Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Базы данных



МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ, БИЗНЕС И ВЛАСТЬ, ОПЫТ И СОТРУДНИЧЕСТВО

Новый импульс взаимодействия

КОКОРЕВ В.И., первый заместитель главы администрации Рязанской области, руководитель экономического комплекса:

- Добрый день, уважаемые коллеги, дорогие друзья! На сегодняшней конференции присутствуют руководители, представители среднего, крупного, малого бизнеса. Спасибо нашим гостям, представителям соседних регионов, кото-рые приехали на эту конференцию. То есть конференция вызывает определенный интерес по тем проблемам, которые здесь сегодня озвучены. В своей работе все мы руководствуемся федеральными законами, постановлениями прави-тельства, указами президента, налоговым законодательством.


Коротко о ситуации в нашей области. За последние 7 лет наблюдается рост объемов производства, практически по всем отраслям нашего хозяйства. Если взять структуру производства, то она у нас изменилась. Изменилась таким обра-зом: если раньше в структуре производства преобладала электроэнергетика, то в данный момент в структуре производ-ства преобладает топливная промышленность, которая в 1997 году практически не работала, на втором месте машино-строение и металлообработка. Вы знаете, что у нас в области сильную позицию занимает военно промышленный ком-плекс, и в эти трудные времена, 1997 - 2003 годы, там произошла серьезная реструктуризация производства, стали выпускать оборудование, приборы народно-хозяйственного назначения.


Если взять ЦФО, то наша область занимает серединное место среди 18 субъектов федерации, включая Москву и Московскую область. В 2003 году товары и услуги, которые оказали наши предприятия, составили где-то 60 млрд. рублей. Отрадно заметить, что у нас набирают темпы, набирают обороты такие отрасли как промышленность строи-тельных материалов, легкая, пищевая промышленность, лесообрабатывающая и другие. По результатам последних лет мы получили лучший финансовый результат всех отраслей промышленности. Мы занимаем 8 - 9 место среди субъек-тов федерации ЦФО по этому показателю.


В нашем регионе за последнее время, в таких городах, как Касимов, Михайлов, Скопин, Ряжск, Сасово, Рязань, по-строено и строится очень много предприятий с присутствием иностранного капитала. Эти предприятия успешно рабо-тают, развиваются и вкладывают определенные финансовые ресурсы в свое оборудование.


Что же конкретно делается в области для поддержки среднего и крупного бизнеса? Во-первых, в 2001 - 2002 годах мы успешно совместно с предприятиями провели реструктуризацию долгов наших предприятий во всех уровнях бюд-жета. В процессе реструктуризации участвовало свыше 500 предприятий. Долги, которые реструктуризированы на срок от 6 до 10 лет, составляют 2,5 млрд. рублей. Вы сами представляете, какой груз висел на предприятиях, это вызы-вало определенные негативные процессы, такие, как банкротство, перераспределение собственности, продажа за бес-ценок оборудования, зданий и т.д. Процесс реструктуризации продолжается и в последнее время, 2003 год, начало 2004 года. У нас в области создана комиссия, где эту процедуру проходят и предприятия АПК. В РФ мы занимаем по интен-сивности этого процесса одно из ведущих мест, причем некоторые руководители охотно идут на реструктуризацию, зная, что это избавит предприятия от долгов и открывает определенные перспективы в их дальнейшей работе.


В прошедшие годы у нас был закон Рязанской области, который позволял нам в соответствии с федеральным зако-ном часть налога на прибыль, остающуюся в распоряжении области, использовать как инвестиционную составляющую предприятия. К сожалению, эти позиции мы теряем. У нас законодательство налоговое меняется ежегодно. Согласно федеральным законам сейчас областной закон не действует. Но этой возможностью воспользовались предприятия, и определенный толчок в этом плане у нас был. В данной ситуации мы имеем возможность варьировать налог на имуще-ство. В этом году областная Дума приняла закон Рязанской области об установлении прямой ставки налога на имуще-ство всем предприятиям, которые занимаются народно-художественными промыслами. Это приличная сумма, которая позволит таким предприятиям развиваться, жить, создавать оборотные средства и выпускать свою продукцию. Это тоже немаловажный фактор.


