Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Первый раз на нашем сайте?



МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ, МАЛЫЙ БИЗНЕС И МУНИЦИПАЛЬНАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ

ВАСИЛЬЕВ С. В., директор департамента по законотворчеству ТПП РФ:

- Уважаемые участники конференции, моя роль не совсем в том, чтобы презентовать законопроект. Я хочу подчеркнуть, что малый бизнес - это больше муниципальный бизнес, и органы местного самоуправления это прекрасно понимают. Ведь львиная доля единого налога на вмененный доход, львиная доля налога от применения системы упрощенного налогообложения являются основными доходами в муниципальные бюджеты. И, понимая это, во многих муниципальных образованиях органы местного самоуправления оказывают поддержку своим малым предприятиям в развитии малого предпринимательства, принимаются программы.

В раздаточном материале есть свежие отчеты с исследованиями, которые мы проводили на основе опыта Москвы и Екатеринбурга, Великого Новгорода и Калининграда, Выборгского района, Гатчины и ряда других субъектов Федерации и муниципальных образований. Одна из форм поддержки, что могут сделать органы власти, муниципальные образования - это предоставить свое непрофильное имущество в аренду субъектам малого предпринимательства. Они делают это активно, в том числе предоставляют льготы по арендной ставке. Что получается в связи с последними законодательными изменениями? Имущественная поддержка, которая оказывается органами государственной власти, вообще может сойти на нет. Почему?

Вы прекрасно знаете, что с 1 января 2006 года вступает в силу Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», в котором имеется норма о том, что все непрофильное муниципальное имущество должно быть до 1 января 2009 года приватизировано. С учетом того, что с 1 января 2002 года вступила в силу новая редакция закона о приватизации государственного и муниципального имущества, где была такая хорошая норма, которую очень активно использовали - это передача добросовестным арендаторам государственного и муниципального имущества в собственность, в первую очередь - малым предприятиям.

Как отмечали предыдущие ораторы, получается очень серьезная проблема. С одной стороны - малые предприятия, которые начинали бизнес без денег, без имущественных комплексов, без торговых площадей, без складских помещений, получив это от органов самоуправления, сделав капитальный ремонт, вложив какие-то средства, холя и лелея это арендованное имущество. С другой стороны, муниципалитеты, которые теперь могут сказать спасибо за то, что их имущество содержали так долго и платили арендную плату, но теперь мы выставим все это на аукцион, и, естественно, при применении того закона о приватизации, все выставится на конкурсы, на аукцион, где будет применяться чисто рыночный подход. Малые предприятия, естественно, никакой конкуренции не составят крупным предприятиям. Естественно, это имущество уйдет. Малые предприятия окажутся на грани закрытия.

Эту ситуацию проанализировали и местные власти, и государственные власти субъектов Федерации, и уже в этом году в Государственную думу было внесено три проекта федерального закона. Их вносили не депутаты Госдумы, их предлагали депутаты Ярославской области, Московской области. Три проекта федерального закона сводились к концепции, чтобы дать преференции добросовестным арендаторам - это и малые предприятия, и различные общественные организации, в первую очередь, организации инвалидов. Но так получилось, что все эти законопроекты Думой были отклонены.

В июне этого года мы настойчиво стали просить комитет по собственности более взвешенно подойти к этой проблеме. В июне прошел большой «круглый стол», где присутствовали представители федеральных органов и исполнительной власти региональных уровней, муниципальных властей, депутаты Государственной думы, члены Совета федерации. Там согласились, что изменения в закон о приватизации вносить нужно. В данный момент есть законопроект, который был внесен 1 июля, автор этого законопроекта Плескачевский В. С., председатель комитета Госдумы по собственности. Законопроект называется «Об особенностях участия малого предпринимательства и производственных организаций инвалидов в приватизации арендованного муниципального имущества». Торгово-промышленная палата соавтором данного законопроекта не является: у нее самостоятельная позиция в отношении изменения законодательства о приватизации. Вместе с тем, что мы поддерживаем основную концепцию этого закона, мы считаем, что он в срочном порядке должен быть принят, после принятия в первом чтении мы будем предлагать поправки, так как с некоторыми подходами мы не согласны.

