Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Первый раз на нашем сайте?



МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ, БИЗНЕС И ВЛАСТЬ, ОПЫТ И СОТРУДНИЧЕСТВО

Новый импульс взаимодействия

ОРЛОВ В.В., исполнительный директор Костромской ТПП:

- Уважаемые участники конференции! Я глубоко признателен президенту Рязанской ТПП Татьяне Васильевне Гу-севой за то, что именно Рязанская палата проделала такую огромную работу по организации подобной конференции для решения проблем, которые мы все испытываем. Сегодня помимо основных функций, выполняемых палатами, воз-никают новые, вызванные результатами административной реформы. И палаты должны гармонично вписываться в этот процесс. Ведь ТПП имеют богатый опыт в оценочной деятельности, в реализации других задач, имея при этом надежные межрегиональные связи и высокий международный статус, авторитет.


В утвержденной правительством среднесрочной программе социально-экономического развития страны однозначно заявлено: в структуре производства должен произойти радикальный сдвиг в сторону наукоемкой продукции. Необходимо отметить, что в программе сказано, что главное препятствие для экономического роста - чрезмерное вмешательство государства в экономику. Так вот с инновациями ситуация иная. Здесь роль государства в ближайшие годы будет решающей. Сегодня наука оказалась в тупике: правительство не готово существенно увеличивать ее финансирование, результаты НИР не востребованы предприятиями. Сама наука не способна коммерциализировать свои, пусть очень перспективные результаты. Выход - заново выстроить всю цепочку, связывающую науку и производство, в чем и заключается национальная инновационная система. Это - научные разработки, инфраструктура для их коммерциализации и дальнейшего распространения, система финансирования, подготовка кадров для инновационного бизнеса... Важнейший элемент цепочки - построение региональных структур поддержки инновационной деятельности, оказание юридической помощи, оформление прав на ИС, составление бизнес-планов.


Анализ территориального распределения научно-технического потенциала районов Костромской области свидетельствует о существующих диспропорциях, вызванных экономическими, социальными и другими факторами. Вновь создаваемые инновационные предприятия с большим трудом и значительными потерями адаптируются к новым условиям рыночной экономики, что отражается на темпах их становления и на проценте выживаемости. Одна из причин сложившейся ситуации - недостаточное количество специалистов, способных решать вопросы стратегии управления производством, определять маркетинговые и финансовые направления функционирования организации, обеспечивать охрану интеллектуальной собственности.


В связи с этим особую актуальность приобретает проблема создания структуры, выполняющей комплекс услуг для обеспечения эффективной деятельности малых предприятий. В расширение сферы деятельности палаты на нее будут возложены функции координатора, обеспечивающего консультационное, информационное и образовательное обслуживание, направленное на продвижение идей и разработки до готовой продукции, конкурентоспособной на внутрен-нем и внешнем рынке, использование современных Интернет-технологий, обеспечивающих дистанционное консультирование и обучение по актуальным проблемам инновационного предпринимательства. Это обеспечит доступность услуг не только в областном центре, но и в районах области, а также оперативный доступ к информационным ресурсам. Пример тому - инновационный центр при ТПП Костромской области.


Основные направления деятельности инновационного центра ТПП: обучение и повышение квалификации кадров по актуальным вопросам предпринимательской и управленческой деятельности, разработка учебных и методических материалов с привлечением ведущих вузов Костромы, консалтинг, организация проведения НИР, сотрудничество с отечественными и зарубежными организациями в сфере поддержки МП, инвестиционная поддержка инновационных проектов при наличии финансирования со стороны предприятий в объеме не менее 50% общей стоимости проекта, подбор и сертификация персонала, разработка совместно с администрацией области, города, ВОИР, предпринимателями каталога инвестиционных проектов Костромской области, организация конкурса «Лучшее малое предприятие, работающее в области новых технологий», расширение использования механизмов снижения инновационных рисков в наукоемкие и высокотехнологичные проекты за счет государственной поддержки заключительных стадий исследований и разработок и доведение их до стадии коммерческого исполнения, развитие системы прямого и венчурного инвестирования, основными направлениями развития которых должно стать формирование благоприятных экономических условий для привлечения в сектор инновационной экономики частично российского и зарубежного венчурного капитала, развитие инновационной деятельности в сфере предприятий оптовой и розничной торговли и в секторе предприятий новой эко-номики, обеспечение инновационного характера экономического роста в сфере АПК посредством стимулирования диверсификации экономики.


Еще одно направление - инновационная деятельность. Сегодня механизм передачи новых технических идей производителю построен на максимальном закреплении всех прав за государством. Единственно верным направлением в рыночной экономике является либерализация в сфере распределения прав на интеллектуальную собственность. Даже если разработка создана за счет государства, права на нее надо вовремя передавать хозяйственным субъектам. Это позволит ввести в хозяйственный оборот те изобретения, которые созданы научными структурами, но в данный момент - государство не может довести их до стадии промышленного производства и реализации. А выгоды государство получит через налоги от реализации.