У нас за последнее время заключены соглашения практически со всеми естественными монополиями, это РАО «ЕЭС», «Газпром»... Сейчас подготовлено серьезное соглашение с АО «Российские железные дороги«, которое позво-ляет не только обеспечить нашу область всеми необходимыми ресурсами, но и загрузить наши предприятия той про-дукцией, которая необходима для этих отраслей. Предполагаем, что при заключении соглашения с Российскими же-лезными дорогами, у нас получат заказ 4 предприятия. Впервые в 2003 году в бюджете 2004 года заложен лизинг по территориальному дорожному фонду. Сумма хотя и небольшая, 50 млн. рублей, но этот лизинг пойдет только на за-купку дорожной техники у наших предприятий. Это «Торфмаш», «Саста» и другие предприятия, которые выпускают дорожную технику. Это позволит совершенствоваться предприятиям. Это позволит и нам пополнять свой парк этих автомобилей. Это позволит построить дальнейшую работу так, что этот процесс будет нарастать.


В области действует комиссия, которая занимается оказанием экономической помощи предприятиям, попавшим в сложное экономическое положение. Т.е. мы рассматриваем, насколько сложное экономическое положение - долги во все уровни бюджетов, долги в бюджетные фонды, горизонтальные долги. Ну и, сами понимаете, через определенный период времени, может быть наложен арест на имущество и т.д. Мы стараемся поставить этот процесс в цивилизован-ное русло, выслушиваем предприятия в присутствии всех федеральных структур, которые заинтересованы, и прини-маются определенные решения, положительные в основном, которые дают право предприятиям навести порядок в своих экономических проблемах.


Ежегодно при поддержке администрации области с Рязанской торгово-промышленной палатой, с другими структу-рами мы занимаемся выставочно-ярмарочной деятельностью. Как внутри Рязани, Рязанской области, так и за предела-ми ее. Мы практически участвуем во всех выставках и ярмарках, которые проводятся под эгидой ЦФО. Участвуем уже 7 раз во всероссийской Нижегородской ярмарке, выезжаем за рубеж. Вроде бы, процесс ярмарочный быстропротекае-мый, но польза от этого есть, так как все видят, какая продукция демонстрируется. Ведь демонстрируется на выставках самая лучшая продукция, та продукция, какая нужна покупателю. И отсюда принимаются решения. Мы поддерживаем это направление, поддерживаем финансовыми ресурсами - это дает положительный результат.


Что касается малого бизнеса. В Рязани малый бизнес занимает очень важную нишу в нашей экономике. У нас свы-ше 7 тыс. предприятий малого бизнеса, на них работают свыше 70 тыс. человек. Если взять ЦФО, то по количеству предприятий мы стоим на 4-м месте, а по количеству работающих - на 3-м месте в этой сфере. И что характерно, в последние 7 лет количество предприятий возросло в 1,4 раза, количество работающих - в 1,7 раза, а продукция, кото-рую они выпускают, - в 8 раз. Продукция, выпускаемая ежегодно в последнее время предприятиями малого бизнеса, и оказываемые услуги составляют 11 млрд. рублей. Сравните: 60 млрд. - все и 11 млрд. руб. - это доля малого бизнеса. Т.е. это только надо приветствовать.