Что еще хотелось бы подчеркнуть, эти законодательные изменения, которые назрели, с которыми в принципе уже многие согласны, в том числе, федеральные органы исполнительной власти. На наш взгляд, исходя из той позиции Торгово-промышленной палаты, которая была выработана по данному вопросу, мы полагаем, что эти вопросы, эти законодательные изменения должны носить комплексный характер и затрагивать не только отношения, в которые вступают добросовестные арендаторы при приватизации имущества, но необходимо создавать некоторые преференции на рыночных началах в целом субъектам малого предпринимательства, чтобы они с самого начала могли участвовать в рыночных торгах в других формах приватизации имущества.

В чем состоят принципиальные подходы Торгово-промышленной палаты. Мы считаем необходимым введение новых механизмов приватизации, согласно которым, инициатором процесса приватизации могли бы быть не только государственные органы и органы местного самоуправления, но и субъекты предпринимательства, т.е. арендаторы имущества, в первую очередь. Инициатива должна исходить в том числе и от них, чтобы они могли вносить предложения о приватизации арендованного имущества.

Второй базовый подход: малый бизнес имеет скромные финансовые возможности, и этот фактор в условиях реально слабой доступности к банковскому кредитованию ставит под вопрос практическую реализацию преимущественного права на приватизацию, в том числе, даже если это будет предоставлено законодательством. В связи с этим необходимо предусмотреть возможность предоставления субъектам малого предпринимательства отсрочки по платежам за выкупаемое имущество оптимально - сроком на 3 года.

Необходимо предусмотреть возможность снижения цены за приватизируемое имущество путем ее уменьшения на стоимость тех неотделимых улучшений, которые были произведены арендатором с согласия арендодателя в период пользования имуществом, если эти улучшения не были компенсированы. Кроме того, полагаю, что цена может быть уменьшена на стоимость капитального ремонта, осуществленного арендатором. Это касается тех вопросов, которые связаны с приватизацией, с введением такой преференции для субъектов малого предпринимательства, которые арендуют муниципальное государственное имущество.

Что касается всех остальных, то хочется остановиться на двух моментах. На практике бывает довольно часто, когда на торги выставляются какие-то павильоны, которые сам предприниматель приобрести не может, но видя, что павильон большой, он мог бы, объединившись с другим предпринимателем, сложиться и путем применения всех конкурсных процедур открытых торгов купить этот павильон, потом разделить на две части. Но законодательство пока не предусматривает такой возможности объединения, которая могла бы на торгах признаваться единым участником.

Хотелось подчеркнуть еще такую вещь: если государственное, муниципальное имущество реализуется на открытых торгах, то дельта, которую дополнительно могут получить органы местного самоуправления по отношению к реальной стоимости недвижимого имущества, о котором есть акт оценки, по большому счету не так велика - 10 - 20%, то есть разница между рыночной стоимостью и продажей имущества с применением тех форм, которые заложены в законе о приватизации государственного имущества, на самом деле дает такую небольшую дельту. Но это применительно к малому предпринимательству, которое арендует не такие уж дорогие и шикарные площади.

Здесь можно положить на чашу весов: или идти по всем рыночным путям и, сохранив действующее законодательство о приватизации, фактически поставить малый бизнес, арендующий муниципальное и государственное имущество, на грань выживания и получить все-таки маленькую дельту 20%, или все-таки принять изменения, дать возможность встать на ноги, окрепнуть и получить в собственность арендуемое имущество малым предприятиям, на этой основе получить дополнительные средства, в том числе в бюджеты, путем увеличения налоговых отчислений, так как любая предпринимательская активность в итоге приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджет. И для муниципальных образований это наиболее важно, потому что их бюджет формируется за счет поступлений от налоговых отчислений. Нужно проводить взвешенную политику, пойти на те изменения в законодательстве, которые предлагаются. Все предложения Торгово-промышленной палаты формируются в проект федерального закона.

Как показывает законодательная практика, очень редко бывает так, что за депутатские законопроекты, на которые поступили отрицательные заключения правительства или официальный отзыв, Дума голосует и принимает их в первом чтении. На мой взгляд, принять в первом чтении этот законопроект можно, а потом уже путем внесения поправок во втором чтении достигнуть баланса, компромисса между властью и бизнесом.

