Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Базы данных

 Разместим Ваши коммерческие предложения

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ, БИЗНЕС И ВЛАСТЬ, ОПЫТ И СОТРУДНИЧЕСТВО

Новый импульс взаимодействия

РОТИН В.Г., заместитель губернатора Тульской области:

- Уважаемые участники конференции! Развитие бизнеса и большого, и малого возможно только на основе тесного сотрудничества предпринимателей и органов власти. Но это, казалась бы, общеизвестная истина. В каждом регионе накоплен опыт такого сотрудничества, есть оригинальные правовые, организационные, технологические решения, ко-торые могли бы в том или в ином виде найти применение в других областях. Поэтому польза от тех контактов, кото-рыми мы сегодня занимаемся очевидна, и мы готовы поделиться информацией о наших, наиболее эффективных, на наш взгляд, наработках.


Я в своем выступлении остановлюсь также на проблемах малого бизнеса. В этом секторе у нас сохраняется пози-тивная динамика, в области у нас насчитывается 6400 малых предприятий и около 60 тысяч предпринимателей без образования юрлица. Ежегодно растут объемы произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Не много, но увеличивается численность занятых, объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет области в 2003 году превысил миллиард руб. В то же время мы отдаем себе отчет, что ещё далеки от регионов-лидеров, у нас только лишь 4 малых предприятия на тысячу жителей области. Но если брать мировую статистику, то, конечно, не только далеки, а глубоко далеки.


Среди ряда проблем, которые в нынешних условиях в большей или меньшей степени негативно влияют на развитие малого бизнеса, главный, на наш взгляд, тормоз - низкий уровень объема инвестиций в основной капитал малых предприятий. В нашей области он составляет менее 200 миллионов руб. в год, или 2% от общего объема инвестиций. На такие деньги не особенно разовьешься. Безусловно, это проблема общая для всей России. Поэтому на ближайшее вре-мя и перспективу в качестве приоритетной задачи, мы рассматриваем создание системы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса. Это является основой нашей областной целевой программы на 2004 - 2005 годы. Такая систе-ма предполагает наряду с развитием традиционных, но эффективных механизмов микрофинансирования и целевого кредитования на возвратной основе из средств бюджета области создание механизмов привлечения банковского капи-тала. Задача, прямо хочу сказать, высшей категории сложности. Ставка на привлечение средств банков обусловлена отчасти и ситуацией, сложившийся с формированием бюджета области. Но в любом случае даже при более благопри-ятной ситуации строить финансово-кредитную поддержку малого бизнеса только на бюджетных деньгах было бы большой ошибкой. Потребности предпринимателей в средствах значительно больше. Совместно с федеральным фондом поддержки малого предпринимательства мы ведем работу по реализации пилотного проекта создания региональ-ной системы гарантирования обязательств субъектов малого предпринимательства по кредитам коммерческих банков. Методическую помощь оказывают и финансовые структуры Австрии, где подобные механизмы давно и успешно работают. Суть системы состоит в том, что заемщику, т. е. субъекту малого предпринимательства, достаточно иметь залоговое обеспечивание в размере не менее 40% по основной сумме кредита и в полном объеме по процентам и иным платежам. Остальную часть залога - 60% обеспечивает субъект федерации, но, можно сказать, государство. В качестве ресурса государственной поддержки используются долговые обязательства области, так называемые государственные гарантии, которые отражаются в бюджете. Вот, допустим, на этот год, у нас запланировано порядка 27 миллионов та-кого рода гарантий. Расходование средств бюджета возможно только при наступлении гарантированного случая. В ноябре 2003 года было принято специальное постановление администрации области, его цель - создание правовой основы для отработки механизмов взаимодействия сторон, участвующих в процессе предоставления гарантий, - банки, областной фонд, финансовые органы администрации, предприниматели и апробации самомеханизма.


