Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Коммерческие предложения



КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Публикации

Работа с рынком акций компании: повышение ликвидности, рост стоимости

В основе работы с рынком акций компании с целью повышения ликвидности и роста их стоимости лежат:

  1. отношения с инвесторами (Investor Relations);


  2. отношения с общественностью (Public Relations);


  3. отношения с акционерами МСФО, ГААП (GAAP);


  4. улучшение финансовых показателей;


  5. аудит;


  6. корпоративное управление;


  7. корпоративная культура;


  8. конкурентное окружение;


  9. продажа акций компании инвестиционным фондам;


  10. увеличение количества акций в свободном обращении (free float);


  11. дивидендная политика;


  12. создание рынка ценных бумаг (market-making).

Факторы, влияющие на изменение рыночной стоимости (стоимость акций) компании

Отраслевое окружение

Прогноз развития отрасли:

  • Текущий объём рынка и прогноз его развития;


  • Уровень развития технологий.

Конкурентное окружение:

  • Сильные и слабые стороны, риски и возможности (SWOT) компании;


  • Анализ конкурентов;


  • Прогноз развития конкурентного окружения.

Отношения с акционерами и потенциальными инвесторами.

Дивидендная политика:

  • Процент чистого дохода, выплачиваемый в качестве дивидендов (dividend pay-out ratio);


  • Частота выплат дивидендов.

Прозрачность для инвесторов:

  • Финансовая отчетность, аудированная по МСФО;


  • Раскрытие информации в соответствии с международными стандартами.

Работа с инвестиционными/фондовыми аналитиками:

  • Проведение конференций руководителей компании для аналитиков;


  • Публикация пресс-релизов;


  • Обеспечение свободного доступа к информации для аналитиков инвестиционных компаний.

Стратегия развития компании:

  • За счёт собственных средств (чистый доход);


  • За счёт привлечённых ресурсов (доп. эмиссия акций, выпуск облигаций).

Основные финансовые показатели:

  • Отношение чистого дохода к выручке (P/M);


  • Отношение чистого денежного потока к выручке;


  • Отношение чистого дохода к величине чистых активов;


  • Отношение чистого дохода к валюте Баланса;


  • Отношение чистого дохода к количеству акций (EPS);


  • Отношение стоимости предприятия (EV) к чистому доходу до выплаты налогов, процентов и амортизации (EBITDA);


  • Отношение стоимости предприятия (EV) к выручке.

Корпоративное управление:

  • Структура управления;


  • Качество управления, независимые члены совета директоров;


  • Финансовая отчетность, составленная по МСФО/ управленческая отчетность.

Корпоративная культура:

  • Система корпоративных ценностей;


  • Политика в отношении персонала.

Повышение ликвидности рынка акций:

  • Листинг на биржевых площадках;


  • Количество совершаемых сделок за период;


  • Информационное сопровождение корпоративных событий.

Построение взаимоотношений компании-эмитента с инвесторами («В.И.»)

Этап I. Подготовительный

Разработка стратегии В.И. (в соответствии со стратегией развития компании).
Поиск и тщательное изучение существующих инвесторов. Определение их инвестиционных критериев и ограничений.
Проведение рабочих встреч с инвесторами.
Разработка пилотных предложений по взаимодействию с инвесторами.
Разработка предложений по формированию основных параметров политики информационной открытости. Планирование конкретных мероприятий по ее осуществлению.

Этап II. Исследовательский

Изучение оценки восприятия сделанных целевой аудиторией предложений.
Определение и корректировка целей и задач в области «В.И.».
Определение и корректировка элементов политики компании в области «В.И.» согласованные с целевой аудиторией и включаемые в бизнес-стратегию компании.

Этап III.Текущая работа

Подготовка годовых отчетов, удовлетворение требований инвесторов по раскрытию информации (информационная открытость компании).
Подготовка аналитических отчетов о результатах деятельности компании и ее подразделений по ключевым направлениям деятельности, развития бизнеса.
Подготовка выступлений представителей руководства компанией и установление ими личных контактов с инвесторами.
Проведение презентаций перед инвесторами, встречи с аналитиками и специалистами-представителями целевой аудитории (Road Show).
Анализ качества установления обратной связи с инвесторами (по итогам проведённых встреч).

Этап IV. Работа с целевыми СМИ

Распространение пресс-релизов и аналитических материалов о компании-эмитенте.
Организация новостных лент - регулярного источника информации о компании в наиболее приемлемом для инвестора виде.
Постоянное взаимодействие с журналистами в целевых СМИ.
Анализ реакции на вопросы журналистов.
Внесение корректив в стратегию работы со СМИ (в случае, если это необходимо).

Этап V. Завершающий

Анализ результатов проведенной программы «В.И.»
Определение соотношения запланированного и сделанного в ходе реализации программы «В.И.»
Оценка изменения стратегии и имиджа компании целевыми аудиториями и СМИ.
На базе такого анализа формируется фундамент для следующих усилий в области «В.И.»

Продажа акций компании инвестиционным фондам

Цель инвестиционных фондов при приобретении пакетов акций предприятий - развитие производства, обеспечивающий рост стоимости компании.

Открытость и прозрачность компании значительно повышает ее привлекательность в глазах инвесторов.
Наличие блокирующего пакета у фонда позволяет ускорить процесс оптимизации деятельности компании.
Средства инвестируются в динамично растущие компании среднего бизнеса.

