Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Апрель2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Первый раз на нашем сайте?

 Как вступить в РТПП

АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

21 Октября 2008

Тук-тук – не ждали?

Нельзя сказать, что финансовый кризис ворвался в нашу жизнь так же внезапно, как в августе 1998 года. Теперь он несколько раз вежливо постучался к нам в двери, но мы услышали этот стук только сейчас – когда по ним долбанули кувалдой. И первыми от этих ударов затрещали ворота предприятий малого бизнеса.

Российский малый бизнес, как и вся страна, стоит перед системным вызовом: больше нет дешевых денег. Причем, как для предприятий, так и для банков. А значит – им, банкам, попросту нечем кредитовать малые предприятия.

Некоторые кредитные организации уже подняли ставки для малого бизнеса до уровня запретительных. Другие, которые не испытывают серьезных проблем с ликвидностью, продолжают кредитовать высокодоходный и сравнительно устойчивый малый бизнес. Но как быть тем «малышам», которые только начинают свою работу? Банки и в добрые-то времена не особенно охотно кредитовали стартапы, а теперь с кредитами на подобные нужды может стать совсем плохо. Поэтому вполне очевидно, что наряду с обсуждением судьбоносных законопроектов, призванных спасти от краха российскую банковскую систему, должна идти работа над созданием институтов микрофинансирования. Пока признаки такой деятельности не очень заметны даже наблюдательному взору. Гораздо виднее другое...

 

Надежда на телевизор?

«Несмотря на то, что мировой финансовый кризис стал едва ли не главной темой в российских СМИ, свежие данные социологов свидетельствуют о том, что состоянием экономики интересуются менее половины граждан», – пишут «Новые Известия». При этом не только простые обыватели, но и отцы-командиры предприятий малого бизнеса уверены: все у нас идет хорошо!

По последним данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), о том, что в мире происходит экономический спад, говорят 44% россиян. Впрочем, каждый пятый уверен, что мировая экономика переживает период роста. Почти половина россиян (48%) убеждены: состояние мировой экономики оказывает сильное влияние на Россию. Парадоксально, но в феврале таких было больше – 56% опрошенных. Какой знак у этого влияния – «плюс» или «минус» – мнения разделились. Треть респондентов полагают, что происходящее для нашей страны неблагоприятно. Они знают о взаимосвязи экономик, к тому же, их тревожит, что цены повсюду растут, и Россия в стороне не останется. Но, при этом, каждый считает, что мы от всего только выигрываем.

Кризис пока «идет мимо» не только простого обывателя, но и представителей малого и среднего бизнеса. Так, по последним данным исследовательского холдинга «Ромир», в августе «траст-индекс МСБ», определяющий настроение частных предпринимателей, вырос на 4 пункта. Впрочем, исследователи это связывают с тем, что лишь 6% малых и средних компаний участвуют во внешнеэкономической деятельности, а остальные работают в пределах одного города или субъекта Федерации. Как бы то ни было, 60% опрошенных бизнесменов отмечают рост своих сегментов рынка и только 12% – сокращение. Доля компаний, отмечающих улучшение текущего состояния бизнеса, за последний год возросла с 46% до 51%, при этом 48% из них ждут роста инвестиций в ближайшие годы.

Комментируя эти цифры, научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский отмечает, что наш малый и средний бизнес пока остается в стороне от кризиса, в частности, потому, что мало связан с банковской системой. «Он, к примеру, почти не берет кредитов. Во-первых, кто же им даст, во-вторых, больше мороки, чем результата, а в-третьих, залога, чтобы его обеспечить, просто не хватит», – рассуждает экономист. Вообще же, отмечает специалист, люди узнают о происходящем «из телевизора», а там говорят больше о ежедневных банкротствах на Западе, а не о наших реальных финансово-экономических проблемах.

Другое дело, что проблемы эти в восприятии владельцев малых предприятий выглядят пока не слишком-то реальными. Ведь малый бизнес – это, прежде всего, торговля. От дефицита оборотных средств она не страдает. То есть заемные ресурсы нужны «малышам» лишь на развитие, которое в «смутное время» можно и приостановить.

Тем не менее, от самых бдительных из них вовсе не укрылся тот не слишком-то приятный факт, что кризис не просто постучался в наши двери, а стал фактором, определяющим степень всеобщего благоденствия на довольно длительный период. Оптимисты говорят, что его последствия будут ощущаться года полтора. Пессимисты... те вообще избегают давать прогнозы продолжительности его влияния на деловую активность и внешние условия деятельности хозяйствующих субъектов. «Чтобы в итоге не оказаться оптимистами», – горько шутят они.

