Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Базы данных

 Как вступить в РТПП

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Публикации

Реорганизация в акционерных обществах

Часто реорганизацию видят как решение многих проблем общества, однако в абсолютном большинстве случаев после консультации и проработки вопроса клиенты отказываются от такого способа решения поставленных задач. Тому есть объективные причины. Возникает множество вопросов, находящихся на стыке различных отраслей законодательства. Настоящий доклад имеет целью освещение основных требований законодательства к реорганизации акционерного общества в контексте взаимосвязей различных отраслей права.

Реорганизация может преследовать различные цели: перегруппировка бизнеса, подготовка к продаже, налоговая и бизнес-оптимизация, изменение организационно-правовой формы и т.п.

Понятие и виды реорганизации применительно к акционерным обществам содержатся в статьях с 15 по 20 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Реорганизация общества может быть осуществлена в форме:

  • слияния;


  • присоединения;


  • разделения;


  • выделения;


  • преобразования.

Формирование имущества обществ, создаваемых в результате реорганизации, осуществляется только за счет имущества реорганизуемых обществ.
Важно отметить, что положения закона об акционерных обществах не предусматривают возможность проведения реорганизации этих обществ посредством объединения с юридическими лицами иных организационно-правовых форм (в том числе с обществами с ограниченной ответственностью) либо разделения их (выделения) на акционерное общество и юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Слияние или присоединение двух или нескольких акционерных обществ может осуществляться в целях создания более крупного общества, а разделение (выделение) - в целях образования одного или нескольких новых акционерных обществ.

При реорганизации общества, кроме указанных выше статей, Законом «Об акционерных обществах» предусматривается ряд существенных требований:

  • решение о реорганизации общества относится к компетенции общего собрания акционеров. Такое решение принимается только по предложению совета директоров (если иное не предусмотрено уставом) большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций;


  • акционеры - владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций, если они голосовали против принятия решения о его реорганизации либо не принимали участия в голосовании по этому вопросу. Акции, выкупленные обществом в случае его реорганизации, погашаются при их выкупе. Важнейший вопрос, влияющий на права акционеров в этом случае - рыночная оценка акций, по которой будет происходить выкуп;


  • положения главы XI «Заинтересованность в совершении обществом сделки» не применяются при реорганизации общества в форме слияния (присоединения) обществ, если другому обществу, участвующему в слиянии (присоединении), принадлежит более чем три четверти всех голосующих акций реорганизуемого общества;


  • сообщение о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, должно быть сделано не позднее чем за 30 дней до даты его проведения;


  • акционеры - владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества;


  • возможна конвертация привилегированных акций в обыкновенные акции и привилегированные акции иных типов;


  • условия и порядок конвертации акций общества при его реорганизации определяются соответствующими решениями и договорами - в зависимости от вида реорганизации.

Важно отметить, что преобразование акционерного общества из открытого в закрытое (или наоборот) не является реорганизацией юридического лица (его организационно-правовая форма не изменяется), поэтому требования, установленные пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 15 и статьей 20 Закона: о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества, - в таких случаях предъявляться не должны. Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества.

Создание дочерних обществ или внесение активов общества в уставный капитал другой организации не является реорганизацией. Часто используется для «вывода» активов, поскольку такая сделка удобна с налоговой точки зрения. Рыночность цены и экономический смысл - ключевой аспект таких сделок.

Особое внимание следует уделить другим отраслям законодательства, регулирующим процесс реорганизации.

Антимонопольное законодательство устанавливает требования о получении предварительного согласия (ходатайство) или уведомления государственного антимонопольного органа на сделки слияния и присоединения (Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а также Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»). Ходатайство необходимо, если сумма активов реорганизуемых обществ по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда. Уведомление - от 50 до 100 тысяч МРОТ.

Законодательство о рынке ценных бумаг регулирует вопросы процедуры эмиссии акций при реорганизации акционерных обществ, устанавливает конкретизирующие требования к содержанию решений о реорганизации и порядку конвертации акций. Следует особое внимание уделить нормативным документам Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ.

Налоговое законодательство устанавливает как общие нормы о реорганизации и ее налоговых последствиях, так и особенности исчисления и уплаты отдельных налогов. Поскольку данная тема довольно обширна, то остановимся только на некоторых общих нормах.

Налоговый орган по месту учета общества подлежит уведомлению в трехдневный срок со дня принятия решения о реорганизации. Исполнение обязанностей по уплате налогов и штрафов возлагается на правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица. Реорганизация не влияет на сроки уплаты налогов.

Законодательство устанавливает случаи, когда вновь возникшие при реорганизации юридические лица могут быть привлечены к солидарному исполнению обязательств по уплате налогов реорганизованного лица (п.7 и п.8 статьи 50 Налогового кодекса РФ).

Налоговым кодексом при реорганизации организации допускается проведение выездной налоговой проверки независимо от времени проведения предыдущей, а также повторной выездной проверки за уже проверенный ранее налоговый период.

В связи с целым рядом налоговых требований, а также с особенностями законодательства о бухгалтерском учете обществам следует рекомендовать планировать все мероприятия таким образом, чтобы дата реорганизации совпадала с датой составления бухгалтерского баланса за отчетный период.

Законодательство о государственной регистрации юридических лиц определяет порядок и правила регистрации всех видов реорганизаций. Требуется регистрация новых учредительных документов, получение новых свидетельств.

Реорганизация влечет за собой также необходимость:

  • уведомления всех контрагентов и контролирующие государственные органы;


  • внесения изменений в единый государственный реестр прав на недвижимость и сделок с ним о правах на недвижимость реорганизованных лиц;


  • переоформления лицензий, сертификатов, допусков и иных разрешений административного характера. Порядок переоформления большинства лицензий фактически аналогичен процедуре их получения заново;


  • открытия новых банковских счетов или внесения изменений в действующие - в зависимости от вида реорганизации;


  • присвоения нового ИНН, постановка на учет в налоговом органе, внебюджетных фондах, органах статистики;


  • изготовления новых печатей, штампов и иных аксессуаров организации;


  • досрочного погашения требований кредиторов, в случае их предъявления. Такая ситуация на практике чаще всего возникает с банковскими кредитами. В силу этого рекомендуется предварительно согласовывать с основными кредиторами планируемые действия по реорганизации;


  • урегулирования трудовых отношений со всеми работниками реорганизуемых обществ (Трудовой кодекс РФ).

Необходимо учитывать тот факт, что в связи с реорганизацией и совершением вышеперечисленных действий может возникать период фактической недееспособности организации. В этот период часть тех или иных важных функций не может выполняться (например, осуществление платежей и уплата налогов).

С учетом обозначенных проблем к вопросу реорганизации акционерного общества необходимо подходить очень тщательно. В каждом конкретном случае необходимо проводить подробный анализ документов и деятельности готовящихся к реорганизации лиц, составлять подробнейшие планы подготовительных и формальных мероприятий, обеспечивать внутреннюю и внешнюю координацию служб организации.

Назад к списку статей

Автор: Рычагов С.С.
исполнительный директор
Рязанского регионального филиала ОАО «ЦМД»

Версия для печати






Copyright © 1993-2024 РТПП