Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Апрель2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Первый раз на нашем сайте?

 Как вступить в РТПП

АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

04 Декабря 2009

Налоговая система и бизнес: плюсы и минусы

V Всероссийский налоговый форум «Налоговая политика и пути выхода из кризиса: взгляд бизнеса»

В ТПП РФ состоялся V Всероссийский налоговый форум «Налоговая политика и пути выхода из кризиса: взгляд бизнеса». В нем приняли участие руководители ТПП РФ, председатели комитетов ТПП РФ, представители органов законодательной и исполнительной власти, ведущие налоговые юристы, представители бизнеса, СМИ. В рамках Форума прошли два пленарных заседания: «Налоговая политика в 2009 и 2010 годах», «Налоговые меры по преодолению кризиса».

Открыл работу форума вице-президент ТПП России Владимир Исаков.

Перед собравшимися выступил президент ТПП РФ Евгений Примаков. Он отметил, что для современной России проблемы модернизации экономики, ее перевода на инновационные рельсы приобретают особую значимость, а своего рода «ключом» к стимулированию инновационной экономики являются налоги. Евгений Примаков, основываясь на проработке вопросов в департаментах и комитетах ТПП РФ, обратил внимание собравшихся на ряд приоритетных для бизнеса направлений налоговой политики.

Акцент должен быть сделан на дифференцированное снижение налогов в отношении тех, кто тяготеет к инновациям, а также на улучшение налогового администрирования, совершенствование механизмов рассрочек по уплате налогов, на вопросах ответственности и противодействия выводу капитала в оффшоры. Государство в период преодоления кризиса должно четко заявить, что налоговое бремя увеличиваться не будет. В Думе находится проект, освобождающий от налоговой ответственности лицо, впервые совершившее налоговое правонарушение и добровольно возместившее ущерб.

Мы в ТПП РФ, сказал Евгений Примаков, инициативу обсудили и поддержали, внесли ряд поправок. Что касается налоговых рассрочек, то Палата предлагала предоставить малым предприятиям рассрочку сроком до 1 года при сумме задолженности до 1 млн. рублей. Этого, к сожалению, сделано не было. Весь нынешний год в качестве антикризисной меры действовала норма, определяющая право министра финансов принять решение о предоставлении отсрочки по федеральным налогам при сумме задолженности свыше 10 миллиардов рублей. Ясно, что такой высокий «входной» барьер ориентирован преимущественно на самый крупный бизнес.

Необходимо также усилить налоговое стимулирование модернизации экономики. Евгений Примаков перечислил ряд необходимых мер. Надо восстановить 50-процентную инвестиционную налоговую льготу; предусмотреть льготы по земельному налогу и налогу на имущество организаций для научных и инновационных организаций; не облагать НДС операции, связанные с реализацией инновационной продукции; освободить малые инновационные предприятия от уплаты налога на прибыль в течение первых 2 лет работы и увеличить до 200 млн. рублей предельный объем дохода для малых инновационных предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения.

C 1 января 2010 года ЕСН заменяется страховыми взносами. Это серьезно повысит налоговую нагрузку на бизнес, особенно на малый. В послании Федеральному собранию Президент Дмитрий Медведев предложил для организаций, осуществляющих инновационную деятельность, установить 5-летний переходный период в отношении увеличения взносов на социальное страхование. Это правильно. Но деловое сообщество волнует то, что уже принятые законы в 2,4 раза увеличивают нагрузку на налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также плательщиков единого налога на вмененный доход, то есть на малый бизнес. Недавно по предложению Палаты до 60 млн. рублей был увеличен размер годового дохода, при котором предприятие может переходить на упрощенную систему налогообложении, но эту норму ввели сроком лишь на 3 года.

Очевидна необходимость ускоренного возмещения налога на добавленную стоимость. В Думе находится соответствующий проект закона, однако заложенные в проекте ограничения (большая суммарная стоимость активов, необходимость получения банковской гарантии) могут не позволить воспользоваться этим порядком малому бизнесу. Им, отметил Евгений Примаков, должны пользоваться также налогоплательщики, у которых на момент подачи налоговой декларации не менее половины дохода составляют поступления от исполнения государственного или муниципального заказа.