Жизнь доказала, что проведение конкурсов (тендеров) для приобретения товаров и услуг для государственных нужд - одно из направлений деятельности торгово-промышленных палат. Костромская ТПП является одним из организаторов проведения конкурсов (тендеров) приобретения товаров и услуг для государственных нужд в Костромской области, по данному направлению было подписано постановление администрации. Для того чтобы стать организаторами конкурсов (тендеров) Палата обучила трех экспертов, неоднократно заявлялась как организатор конкурсов (тендеров). С 2002 года мы провели 5 конкурсов по закупке товаров и услуг для государственных нужд, экономия государственных средств составила 317500 рублей, в 2003 году - 148000 руб.


Однако в настоящее время тенденция организации конкурсов (тендеров) складывается таким образом, что держатели денежных средств, а именно административные органы, подготовили своих специалистов, силами которых и проводят конкурсы, нарушая тем самым принцип проведения конкурсов. Для того, чтобы переломить данную ситуацию, только законодательных нормативов, как указ президента РФ № 305 от 8.04.1997 г. «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд», недостаточно.


Мне хотелось сказать в этой связи, что вы, конечно, многие знаете, об этом указе о противодействии коррупции. Он существует, все администрации о нем знают, но это не мешает чиновникам, которые, как правило, стараются проводить конкурсы и торги самостоятельно. Мы попадаем под обязательное постановление, где фонд имущества Костромской области и Палата наравне или в каких-то пропорциях участвуют в этих конкурсах и тендерах. Какой интерес от этой деятельности? Пример: дрова мы продавали для Кологривского домаинтерната. Пригласили три компании к участию, при этом одну компанию лоббировала администрация, которая говорила, что именно она постоянно в этот дом поставляет лес, не стоит искать других, она хорошая. Вторая, не буду оценивать ее. Третья - предприниматель. Условия в конвертах, как положено. Открываем конверты - выиграл предприниматель, самую низкую цену дал.


Первый раз познакомившись на этом розыгрыше-тендере, мы приехали посмотреть, как предприниматель работает. Были удивлены все: он уже весь лес поставил, в октябре весь лес поставил на год. Идея эта - чисто наша заслуга. Повторюсь, экономия бюджетных средств составила почти 500 тысяч рублей. Кто не заинтересован вот в таких дополнительных средствах? Они остаются в бюджетах. Департамент соцзащиты подписывает эти договоры, не Орлов, не Палата. Мы только представляем претендента, а администрация получает результат. Это наша серьезная работа с админист-рацией. И считаем, что необходимо более плотно работать в регионах в этом направлении с областными и муниципальными руководителями.


Об инвестициях в крупные, высокоприбыльные предприятия говорят много и давно. Однако, инвестирование в малый и средний бизнес, о развитии которого также много говорится, остается открытой проблемой. Понятно, что кардинальные изменения по этому вопросу могут быть достигнуты при принятии законов и подзаконных актов на уровне ГД РФ и правительства, и лоббированием интересов малого и среднего бизнеса ТПП РФ занимается планомерно и достаточно эффективно. Но речь идет о сегодняшнем дне, когда требуется привлечь денежные средства для кредитования малого и среднего бизнеса на возвратной основе в небольших объемах порядка 100 - 300 тысяч рублей.


Есть несколько возможных вариантов:


передача фондов поддержки предпринимательства под юрисдикцию палат (что позволит вывести работу фондов из-под коррупции и «бдительного руководства« администраций на местах);


создание фондов микрокредитования при региональных палатах;


создание фондов макрокредитования нескольких региональных палат.


Для создания таких финансовых инструментов не требуется большого количества времени и изменения законов. Требуется согласие палат, проработка механизма, принятие решения на уровне правления ТПП РФ и добрая воля зако-нодательных органов в регионах.


Хотелось бы сказать еще вот о чем. 28 января было совещание по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности, нас оно очень сильно касается. Готовясь к совещанию, я специально поднял документы, как влияют тарифы на электроэнергию на себестоимость продукции. Цифры очень серьезные, в производстве, в технологических операциях. На этом совещании прозвучала фраза, что в октябре планируется провести тарифный съезд. Там присутствовали представители РАО ЕЭС, правительства, МАП России. Многие об этом просто не знают. Тарифы естественных монополий - серьезнейшее дело. Я отдаю должное Рязанской ТПП, особенно Татьяне Васильевне, что она такую серь-езную работу проводила в Палате. В ЦФО, в системе палат ей, безусловно, принадлежит лидерство по этому направле-нию. Палата активизирует свою работу, а это мост между естественными государственными монополиями, предприятиями, населением нашим. Согласование тарифов - вопрос этот является важным. Если этот вопрос будет поднят, он придаст вес каждой из территорий, которая будет более активно и более серьезно им заниматься. Хочется, чтобы это движение или направление, которое выбрала Татьяна Васильевна, пригласив нас на такое совещание, и впредь сохра-нило свою поступательность вверх с более серьезным решением, и поблагодарить вас за внимание.


Т.В. Гусева: - Спасибо, Валентин Владимирович, за интересное выступление, за столь высокую оценку Рязанской ТПП. Я считаю, что это заслуга всей системы палат. А теперь слово нашей гостье из Липецка, директору фонда под-держки малого предпринимательства "ФОРА" Татьяне Владимировне Юриной.




Назад к списку статей



Опубликовано в «Под знаком Меркурия»


Copyright © 1993-2024 РТПП