Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Коммерческие предложения

 Разместим Ваши коммерческие предложения

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ, МАЛЫЙ БИЗНЕС И МУНИЦИПАЛЬНАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ

ИОФФЕ А.Д., президент Российской ассоциации развития малого предпринимательства, руководитель комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства:

- Добрый день, уважаемые коллеги! Очень отрадно, что вы проявили инициативу и собрали такую представительную и большую аудиторию для обсуждения проблемного вопроса о доступе предпринимателей к нежилым помещениям как в сфере торговли, так и в сфере производства. По нашим исследованиям, эта проблема входит в тройку самых волнующих проблем, наряду с налоговой политикой и наряду с тем, что мы называем «административными барьерами». По всем вопросам в Москве и в других регионах эти проблемы - самые главные, но есть и еще четвертая проблема - это доступ к финансовым ресурсам. Она не менее важна для малых предпринимателей.

Некоторые задают вопрос: а надо ли вообще помогать малому предпринимательству или, как везде говорят - на собраниях, конференциях, не мешать ему? Серьезных противоречий в том - помогать или не мешать - нет. Предпринимателю, который давно работает в бизнесе, у которого есть обороты, есть рынок сбыта, - для него лучше, если ему не мешать. И это совершенно правильно.

Другое дело, если посмотреть на общую тенденцию развития малого предпринимательства в России, то мы уже не раз отмечали, что с 1994 года темпы роста значительно снизились и практически стоят на нуле. Это говорит о том, что, по сути дела, нет государственной политики в отношении развития малого бизнеса, поэтому надо помогать начинающим, чтобы расширить производство, помогать тем, кто только начинает вступать в бизнес, тем, у кого есть особенные трудности, помогать разными способами: и обучать, и консультировать, и помогать недвижимым имуществом и налогами.

Ну, а теперь по теме: по аренде и арендной плате. Нежилых помещений не хватает. Я знаю: как в Москве, так и в регионах, катастрофически не хватает нежилых помещений. И отсюда происходят довольно сложные ситуации - как в плане доступа к нежилым помещениям, так и в плане ставки арендной платы. С одной стороны, мы говорим: надо помогать, стимулировать предпринимателя. Например, в Москве в последние годы малый бизнес постоянно стимулировался пониженной арендной ставкой, до сегодняшнего дня эта ставка - 0,5, т.е. половинная ставка от существующей расчетной ставки для нежилых помещений, а в некоторых случаях она еще ниже, т.е. в размере эксплуатационных расходов, где применяется коэффициент ноль.

Нам много приходится общаться с представителями бизнеса, где часто ставится вопрос о вторичной аренде. Многие говорят: с какой стати вы даете тем, кто снял в муниципалитете помещение, получать льготы в два, три, четыре раза относительно рыночных, а то и больше, а те, которые занимаются тем же самым бизнесом, но на вторичном рынке, должны платить большую арендную плату. Тем самым вы создаете неконкурентные преимущества. Тем более, что город как субъект Федерации заинтересован в получении повышенной арендной платы. Но в последний год предприниматели серьезно боролись за то, чтобы уравнять права по ставкам арендной платы. У нас, у предпринимателей (а я еще возглавляю экспертный совет при мэрии Москвы по малому предпринимательству, который является инструментом согласования интересов малого бизнеса и исполнительной власти города Москвы) в последний год было немало работы. Мы серьезно и сильно бились с нашим департаментом имущества по поводу того, как выходить из этого положения. С одной стороны, надо уравнять права предпринимателей по ставкам арендной платы, с другой стороны, понятно, что такой резкий скачок повышения арендной платы в несколько, а по некоторым видам деятельности - в десять раз, приведет к снижению развития бизнеса, - это тоже никуда не годится. В результате, мы договорились о компромиссах, и сейчас выйдет такое постановление по Москве, где повышение арендной ставки будет происходить постепенно. Она будет повышаться и приближаться к рыночной стоимости арендной платы до 2009 года. В 2009 году мы будем работать по более или менее рыночным ставкам, но при этом все равно для предпринимателя эти ставки будут составлять коэффициент 0,75, т.е. на четверть меньше, чем для других субъектов предпринимательской деятельности. Я думаю, что это - справедливое решение, которое, во всяком случае, позволит предпринимателям, которые находятся в льготном режиме, планировать как-то свою жизнь по ставкам арендной платы, планировать свой бизнес, а не получать «душ Шарко» оттого что исполнительные власти приняли решение одномоментно повысить арендную ставку. Доступ к помещениям, их распределение нужно проводить гласно, через средства массовой информации, через объединения предпринимателей, через торгово-промышленные палаты, через конкурсы. Аукционы - это лазейки для нечестного приобретения. По тем помещениям, которые выставляются на аукцион, где идет нормальная торговля по ставкам арендной платы, если выигрывает субъект малого предпринимательства, то по первому году он будет платить 0,5 ставки от аукционной цены. Мы считаем, что те, кто только входит в рынок, кто не имеет достаточно средств, должен иметь некоторые льготы, чтобы как-то на этот рынок пробраться. Я не думаю, что эта схема идеальна для всех, наверно, надо смотреть, как складывается рынок недвижимости на данной территории, но, тем не менее, такие идеи могут быть полезны как инициатива обсуждения этих вопросов.

Вторая тема - это право выкупа помещений для добросовестных арендаторов. Это очень серьезный, болезненный вопрос. Вопрос, который имеет серьезные принципиальные разногласия между предпринимательским сообществом и частью депутатов Государственной думы, которые приняли закон о приватизации. Нам кажется, что позиция Минэкономразвития, когда все субъекты хозяйственной деятельности равны перед возможностью доступа к нежилым помещениям, и единственным критерием для выкупа является аукцион, неправильна. Законы для того и существуют, чтобы их менять, чтобы они служили интересам людей и государства, а также тем, кто пошел в бизнес.