В заключение Евгений Примаков сообщил, что специально к Форуму ТПП России подготовила доклад «Налоговая политика и пути выхода из кризиса». В докладе, который будет направлен в профильные органы власти, сформулированы развернутые предложения бизнеса по основным проблемным вопросам налоговой политики.

Выступивший затем замглавы Минэкономразвития РФ Станислав Воскресенский сделал краткий обзор «налоговой ситуации» в стране. Даже скептики должны признать, что у нас сейчас другая налоговая система, чем, скажем, четыре года назад. Проблема налогового администрирования уже вышла за пределы списка первых десяти проблем бизнеса, сказал он. Побеждает понемногу концепция добросовестного налогоплательщика, как это принято во всем развитом мире; то есть бизнес перестает считаться априори злостным уклонистом от уплаты налогов. Станислав Воскресенский отметил как нерешенные проблему трансфертного ценообразования и уход от налогообложения с использованием договоров об избегании двойного налогообложения. Что касается вопроса изменения методов трансфертного ценообразования, то в правительстве уже есть понимание, отметил он, что и как надо менять, соответствующие меры будут приняты. Уходить от налогообложения с использованием договоров об избегании двойного налогообложения будет все сложнее.

Сейчас рассматривается вопрос ограничения использования соглашений об избегании двойного налогообложения, когда бенефициаром является нерезидент той страны, с которой у России заключено такое соглашение. Регистрация на Кипре фирмы, прибыль которой достается владельцу-россиянину, не позволит уже ему, как это делается сегодня, спрятаться от налогов. Будет, как в развитом мире: платит налоги конечный выгодополучатель, то есть то лицо, которое реально получает прибыль. После кризиса будет переосмыслена и снова оценена вся налоговая система, уверен Воскресенский, так что перемены еще будут, и серьезные.

Депутат Госдумы РФ Екатерина Семенова, отметив, что в 2009 году были усовершенствованы законы относительно налогообложения, в том числе и налогообложения малого бизнеса, остановилась на законодательных вопросах, которые в настоящее время обсуждаются в Госдуме РФ. Так, в частности, напомнила она, идет обсуждение законопроекта, позволяющего снять ограничения по срокам перерегистрации обществ с ограниченной ответственностью. Замена ЕСН на страховые взносы сильно увеличивает налоговую нагрузку, особенно на малый бизнес, отметила депутат. Было бы правильным предусмотреть определенную компенсацию для малого бизнеса, быть может, снизив ставки по другим выплатам.

Еще одна проблема – определенная ограниченность малого бизнеса рамками региона. Малый бизнес с удовольствием имел бы своих торговых представителей в других регионах, в крупных центрах, что позволило бы ему расширить круг потребителей. Но с налоговой «упрощенкой» тогда придется расстаться. Это неправильно, считает Екатерина Семенова, торговый представитель непосредственно не занят бизнесом, он ищет клиентов, потребителей. Следует решить эту проблему, уверена депутат.

Директор Института государства и права Андрей Лисицын-Светланов поднял тему взаимосвязи инновационного развития и налогов.

Президент Палаты налоговых консультантов России Дмитрий Черник отметил, что должен быть дифференцированный подход при установлении или ликвидации налоговых льгот. Надо поддержать тех, кто инвестирует в развитие и модернизацию, восстановить 50-процентную инвестиционную налоговую льготу. Но есть способы воспользоваться этим и таким фирмам, которые деньги расходуют совсем на другие цели, и этого нельзя допустить.

Что же касается замены ЕСН страховыми взносами, то это приведет к уходу зарплаты в тень. Другого быть не может. Официально снизятся и доходы физлиц, а, следовательно, и поступления в бюджет. Придется расходовать средства на дополнительные проверки, на контроль. Не принесет выгоды, считает Дмитрий Черник, и реализация идеи прогрессивного налога на доходы граждан – по тем же причинам.

Да, казне нужны деньги. Где их взять? Во-первых, следует ввести налог на сверхприбыли, как это делают многие страны. Во-вторых, полагает Дмитрий Черник, надо рассмотреть возможность законодательного ограничения на вывоз капитала. Достаточно ввести соответствующий налог. Нужен также серьезный экологический налог – необходимо ликвидировать последствия варварского обращения с природой. Об этом говорится уже 19 лет, но такой налог не появляется, он многим не выгоден.

