11 Октября 2007Всероссийская конференция - «Влияние тарифной и ценовой политики на конкурентоспособность российской экономики»9 октября Торгово-промышленная палата Российской Федерации провела в Москве, на базе ЦВК «Экспоцентр» Всероссийскую конференцию «Влияние тарифной и ценовой политики на конкурентоспособность российской экономики». Конференция была организована с целью выработки общенациональной стратегии, которая позволила бы перейти от преимущественно административных методов регулирования к проведению государственной ценовой политики посредством комплексной законодательно-правовой системы, учитывающей мировой опыт и национальную практику.
Работа конференции проходила по секциям, касающимся ведущих направлений экономики: промышленности, топливно-энергетического комплекса, транспортного комплекса, аграрно-промышленного комплекса, строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства. В ходе подготовки и проведения конференции деловым и научным сообществом изучены российская практика и основные направления мирового развития ценовой политики и антимонопольного регулирования. С анализом состояния и перспектив обеспечения промышленных предприятий газом в связи с проходящей кампанией по заключению долгосрочных договоров между поставщиками и потребителями газа, противоречащих антимонопольному законодательству, на конференции выступила президент Рязанской ТПП Татьяна Гусева.
Участниками конференции сформулированы основные направления модернизации российской модели тарифной и ценовой политики в соответствии со стратегическими задачами социально-экономического развития страны, поставленными в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской федерации и в решениях правительства Российской Федерации.
Участники конференции констатировали, что антимонопольная, ценовая и тарифная политика являются одним из важнейших инструментов экономической политики государства. Однако, несмотря на значительную работу по совершенствованию законодательства в этой области, в России до сих пор не создана системная законодательно-правовая база по комплексной государственной ценовой политике, обеспечивающей, в том числе, равные условия на рынке всем хозяйствующем субъектам. К числу основных недостатков отечественной законодательно-правовой базы в области ценового и тарифного регулирования можно отнести следующее:
– образование цен (тарифов) происходит, как правило, не по нормам федеральных законов прямого действия, а по многочисленным подзаконным актам, опирающимся на показатели, достоверность которых не всегда достаточно обоснована;
– в условиях свободного ценообразования отсутствует система законодательно-правовых норм, обеспечивающая гибкими рыночными механизмами влияние на формирование цен в немонопольных секторах экономики;
– существующие инструменты экономической ответственности малоэффективны, не гарантируют исключения повторных нарушений установленных правил.
Отсутствие системной законодательно-правовой базы и быстродействующих механизмов ответственности дает возможность недобросовестным монопольным и доминирующим компаниям осуществлять неоправданный рост цен, без учета интересов других равноправных участников рынка, значительно влиять на динамику развития малого и среднего бизнеса, ведет к формированию цен на рынке независимо от мировой конъюнктуры только в сторону их повышения. В частности, не удается сдержать рост цен на строительные материалы, металлы, услуги ЖКХ, жилье, топливно-энергетические, сырьевые и продовольственные товары. Используемые макроэкономические регуляторы снижения инфляции не эффективны в условиях постоянного повышения цен на топливно-энергетические и другие сырьевые ресурсы, ведущего к опережающему росту себестоимости продукции.
Формированием цен и тарифов в разных сферах без должного согласования и координации занимаются разные министерства и ведомства федерального, регионального и муниципального уровней. Такая практика является одним из факторов, порождающих коррупцию.
Политика выравнивания цен на топливно-энергетические ресурсы на внутреннем рынке до уровня мировых заведомо создает условия неконкурентоспособности отечественного бизнеса по отношению к западным конкурентам, поскольку климатические условия России требуют значительно больших издержек по содержанию производственных и жилых помещений и затрат при эксплуатации технических средств.
Принимая во внимание рекомендации секций, участники Всероссийской конференции «Влияние тарифной и ценовой политики на конкурентоспособность российской экономики» считают необходимым:
1. Просить Президента Российской Федерации:
поручить правительству Российской Федерации разработать и утвердить Концепцию перевода государственной ценовой и тарифной политики в сфере монопольных и немонопольных видов деятельности с административно-законодательной на законодательную основу;
рассмотреть возможность и целесообразность создания в структуре исполнительной власти единого органа по проведению сбалансированной ценовой тарифной политики в монопольных и немонопольных секторах экономики.
2. Просить правительство Российской Федерации:
при разработке Концепции перевода государственной ценовой и тарифной политики в сфере монопольных и немонопольных видов деятельности с административно-законодательной на законодательную основу предусмотреть:
– разработку и принятие в течение 2008 – 2010 гг. пакета законодательно-правовых актов прямого действия, обеспечивающих государственную ценовую и тарифную политику в монопольных и немонопольных секторах экономики рыночными инструментами, механизмами, исключающими повторные нарушения установленных правил;
– обеспечение равных условий для всех субъектов рынка и конкурентоспособность национальных товаров;
– обеспечение такого уровня цен и тарифов, который бы гарантировал не только возмещение обоснованных затрат производителей (поставщиков) энергоресурсов, но и накопление средств для развития производства (генерации, добычи) и инфраструктуры поставок энергоресурсов;
– гарантии социальной защиты населения.
Разработку Концепции проводить с участием Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и делового сообщества.
Внести в Государственную думу Федерального собрания Российской федерации в возможно короткие сроки:
– проекты федеральных законов «О сверхприбылях» и «О неоправданном повышении цен», соответствующие поправки в административное и уголовное законодательство, предусматривающие санкции в размерах, исключающих повторные нарушения;
– проект федерального закона «О товарах и услугах общеэкономического значения и ценообразования на них»;
– поправки в действующее законодательство о бухгалтерском учете и аудите, устанавливающие правила формирования структуры затрат, ответственность аудитора и другие нормы, позволяющие достоверно определять себестоимость и норму прибыли хозяйствующих субъектов.
Учитывая климатические условия России, разработать и принять постановление правительства Российской Федерации о сбалансированном соотношении цен на топливно-энергетические и другие ресурсы, в том числе по климатическим поясам, обеспечивающем конкурентоспособность национальных товаров:
ускорить принятие необходимых законодательных актов прямого действия, обеспечивающих комплекс мер по защите потребителей экономических секторов и населения от возможных негативных последствий либерализации рынка электроэнергии в условиях дефицита генерирующих мощностей;
подготовить и принять национальную программу до 2015 года, мотивирующую широкое использование энергосберегающих технологий, улучшение структуры топливного баланса страны, уменьшение доли природного газа в энергопотреблении;
создать систему управления государственными запасами нефтепродуктов как одного из инструментов регулирования цен на них;
создать в 2008 году Экспертный совет по вопросам государственной антимонопольной, тарифной и ценовой политики и нормативно-правового регулирования естественных и локальных монополий с участием ТПП России, делового и научного сообщества.
3. Торгово-промышленным палатам, деловому сообществу России принять участие:
в разработке и общественной экспертизе основных положений Концепции перевода государственной ценовой и тарифной политики в сфере монопольных и немонопольных видов деятельности с административно-законодательной на законодательную основу;
в подготовке и обсуждении проектов федеральных законов (поправок к действующим законам), направленных на совершенствование государственной ценовой и тарифной политики;
в выработке и реализации мер по широкому внедрению энергосберегающих технологий, повышению конкурентоспособности товаров и услуг засчет снижения издержек, повышения эффективности производства и использования топливно-энергетических ресурсов.
|