Что происходит реально: предприниматели получают помещения не в идеальном состоянии, иногда это - подвалы, заброшенные, залитые чем попало. Это - огромный ремонт, огромное вложение средств, труда. Это - место, где развивался, раскручивался бизнес, создавалась товарная марка бизнеса, адрес, клиенты. Это, в определенном смысле, - интеллектуальная собственность, это - затраты. И что же происходит: договор аренды заканчивается, и уважаемые власти говорят, что это недвижимое имущество надо продать. А продать в соответствии с законом мы можем только на аукционе, кто больше даст. А ты, уважаемый предприниматель, участвуй на равных. Человек внес огромные средства в улучшение государственного, муниципального имущества, а ему говорят, что он должен участвовать в аукцине на равных долях, да это же грабеж средь бела дня. Человек внес огромные средства, силы в улучшение государственного, муниципального имущества, а ему говорят: большое спасибо, теперь мы это имущество продадим. Нормальная логика говорит, что этому арендатору надо предоставить нормальные условия и возможность выкупа этого имущества. По рыночной цене - хорошо, пусть будет по рыночной цене. Дайте нам возможность выкупить это имущество в рассрочку. Тут можно спорить о сроках выкупа. На самом деле, бизнес не резиновый, у него не так много свободных денег. Мало того, что его давят налогами, есть административные барьеры, теперь еще и по полной программе за недвижимость бороться! Бизнес в значительной своей части при такой, абсолютно бухгалтерской, тупой, фискальной политике просто погибнет. Если это - наша цель, то давайте скажем честно всему миру и не будем на каждом углу говорить о том, как мы любим малый бизнес, как мы его пестуем, что это вообще единственный способ удвоить ВВП. У нас уже нет резервов: лес сколько рубим, столько и рубим, нефть сколько добываем, столько и добываем - ну, на 5% увеличим, ну, на 10%. А где резервы? В малом и среднем бизнесе. Так надо создавать определенные стимулы, чтобы этот бизнес не погиб, а развивался. А этого не происходит. Надо принимать поправки к закону о приватизации, либо принимать специальный закон, позволяющий добросовестным арендаторам право выкупа имущества. Можно спорить - на сколько лет, платил ли он за аренду и т.д. Все это оговорить в законе можно. Надо срочно этот закон принимать и ломать твердокаменную позицию нашего правительства и Министерства экономики по этому вопросу. Я думаю, это очень важно.

Еще одна тема: если не будет увеличиваться количество площадей, на которых может располагаться малый и средний бизнес, то мы не создадим конкурентной среды, возможности снижать арендную ставку. Поэтому, очень важно создавать на всех уровнях новые площади для малого предпринимательства, т.е. бизнес-инкубирование. Этим надо интенсивно заниматься, на это выделены средства, но в масштабах России этого мало. Безусловно предполагается, что будут ответные деньги со стороны регионов, но эту работу надо вести более интенсивно.

Нам все время говорят: деньги девать некуда, они лезут из всех щелей. При этом, наш экономический блок заявляет: деньги - в стабфонд, на очень крупные проекты, не дай Бог, произойдет какая-нибудь ситуация либо инфляция. Пугают. Никакая инфляция не произойдет, если правильно тратить эти деньги. Правда, Греф говорит, что своруют все. Ну, если исходить из этого, то тогда надо лечь и тихо умирать. Есть много способов потратить эти деньги, чтобы инфляция не скакнула, и, кстати - это создание нежилых помещений, складских помещений для расширения производства, для малого предпринимательства. Это нормально, это - увеличение государственной собственности. Другой вариант использования этих денег - вложить их в лизинг оборудования. На эти средства можно закупить большое количество оборудования для технологических линий, компьютеров, швейных машин и другого для того, чтобы отдать его малым предприятиям в лизинг на возвратной основе. Какие проблемы, какие инфляционные процессы в этом случае возникают? Но все равно наше правительство стоит жестко: не допустим инфляции. Нормального, разумного ответа мы не получаем.

Вопрос об увеличении площадей очень важен. По опыту Москвы, несколько лет назад в Зеленограде мы создали такой объект - технопарк: выкупили помещение, отремонтировали его, вложили большие деньги, но при этом мы сняли экономические показатели с того, как работали эти малые инновационные предприятия на территории этого технопарка. И потом отслеживали, какое развитие бизнеса происходило в дальнейшем у этих предприятий. Так вот, я должен вам сказать: за два года через налоги и увеличение производства за счет технопарка там, где была льготная аренда для малых предприятий, мы отбили деньги, которые потратила местная власть. Это, плюс к тому, - те деньги, которые пошли в федеральный бюджет. Вот какова экономическая эффективность создания такого рода бизнес-центров, технопарков, бизнес-инкубаторов. Мы считаем арендную плату, но не считаем, как увеличение отразится на работе малых предприятий, на падении налогов, на возможности расширить производство. Все эти вопросы, связанные с ценообразованием, в том числе и с недвижимостью, надо рассматривать в комплексе. Очень важно поддержать в данный момент тот начальный опыт, который есть по развитию бизнес-инкубаторов, и надо отметить, что те средства, которые выделяются на развитие этого направления, недостаточны и требуют значительного увеличения, в разы, на порядки. Спасибо большое.


ГУСЕВА Т. В.: - Давайте посоветуемся: мы сразу будем вопросы задавать или во второй части дискуссии. Мало времени: давайте продолжим выступления, а потом - ответы на вопросы. Слово предоставляется Соколовой Ольге Борисовне, представителю Минэкономразвития.



Назад к списку статей



Опубликовано в «Под знаком Меркурия»


Copyright © 1993-2024 ТПП РО