Создание в регионе устойчиво работающей системы гарантирования является многоплановой задачей. Несмотря на широкое распространение за рубежом, подобных систем поддержки малого бизнеса в России нет, делаются только первые шаги. Очевидно, что положительный результат может быть достигнут только благодаря конструктивному взаимодействию, стремлению к поиску компромиссных решений всех заинтересованных сторон, включая органы власти и особенно банковские структуры.


Кстати, о банках. На недавнем совещании, это было 4 февраля, я проводил его лично, по вопросам вот как раз создания системы гарантирования некоторые из них подтвердили свою готовность принять самое активное участие в этой работе. Я должен вам сказать: для того, чтобы получить вот такого рода гарантию потребовался год работы с бан-ковскими структурами. А специфика ведь наших регионов еще такова, что собственных банков у нас единицы. Остальное все филиалы. Вот пришлось, убеждая филиальную сеть, выходя на московские офисы этих банков, убедить в том, что эту работу под гарантийные обязательства области надо разворачивать и надо проводить. К сожалению, здесь я соглашусь с теми коллегами, которые выступали до этого, что у нас, у русских, какая-то мания выдумывать все са-мим, но есть мировой опыт. Правильно, есть опыт и Франции, и Германии, и Австрии. Я был в Австрии и изучал этот опыт. Но, казалось бы, давайте мы реализуем этот опыт на практике в России, приняв соответствующие нормативные документы и внеся изменения в том числе и в Бюджетный кодекс и во внебюджетные отношения. Но пока идем каким-то своим путем, выбираем уполномоченные банки, выделяем им федеральные гарантии. И в конце концов оказывается, кто может получить этот кредит: малое предприятие, которое уже работает, имеющее соответствующий залог и обладающее определенной финансовой возможностью, способное действительно заплатить 22 - 24% годовых под государ-ственные гарантии. Единственная прелесть в этом кредите - это от 6 месяцев до трех лет, вот единственное. Остальное все в проигрыше.


Учитывая необходимость соблюдения регламента, коротко остановлюсь лишь на некоторых основных направлениях развития, других вопросах развития малого бизнеса, которые могут, на наш взгляд, вызвать интерес у коллег из других регионов. В нашей области как и во многих других, действуют межведомственные комиссии по созданию благо-приятных условий по развитию малого предпринимательства при главном федеральном инспекторе. Как мы ее называем - это комиссия по преодолению административных барьеров. Мы считаем это эффективной формой взаимодействия предпринимателей и органов власти, потому что в состав этой комиссии входят и предпринимательские структуры, и федеральные структуры, и структуры субъектов федерации. Это своего рода механизм согласования интересов. На-пример, в конце минувшего года у предпринимателей возникли проблемы, связанные с введением новых санитарных норм по организации торговли продуктами питания в мелкорозничной сети. Собрали МВК, пригласили на заседание заинтересованные стороны, в итоге найдено компромиссное решение. Особенность нашей МВК - это создание общественной приемной, которая непосредственно контактирует с предпринимателями, проводит консультации, собирает и анализирует их обращения. Необходимо отметить, что, по ее данным, большая часть жалоб разрешается в процессе диалога. Это говорит о том, что многие предприниматели еще слабо знают законодательство и свои права. Для устранения таких пробелов на протяжении последнего ряда лет мы проводим выездные семинары под общим названием «Информационная и консультационная поддержка малого предпринимательства в муниципальных образованиях». Квалифицированные консультации представителей областных контролирующих структур, по мнению самих предпринимателей, оказывают им существенную помощь в организации цивилизованного бизнеса. Несомненно, польза и для контролирующих организаций, поскольку такие контакты дают ценную информацию для более эффективной организации их собственной деятельности.


В июне 2003 года совместно с управой и администрацией области провели специализированную выставку «Малый бизнес - жилищно-коммунальному хозяйству». В выставке приняли участие свыше 30 малых предприятий области. Когда руководители, специалисты предприятий, организаций ЖКХ области ознакомились с экспозицией, то многие из них были просто удивлены. Причина удивления заключалась в многообразии современной продукции и технологий, представленных малыми предприятиями. Это теплоизоляционные материалы, водоочистные системы, системы учета и контроля теплоносителя, строительные и кровельные материалы, оборудование для сбора, утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов и многое другое. Безусловно, применить все это сейчас трудно, не хватает денег. Но очевидно и другое: использование большинства продемонстрированных технологий, позволяет получить значительную экономию бюджетных средств.