Какие меры принимаются по поддержке этого сектора экономики? Во-первых, самый важный момент - это единый налог на вмененный доход. Когда мы работали по старому закону, вроде бы работал налог нормально, у нас никаких претензий не было. Мы даже собирали совещание, когда федеральный закон вышел, отменяющий и этот хорошо рабо-тающий налог, мы даже обратились с просьбой в правительство, чтобы нашу область оставили в эксперименте, потому что у нас было все. Все были довольны налогом, у нас увеличился денежный товарооборот, увеличилось количество предприятий, количество работающих. Но нам навстречу не пошли, и мы работаем в новых условиях. Но тем не менее, даже в этих условиях мы нашли возможность поддерживать малый бизнес. Принятию нового закона предшествовала большая работа. Мы советовались со всеми предпринимателями, заинтересованными в этом налоге. И как показала практика, мы не ошиблись. Большую работу провела областная Дума, комитет по бюджету и налогам, который прини-мал обращения, письма, все обобщалось, анализировалось. Затем принимались решения, т.е. этот налог, этот вид нало-га мы провели совместно, но это еще не окончательный вариант. Он сейчас работает, но у нас там есть право вносить коррективы, постоянно его совершенствовать, и я думаю, что в конце концов, если никаких изменений в нашем нало-говом законодательстве не будет, мы дело до конца доведем.


Если взять структуру малого бизнеса, то в торговле у нас работает 41%, в производстве промышленной продукции - 15%, в строительной деятельности - 13%. Важным фактором является то, что наши предприниматели в последнее вре-мя активно участвуют в выставках, которые проходят в Москве, продвигают свою продукцию и услуги на этот огром-ный рынок. Это и международный промышленный салон "Архимед", и Московский международный салон инноваций и инвестиций и т.д. В прошлом году нами реанимирован фонд поддержки малого предпринимательства. В этом нам оказал очень большую помощь федеральный фонд, и мы работаем совместно с ним. В бюджете, как в прошлом, так и в этом году, для него заложены определенные средства. Пусть небольшие - 1,5 млн. руб., но тем не менее, в прошлом году у нас подготовлен ряд документов, который устраивает наших предпринимателей, которые начали получать опре-деленные финансовые ресурсы.


В чем беда малого бизнеса? Это отсутствие оборотных средств, а взять кредиты - и дорого, во-первых, а во-вторых, - нет залоговой части этого. Наша задача, помочь предпринимателям получить кредиты под конкретные программы, с пони-жающей ставкой банка на две трети и с гарантией нашего фонда. Такое положение уже разработано и скоро будет действо-вать.


Предприятия малого бизнеса большую работу проводят вместе с нашими крупными предприятиями. Приведу пример. Ма-лое предприятие «Рамед» медицинской направленности и Государственный приборный завод, который постоянно оказывает любую помощь в том, чтобы это предприятие научно развивалось и выдавало бы свою продукцию, которая шла к потребите-лю. Действует уже много лет, продукция уже нашла свое применение не только у нас в России, но и за рубежом.


У нас принят ряд законов, которые позволяют нам предусматривать порядок конкурса, получения финансовых ресурсов. Это о грантах в сфере науки и техники. У нас есть чисто инновационные предприятия, которые работают только на науку. В бюджете есть определенная строка, которая позволяет финансировать научные достижения, которые впоследствии воплоща-ются в каких-то изделиях или приборах. Им также постоянно оказывается информационно-консультационная поддержка.


Заканчивая свое выступление, хочу заметить, уважаемые коллеги, что на конференции наверняка будут высказаны пред-ложения. Послушаем ваши предложения. Все это будет учтено, и мы разработаем документ, который позволит нам практиче-ски воплощать все интересное и полезное в товары и услуги, которые нужны нашим рязанцам. Я думаю, это позволит нам по-новому взглянуть на проблемы, которые у нас есть, что-то взять новое. У нас федеральное законное поле одно, но тем не ме-нее у многих есть свой опыт, и эту работу надо совершенствовать. Я думаю, совместными усилиями мы добьемся того, что наше законодательство будет работать на благо наших предпринимателей, на благо наших соотечественников. Спасибо!


Т.В. Гусева: - А теперь предоставляем слово председателю комитета ТПП РФ по промышленному развитию и высоким технологиям, профессору С.С. Сулакшину, автору разработки о государственной промышленной политике, которая в про-шлом году дважды обсуждалась у нас в Рязани.




Назад к списку статей



Опубликовано в «Под знаком Меркурия»


Copyright © 1993-2024 РТПП