Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   

2023 год    2022 год    2021 год    2020 год    2019 год    2018 год    2017 год    2016 год    2015 год    2014 год    2013 год    2012 год    2011 год    2010 год    2009 год    2008 год    2007 год    2006 год









Первый раз на нашем сайте?



ВАШ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАРТНЕР - ГАЗЕТА «ПОД ЗНАКОМ МЕРКУРИЯ»



2022 год

Декабрь
выпуск №4 (267)

Остался след и свет в душе

Много ли увидишь за два­три дня, но всё же впечатления остались. Хорошие. Город понравился не только просторными улицами, площадями и проспектами, но и тем, что находиться в нем и дышать легко. Нет грязи под ногами, не давят высотки, нет хаоса в планировке и застройке. Словом, красивый город, не уступающий многим европейским столицам.

Но первые впечатления могут быть обманчивы. И вот вновь побывал в Минске по случаю. Надо сказать, счастливому, ведь каждая новая встреча с чем­то интересным, увиденным однажды, дает новые впечатления.

Замечу, бывал я в Минске и раньше, когда не было еще столь современного, с высоким уровнем комфорта, здания Железнодорожного вокзала, являющегося хорошим образцом архитектурного решения и строительных возможностей. Было лишь небольшое, как казалось, стесненное своим размером, четырехэтажное здание из красного кирпича, которое одно из немногих уцелело в годы Великой Отечественной войны чудом. Его не снесли и при новом строительстве, удачно вписав в современное здание, хотя оно и «утоплено» с главного фасада вглубь комплекса. А вообще Минск потерял в те суровые годы более 80% жилого и общественного фонда. Все пришлось отстраивать заново.

Перейдя вокзальную площадь, обращаешь внимание на монументальные здания старой архитектуры с башенками наверху. Это – ворота в город. Эти два здания были построены в сталинский период, поэтому выглядят они внушительно. Кстати сказать, в той части Минска, которая строилась в те годы, нет ни одного здания более высокой этажности. Только Белорусский государственный педагогический университет да Дом правительства на площади Независимости на несколько этажей выше, но и они не нарушают общей архитектурной гармонии.

Вообще в Минске, за исключением его новой части, нет высоких зданий. Только на проспекте Победителей с одной его стороны есть дома повышенной этажности, преимущественно отели, современные здания общественного назначения. Жилые типовые девятиэтажки тех лет спрятались за ними, но дополняют картину качественной отделкой. Раньше этот проспект именовался проспектом Машерова, но со строительством грандиозного по своим масштабам Музея истории Великой Отечественной войны, какие есть не в каждом крупном городе, проспекту был придан особый статус и наименование в честь победителей. Не вдаваясь в содержание, здание музея имеет очень интересную современную архитектуру из новейших материалов, сочетающую стекло и бетон, а также красивую отделку фасадов, к тому же расположено оно на высоком холме, откуда открывается удивительная панорама. Здание возводилось несколько лет и предстало перед жителями столицы Беларуси к 70­летию освобождения Минска в 2014 году. А новый проспект Машерова соединил проспект Победителей и проспект Независимости – две главные магистрали Минска.

По проспекту Независимости от центральной площади Независимости до площади Якуба Коласа, а затем площади Победы и далее здания практически одной высоты – четырехэтажные. И как же гармонично они смотрятся, потому что все имеют качественную отделку и цветовую гамму и не давят на окружающую среду. И сам проспект – широкий восьмиполосный, выложен ровным покрытием, – едешь и радуешься. Для пешеходов созданы все удобства. В Минске нет пробок. По словам местных водителей и с учетом своих наблюдений, «пробкой» считается простой более двух светофоров подряд. Нам бы так!

Эффектно смотрится здание Национальной библиотеки. Этот многогранник из стекла и бетона, легко взмывший ввысь, завершает одну сторону проспекта и объединяет собой окрестный пейзаж с парком, большим водоемом с набережной и зеленым пространством вокруг. Это хороший подарок минчанам, среди которых много студентов. Говорят, что хранилища библиотеки до конца еще не заполнены, хотя зданию уже более 10 лет. А малоэтажный жилой микрорайон компактно расположен позади зеленой зоны, чуть поодаль. Все в полной гармонии с окружающей средой и создано для удобства людей.

Следует отметить, что послевоенная архитектура гармонизирует с застройкой последующих периодов, эпохой застоя с современным городским обликом. Стояли мы с генеральным директором ЗАО «Скопинская художественная керамика» Юрием Швецовым на проспекте Победителей недалеко от городской ратуши после экскурсии, любовались видами вечернего Минска, чистого, подсвеченного всюду – на жилых и общественных зданиях, и так светло было на душе. Я работал на стройках в Рязани в 70­е годы, он – строит сейчас. Но ни тогда, ни теперь мы не видели в своем родном городе ничего подобного. Разве что при великой градоустроительнице Надежде Николаевне Чумаковой в городе светили фонари, и он утопал в зелени, был чище и светлее. Но это – другая история. А у нас остались от архитектуры Минска замечательные впечатления.

И если в первый приезд сам Минск немного удивил тем, что по вечерам в нем светло, теперь он просто поразил. Настолько широко и продуманно, без повторений и излишеств, все здания города подсвечены мягкими, не раздражающими взгляд, огнями. А простор! Широта улиц и проспектов придает городской жизни дополнительное удобство и комфорт. Смотришь вдаль и открывается такая интересная перспектива, что стоишь и любуешься очарованный. Нет громоздкости зданий, они не довлеют над пространством. Здесь видна мысль архитекторов, работа строителей, работников городских служб. Ничто не мешает ощущать свободу сформированного пространства.

P.S. Может сложиться впечатление, что видел я в Минске только центральные проспекты. Это далеко не так. Ходил и по маленьким улочкам в стороне от больших дорог. По улице Карла Маркса, например, по Комсомольской, улице Кирова и другим. По Свердлова было желание проехать в комфортабельном троллейбусе или электробусе – все производятся в Беларуси.

Владимир Гусев.

Фото автора.

(Фото 25, 26, 27, 28, 29, 31)


Назад

Поиск по статьям

Текст для поиска:    
 






Copyright © 1993-2024 ТПП РО