Развитие малого бизнеса в любом регионе в значительной степени зависит от эффективности муниципальных программ. Начиная с 2002 года для руководителей, специалистов органов местного самоуправления проводим учебные семинары, на которых рассматривается современное направление государственной политики поддержки малого предпринимательства и даются рекомендации по разработке муниципальных программ с учетом специфики каждой территории. Сотрудничество бизнеса и власти предполагает различные формы диалога между ними. В нашей практике, кро-ме уже упомянутой межведомственной комиссии, активно используются возможности общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Тульской области. Ежегодно проводим собрания представителей малых предприятий области. Их решения и резолюции во многом составляют основу областных программ поддержки малого предпринимательства. В частности, участие Тульской области в реализации пилотного проекта создания системы гарантирования стало результатом выполнения решения вот такого рода общественного совета. Удачным примером взаимодействия с объединением предпринимателей мы считаем сотрудничество с некоммерческим партнерством Тульской региональной лигой научно-технического и инновационного предпринимательства, так называемым «Тула-интех». Это объединение было образованно в 1999 г. по нашей инициативе и при поддержке ведущих малых и иннова-ционных предприятий области. В настоящее время в числе его членов свыше 20 фирм. Со дня основания лига участву-ет в разработке и реализации практически всех мероприятий по развитию инновационного предпринимательства в рамках областных программ. Причем деятельность лиги считают одинаково полезной как предприятия-учредители, так и органы власти. На протяжении ряда лет мы оказываем содействие в установлении взаимовыгодного сотрудничества крупных производственных компаний и малых инновационных предприятий. Продукция, разработки и технологии малых фирм используются для решения прикладных научно-технических задач крупных предприятий. На нынешнем этапе такая форма поддержки малого бизнеса оказалась весьма эффективной.


Делаем первые шаги в развитии механизмов субконтрактации. Вместе с коллегами из муниципальных образований мы выявили круг малых производственных предприятий, руководители которых видят перспективы развития своих фирм в союзе с крупными предприятиями. Эта информация передана в ТПП, которая на основании индивидуальной работы с каждым предприятием должна дать оценку возможности участия в процессе кооперации, в том числе с ис-пользованием возможностей межрегионального центра субконтрактации. Главный сдерживающий фактор в развитии такого вида взаимодействия - слабая производственная и технологическая база подавляющего числа малых предприятий. Она представляет собой оборудование весьма преклонного возраста, приобретенное у крупных предприятий. Без эффективной государственной поддержки, в первую очередь, финансовой, малым предприятиям невозможно вырасти до масштаба предприятий, обеспечивающих своевременную поставку, естественно высокое качество деталей, узлов, комплектующих.


В заключение хочу от всей души поблагодарить организаторов конференции за приглашение принять участие в сегодняшнем мероприятии. И за возможность послушать прекрасные выступления, которые прозвучали здесь, в этом зале. Уверен, что такие деловые контакты во многом способствуют повышению эффективности в государственной политике, в таком важном и таком сложном секторе экономики, каким является малое предпринимательство. Ну, а мы со своей стороны, когда будем проводить соответствующие мероприятия, связанные с государственной гарантией, обязательно пригласим наших соседей для участия. Спасибо за внимание!


Т.В. Гусева: - Большое спасибо, Владимир Григорьевич. А теперь предоставляю слово для выступления еще одному своему коллеге, президенту Ярославской ТПП Валерию Александровичу Лаврову. Наши палаты во многом схожи, Ярославская ТПП - одна из наиболее активных по уровню и формам предоставляемых услуг бизнесу, у них есть немалый опыт, и поэтому приглашаю коллегу этим опытом поделиться.




Назад к списку статей



Опубликовано в «Под знаком Меркурия»


Copyright © 1993-2024 ТПП РО