Управляющий партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев свое выступление посвятил теме налоговых споров. Их было в первой половине нынешнего года 43000, а таможенных – 11000.

Распространению государственно-частного партнерства мешает, в частности, то, что Минфин РФ обычно подходит к бизнесу с позиций презумпции виновности; трудно быть партнером в такой ситуации, отметил в своем выступлении председатель Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян. Говоря о нужных бизнесу изменениях в налоговом законодательстве, он назвал, в частности, необходимость применения «дедушкиной поправки», пока инвестор не окупит вложения; а также налоговый кредит для бизнеса, занятого инвестиционными проектами, не менее, чем на три года. Следует также добиться, чтобы переплата по какому-то налогу могла быть учтена в счет недоплаченного налога.

По мнению Антона Данилова-Данильяна, налог на вывоз капитала вводить не следует: это тут же приведет к падению котировок ценных бумаг российских компаний. Да и сверхприбыль, которую предлагается облагать серьезным налогом, по его мнению, говорит, прежде всего, о том, что в том или ином секторе не достаточно конкуренции; введение налога приведет к тому, что конкуренты в сектор могут и не прийти.

О проблемах малого бизнеса говорил председатель комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, директор Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков.

Слишком легко и просто налоговые органы при появлении подозрения в уклонении от уплаты налогов приостанавливают операции по счетам налогоплательщика: без установления проверкой факта налоговой задолженности; между тем, для многих компаний такое решение налоговиков означает огромные потери или вообще прекращение деятельности. Часто налоговые органы требуют дополнительные документы, которые в перечне обязательных для представления не значатся.

Нередко изъятие документов проводится без надлежащего оформления, что впоследствии может сделать фирму беззащитной перед требованиями тех же налоговиков. Все перечисленное должно быть запрещено законодательно, сказал Виктор Ермаков. Что же касается замены ЕСН страховыми взносами, то, сказал он, малый и средний бизнес ожидает это нововведение, как приговор; многие не выдержат такого перехода. По мнению Виктора Ермакова, учитывая кризис и сложность выхода из него, было бы правильным ввести мораторий на замену ЕСН на 2010 год.

Нужно предпринимать меры против оффшоров, заявил участникам мероприятия член Совета федерации РФ Александр Починок, и делать это следует в рамках «двадцатки». Вообще следует также проанализировать администрирование налогов, отметил он. Есть случаи, когда на подсчет и взимание налога государство платит больше рублей, чем дает в казну сам налог. Да и те налоги, которые приносят серьезные суммы в бюджет, могли бы приносить больше пользы экономике, если бы их администрирование не стоило так дорого. Тот же НДС считают и обслуживают в России 1 млн. 300 тыс. человек.

В перерыве между первым и вторым пленарными заседаниями состоялась пресс-конференция для журналистов.

Второе пленарное заседание было посвящено обсуждению темы «Налоговые меры по преодолению кризиса».

Снова был поднят вопрос замены ЕСН страховыми взносами; дискуссия показала, что бизнес, особенно малый и средний, однозначно негативно оценивает предстоящую замену. Прогнозируется, что многие малые предприятия просто будут вынуждены уйти с рынка, приток инвестиций уменьшится, сократится доходная часть бюджета, зарплата уйдет в тень, уменьшатся поступление налогов на доходы физлиц.

Обсуждалась проблема совершенствования налогового администрирования, в частности, контроль над трансфертным ценообразованием, предоставление налоговых отсрочек, привлечение к ответственности за налоговые правонарушения. Состоялась дискуссия относительно заявительного порядка возмещения НДС – решает ли это проблемы возмещения или нет? Живой интерес вызвали темы: упрощение бухгалтерской и налоговой отчетности; налогообложение малого и среднего бизнеса: оценки и предложения. Был проведен сравнительный анализ налогового бремени в России и зарубежных странах.

Обсуждены предложения для органов законодательной и исполнительной власти по совершенствованию налоговой политики. Рекомендации V Всероссийского налогового форума «Налоговая политика и пути выхода из кризиса: взгляд бизнеса» решено доработать с учетом обсуждения и поступивших от предпринимательского сообщества замечаний и дополнений. После этого они будут переданы в органы законодательной и исполнительной власти.

Департамент информации и связей с общественностью ТПП РФ.


Назад






Copyright © 1993-2024 РТПП