукцию и услуги базовых отраслей и естественных монополий, и это ей делать все труднее. Кроме убийственных тарифов, неподъемных кредитов и прочих других проблем, этот сегмент обременен еще и огромной многоэтажной системой паразитарного посредничества, которое, по сути, парализует рыночные механизмы и не дает несырьевой части нашей экономики нормально развиваться. Все это, вместе взятое, падает на конечного потребителя.

Вывод: сложившиеся цены у нас не рыночные. Наша экономика более, чем на 50 процентов открыта на внешний рынок, зависит от него, очень уязвима. Это угроза национальной безопасности. Деформации, диспропорции, непрозрачность ценообразования, отсутствие ценового паритета усугубляются тем, что мы не ориентируемся на отечественного потребителя, не беспокоимся о его покупательной способности. Итог – почти утеряна возможность воспроизводства экономики.

Нам нужно системное, научно обоснованное влияние государства на цены и ценообразование в стране, отражающее национальные интересы, способное повысить и конкурентоспособность национальной экономики, и уровень жизни, заявил Михаил Гельвановский.

Стране нужна Национальная (Федеральная) система ценовой информации для обеспечения прозрачности и эффективности работы всей хозяйственной системы. Это даст возможность получить истинную картину в ценовой сфере на всех этапах – от производства сырья и вплоть до появления конечного продукта. Важно законодательно предусмотреть, чтобы все, что связано с ценами и тарифами, было максимально прозрачным и правдивым. Нужен федеральный закон «О государственной политике цен и ценообразовании», нарушения которого следует карать очень серьезными штрафными санкциями. Необходимо навести порядок в законодательстве, ликвидировать излишнее, паразитарное посредничество, которое сейчас, перекладывая бумаги со стола на стол, накручивает свои проценты на всех этапах технологической цепочки: от добычи сырья до изготовления товара и поставки его потребителю (тоже через цепь посредников).

Государство, отметил Гельвановский, вернется, таким образом, в сферу ценообразования, укоротив возможности всех и всяческих монополий устанавливать произвольные, необоснованные тарифы и цены.

Председатель комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию, президент Союза транспортников России Виталий Ефимов свое выступление посвятил проблеме реализации концепции государственной ценовой и тарифной политики. Прозрачная ценовая политика крайне важна и нужна нашей экономике. При этом, речь не идет о постоянном вмешательстве государства. У нас 97 товарных групп, в них более 97 тысяч наименований товаров. Было бы глупо, чтобы государство всем этим занималось, хотя есть примеры: то оно боролось против роста цен на соль, то приказывало притормозить рост цен на топливо. Но это борьба с последствиями, а нужно установить принципы.

Правда, Минэкономразвития РФ заявляет в последнее время, что существует достаточная законодательная база для регулирования тарифов и цен естественных монополий. В таком случае, надо их и регулировать с пользой для экономики и общества, но пока что мы видим обратную картину, что-то не получается так, как надо.

В развитых странах существует огромная информационная ценовая база; установлены, например, ценовые пределы на каждое лекарство, и все это контролируется. Цены каждый может устанавливать свои, но в соответствии с имеющимися критериями, и за нарушения карают там строжайшим образом. Существует законодательно утвержденная система, модель определения каждой монопольной цены, есть прогноз. У нас ради прибыли бесконечно задирают цены, а на Западе приходится придерживаться закона, и поэтому ставят на инновации, на снижение издержек, что дает рост прибыли. На Западе так построена система, что паразитарные посредники не могут существовать, а у нас, словно это кому-то выгодно, такая система не вводится, хотя это совсем несложно, достаточно определить предел процентного роста цены на товар по дороге от производителя к потребителю.

Виталий Ефимов отметил, что монополии не особенно боятся российских антимонопольщиков. Мировой опыт свидетельствует, что если наказывать монополиста будут штрафом, меньшим, чем 10 процентов от его общего дохода, то ему выгоднее и дальше нарушать. А у нас максимальный штраф – 2 процента.

Директор Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко поднял проблему тарифов на перевозки из европейской части на Дальний Восток. Там сейчас начинают разрабатываться важнейшие месторождения полезных ископаемых. Но металлургические комбинаты расположены в западной части страны, возить трубы приходится за 5-7 тыс. километров. Конкуренты из Японии и Китая выигрывают уже из-за короткого транспортного плеча. Следует решать такие вопросы с учетом интересов собственных производителей.

Выступивший на конференции министр транспорта Игорь Левитин, говорил о роли тарифной политики на транспорте. Там, где конкуренция высока, функции вмешательства властей должны быть минимальными. Министр отметил, что рост тарифов на услуги транспорта отстает от темпов роста оптовых цен производителей промышленной продукции. Транспортная составляющая в себестоимости продукции зависит от роста цен на горючее, материалы и т.д., доля которых в структуре себестоимости перевозок колеблется от 30 до 55 процентов. Кроме того, существенное влияние на себестоимость перевозок оказывает высокая энергоемкость и значительный износ основных фондов (от 45 до 70 процентов). Наш подвижной состав – это прошлое, это 60-е годы, и после каждых 100000 км ему приходится отправляться в депо, тогда как на Западе норматив – 1000000 км.

Председатель комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров отметил, что в России монополизм развит на рынках чудовищно. Выход – развивать полноценные рыночные отношения. Роль государства при этом весьма значительна. Речь не идет о прямом, ручном управлении – это бессмысленно и бесперспективно. Но регулировать отношения, устанавливать принципы функционирования рынков – это другое, так делается во всем мире. По мнению Евгения Федорова, надо менять принципы определения тарифов, уходить от методики определения уровня затрат как основы для установления величины тарифа.

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цыганов, говоря о работе антимонопольщиков, отметил, что практика выявила целый ряд недостатков, и сегодня ведется работа по их исправлению. Особые надежды, сказал он, мы возлагаем на разработанную совместно с Минэкономразвития программу развития конкуренции; конкуренция – это естественный враг монополизма, и данное направление, по мнению Цыганова, абсолютно верное и принесет результаты.

Депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн считает, что сегодня нет ни методики, ни практики установления тарифов, в частности, на электроэнергию. Он привел конкретные примеры, как при небольшой ловкости рук и перекладывания папок в одном кабинете со стола на стол, якобы от фирмы к фирме, растут фиктивные издержки, и стоимость тепловой энергии в Автозаводском районе Нижнего Новгорода возрастает в несколько раз, оборачиваясь для потребителей непомерными расходами. С точки зрения антимонопольной службы – все нормально, все в рамках закона.

Представитель Минэкономразвития РФ Александр Пироженко ратовал за создание конкурентной среды, тогда возможности применять монополистическую практику сразу уменьшатся. Представитель Федеральной службы по тарифам Павел Горкин высказал мнение, что полезным может быть установление общественного контроля за деятельностью монополий. Следует, заявил он, раскрывать обществу полную информацию о монополиях, и это поможет устанавливать справедливые тарифы.

На конференции поднимались вопросы совершенствования ценообразования на внутреннем рынке топливно-энергетических ресурсов, обсуждалась тема необходимости и пределов госрегулирования цен. В выступлениях анализировались конкретные проблемы тарифного регулирования в ЖКХ, на транспорте и т.д.

По итогам конференции будет выработана соответствующая резолюция. Материалы конференции будут направлены главе государства, председателю правительства, в Госдуму и Совет федерации РФ, в заинтересованные министерства и ведомства.

Департамент информации и связей с общественностью ТПП РФ.


Назад






Copyright © 1993-2024 РТПП