И, переходя к новому законопроекту, который предусматривает временную, только до 1 января 2009 года, преференцию для добросовестных арендаторов, среди которых имеются субъекты малого предпринимательства, либо производственные организации инвалидов. Но если субъекты малого предпринимательства законодательно определены в 88-ом Законе, производственные организации инвалидов в данном законе понимаются как организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, списочная численность инвалидов среди работников этих организаций должна составлять не менее 50%, а их доля в оплате труда не менее 25%. Эта преференция предоставляется не всем арендаторам, а только в том случае, если они арендуют объекты государственной, муниципальной собственности не менее 3 лет. Механизм приватизации следующий: орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение 10 дней после принятия решения об условиях приватизации направляет добросовестному арендатору уведомление с указанием цены. Арендатор в течение 30 дней с момента получения уведомления вправе направить в указанный орган заявление об использовании своего преимущественного права либо направить отказ. В случае, если в установленный срок не поступает заявка на реализацию этой льготы, то данное имущество реализуется в установленном порядке, который прописан в Законе 178-м «О приватизации государственного, муниципального имущества».

Что хорошего в этом законе, это то, что предусматривается возможность предоставления отсрочки и рассрочки платежа на срок не более 3 лет. В законе четко оговаривается, что выкуп арендованного имущества будет проводиться только по его рыночной стоимости, установленной на основании отчета об оценке государственного и муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

Данный законопроект специально сделан отдельным, он не предполагает какие-либо поправки собственно к 178-му закону о приватизации государственного и муниципального имущества, не нарушая тех принципов, которые там заложены, единственное только, в статью 2 вносит поправку о том, что «особенности приватизации государственного и муниципального имущества субъектам малого предпринимательства и производственным организациям инвалидов определяются отдельным федеральным законом».

В принципе, мы, т.е. Торгово-промышленная палата, этот законопроект поддерживаем, и, естественно, будем вносить поправки, которые я обозначил: дать инициативу арендаторам предусмотреть возможность снижения цены на стоимость произведенных улучшений и ряд других. Хотелось бы, пользуясь случаем, заметить, чтобы вы в итоговой резолюции нашей конференции дали какую-нибудь оценку данной законодательной инициативе, поддерживаете или нет, для того, чтобы можно было дальше нам строить взаимоотношения с Государственной думой, с федеральными органами исполнительной власти о продвижении этого закона.

На данном этапе Торгово-промышленная палата предпринимает все возможные меры для того, чтобы законопроект продвинуть, чтобы он в течение осенней сессии был принят в первом чтении, желательно, чтоб до конца года и во всех трех и тогда как федеральный закон вступил в силу. Благодарю за внимание.


МУЖИХОВ Н. В.: - Когда говорится о неотделимом улучшении и льготах по этому вопросу, меня сразу начинает настораживать, а потом трясти. Мы зачастую доводим до абсурда хорошие идеи. Вот, в частности, есть такие помещения подвалов, в которых неотделимое улучшение уже значительно по стоимости выше, чем этот подвал, и при продаже получается, что продавец должен за это доплатить этому арендатору. Наверно, уж если мы даем преференции в порядке первоочередного выкупа по рыночной цене - это будет правильно. Пример по Рязани: есть у нас Ново-Рязанская ТЭЦ. В аренде - ООО. Уверяю вас, что я сделаю так, что это мое ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» подойдет под малый бизнес. Я выведу всех подсобных рабочих в другие ООО и при продаже я должен заплатить как владелец имущества ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» под миллиард рублей за то, что я ему это продам. Это абсурд. Это мои опасения.


ВАСИЛЬЕВ С. В.: - Николай Васильевич, я понял ваши опасения. Я говорил о тех неотделимых улучшениях, которые сделаны с согласия арендодателя. Но, действительно, вы подняли очень интересный вопрос. Как он будет на практике решаться? Может быть, чтобы не усугублять положение с законопроектом, мы можем отказаться от нашей поправки?


МУЖИХОВ Н. В.: - Сама беда в том, что все неотделимые улучшения не делаются с согласия арендаторов, более того, в том случае, который я привел, это сделано на деньги жителей города Рязани, которые заложены в тариф, на которые идет модернизация, смена оборудования. У нас остается только здание, которое стоит две копейки, а остальное улучшение они провели за счет населения города Рязани.


ГУСЕВА Т. В.: - Слово предоставляется Соколовой Ольге Борисовне.



Назад к списку статей



Опубликовано в «Под знаком Меркурия»


Copyright © 1993-2024 ТПП РО