При продаже акций компании фонду ее капитализация растет за счет:

  • Вложений в уставный капитал, поступления от продажи акций;


  • Привлечения дополнительных ресурсов, включая банковские кредиты;


  • Содействия в развитии инфраструктуры;


  • Консультаций по юридическим и финансовым вопросам;


  • Активного участия в работе советов директоров компании, оптимизации деятельности компании;


  • Содействия фонда в создании стратегических альянсов и партнерских отношений как в России, так и за рубежом, обеспечивающих выход компании на новые рынки;


  • Положительного восприятия партнерами и инвесторами наличия у компании акционера - известного инвестиционного фонда;


  • Привлечения стратегических партнеров для финансирования на последующих этапах развития компаний.

Процесс инвестирования капитала фондами в компанию: 5 основных этапов

Возникновение сделки
Выбор предприятия

Комплексное обследование
Анализ рынка и конкурентной среды, анализ бизнес-модели и финансово-хозяйственной деятельности компании.

Структурирование сделки
Достижение договоренности об основных условиях сделки, оценка потребности в финансировании, разрешение хозяйственных вопросов.

Управление инвестициями
Содействие в стратегическом руководстве, планировании, участие в работе совета директоров.

Завершение и выход
Определение стратегических инвесторов, презентация компании.

Повышение ликвидности ценных бумаг компании-эмитента: для чего это нужно

Целью и следствием повышения ликвидности рынка акций эмитента является рост капитализации (рыночной стоимости) компании-эмитента. Создание рынка акций (market-making) направлено на повышение и поддержание ликвидности ценных бумаг. Так как конечной целью любого коммерческого предприятия является рост его рыночной стоимости, то повышение ликвидности акций, а значит и создание рынка акций (market-making), непосредственно служат этой главной задаче.

Стоимость пакета акций произвольного размера рассчитывается в пропорции к стоимости контрольного пакета акций за вычетом поправок (скидок) на неконтрольный характер пакета и на неликвидность. Таким образом, при росте ликвидности акций сокращается скидка за их неликвидность, что ведет к росту капитализации компании-эмитента.

В случае продажи предприятия либо крупного пакета акций биржевые цены служат первым ориентиром для установления цены сделки. Значит, в первую очередь, в повышении ликвидности акций заинтересован владелец акций, акционер.

Если эмитент готовится сделать размещение дополнительной эмиссии акций на фондовом рынке и посредством этого привлечь средства для своего развития, то высокая ликвидность уже обращающихся акции приобретает особое значение: так как ценные бумаги уже известны многим инвесторам, то для эмитента, во многом, снимается проблема в поиске покупателей и снижаются затраты на размещение вновь выпущенных акций.

Цель - рост капитализации вашей компании, резервы роста акций компании, продажа компании, дополнительная эмиссия.

Ликвидность ценных бумаг: основные характеристики

Степень ликвидности можно оценить по величине «спрэда» - разницы между ценами покупки и продажи, которая зависит от степени развития рынка данной ценной бумаги, то есть степени активности спроса и предложения.

Чем чаще совершаются сделки и чем больше оборот и меньше спрэд, - тем выше ликвидность.

Другой характеристикой степени ликвидности ценной бумаги также служит объем торгов по этой бумаге. Данный показатель может служить индикатором потенциальной нестабильности цены. Он является особенно важным для крупных инвесторов.

В корпоративной практике очень важно умело применять маркетмейкинг (market making) - ряд действий и мероприятий, направленных на создание рынка ценной бумаги, - ситуации, когда в любой момент времени любое заинтересованное лицо имело бы возможность купить или продать ценные бумаги. Качество созданного рынка ценной бумаги можно определить объемом бумаг, который рынок способен поглотить за короткий промежуток времени, и степенью отклонения при этом цены от прежнего уровня.

Маркетмейкинг осуществляется в интересах клиента, по его заказу и за его счет. В роли клиента обычно выступает либо сам эмитент ценной бумаги, либо один из крупных акционеров эмитента.

Работа с акциями компании, находящимися в свободном обращении (FREE-FLOAT)

Механизмы увеличения доли акций в свободном обращении:

  • Распределение акций среди работников в качестве бонусов и премий;


  • Выпуск дополнительной эмиссии по открытой подписке.

Причины, препятствующие отечественным компаниям увеличивать свободное обращение своих акций (free float):

Дополнительная эмиссия акций - весьма дорогостоящий и протяженный во времени процесс (расходы могут составлять 5-10% номинала общей суммы выпущенных ценных бумаг). Необходимость отказаться от существующего расклада сил в управлении компании и пойти на более или менее значительную уступку контроля над ее деятельностью. Угроза враждебного поглощения компании.

  • Доля свободного размещения акций (free - float), это часть обыкновенных акций эмитента, размещенных среди не ограниченного заранее круга лиц;


  • Увеличение количества свободнообращающихся акций является элементом программы повышения капитализации компании путем обеспечения достаточного количества свободнообращающихся акций;


  • Обеспечение достаточного количества свободнообращающихся акций имеет своей целью создать предпосылки повышения ликвидности акций как одного из основных условий их инвестиционной привлекательности: чем ниже доля акций компании в свободном обращении (free float), тем выше способность эмитента и связанных с ним структур манипулировать рынком, а значит, выше и риски портфельных инвесторов.

Назад к списку статей

Автор: Вячеслав Савельев
Директор Рязанского филиала представительства
Инвестиционной компании «Финам»

Версия для печати






Copyright © 1993-2024 ТПП РО