Как знать, может быть, именно эта скромность и приводит к тому, что в информационной картине, рисующей нынешнее положение малого бизнеса, преобладают другие штрихи – те, что повеселее. Говорят все больше о том, что, с подачи президента Дмитрия Медведева, этому сектору уделяется много внимания. Что в марте он, президент, обратился к губернаторам с просьбой оказывать малому бизнесу всемерную помощь. Что в августе ввел в обиход словосочетание «перестать кошмарить бизнес». И что потом Государственная дума РФ в первом чтении приняла ряд законопроектов, которые облегчают жизнь малых и средних предприятий. И что должно было выйти послабление бизнесу аж по пяти направлениям. Об этом, пожалуй, поговорим поподробнее.

 

Стрельба в воздух?

На страницах нашего еженедельника мы уже неоднократно цитировали один из этих законопроектов – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности». Не секрет, что в упомянутом документе есть много серьезных недостатков, но он все равно был рекомендован к одобрению Госдумой, что и произошло в начале сентября. Следом были приняты еще четыре.

Казалось бы, «резонансных» нововведений более чем достаточно. Ограничиваются права милиции на проведение проверок предпринимателей, количество оснований для внепланового контроля, устанавливается менее напрягающая периодичность плановых проверок, вводится уведомительный порядок начала собственного дела. Таким образом, административный барьер выхода на рынок меняется на требования финансового обеспечения, – говорится в пояснительных документах к законопроекту.

Однако в предпринимательских кругах уже появилось мнение, что вместо реальной помощи малому бизнесу был произведен очередной выстрел в воздух. Дескать, новый законодательный пакет вовсе не отменяет глупых инструкций и не прописывает ответственность проверяющего органа в том случае, если проверка необоснованна или проведена с нарушением процедуры.

Кроме того, правительство потихоньку начинает забывать о взятых на себя обязательствах: еще до 1 сентября должны были быть рассмотрены процедуры упрощения техприсоединения к электросетям для предприятий малого бизнеса. «Для субъектов малого предпринимательства, подключаемых к мощностям до 15 киловатт, будет установлена фиксированная ставка платежа – 5,5 минимальных размеров оплаты труда. Для тех же, кто присоединяет мощности до 100 киловатт, будет обеспечен недискриминационный доступ к сетям и возможность рассрочки платежей. В случае ликвидации фирма сможет получить внесенную за подключение плату обратно. Все эти меры планируется дополнить разработкой типового договора присоединения», – рассказывала замглавы Минэкономразвития Анна Попова. Не случилось. Ведь если под антикризисную риторику удалось так отменить ЕСН, что налоговое бремя не уменьшится, а увеличится, то об упрощении техприсоединения никто даже не вспомнил.

 

Помощь – кому?

«Известно, кому», – ответит наш информированный читатель и сошлется, к примеру, на одну из новостных заметок, которыми открывается этот номер «Деловой недели». Однако вот что интересно! Государство в лице правительства и ЦБ закачивает в банковскую систему колоссальные средства, но получить толику из них в виде кредита предприятиям становится все сложнее. Вот несколько свежих цифр. Не успели банки «переварить» 50 млрд. долларов, одобренных Госдумой в конце сентября, как 7 октября Дмитрий Медведев объявил об увеличении помощи почти на 75%: банкам выдадут еще 950 млрд. рублей.

Этот глоток кислорода позволит банковской системе выжить, но, судя по всему, для полного выздоровления его будет недостаточно, да и реально большие деньги в систему еще не пошли – пока только высказаны намерения. Поэтому решение проблемы ликвидности в значительной степени перекладывается на клиентов банков – как физлиц, так и более важных и крупных корпоративных заемщиков. Причем, с последними – в отличие от первых, которых боятся нервировать – банки не особенно церемонятся: по всей России возникают требования досрочно погасить кредиты, хотя заемщик никаких поводов для этого, вроде бы, не давал. Компании в ответ замораживают инвестпрограммы, сокращают производство и пишут челобитные правительству.

Причина одна: резко подорожали деньги. Еще в начале года стабильно работающие компании без проблем могли взять кредит под 12% годовых. Но сегодня лучшее, на что может рассчитывать бизнесмен средней руки, – 20%, а чаще – 25% годовых. Да и то при условии, что его бизнес уже известен банку.

При этом банки принялись менять ставки по уже выданным кредитам. Эта тенденция дала о себе знать еще в начале года, но, начиная с августа, когда стало окончательно ясно, что «новая реальность» воцарится на рынках надолго, явление приняло массовый характер.

В результате президент ВТБ Андрей Костин в конце сентября доложил Владимиру Путину, что время дешевых и больших денег, а значит, и сверхприбылей, осталось позади. Поэтому ВТБ намерен «сконцентрироваться на доведении до конца уже начатых проектов, может быть, немного ограничив те, которые находятся еще только в стадии разработки», – со всей возможной деликатностью обрисовал ситуацию А. Костин.

Неделей позже глава Сбербанка Герман Греф уже не миндальничал. Он просто объявил сотрудникам, что в сложившихся условиях гораздо важнее «надежность и гарантии обеспеченности возврата выданных нами кредитов», нежели «сохранение темпов роста».

«Меньшие братья» ВТБ и Сбербанка прекратили наращивать кредитные портфели еще до того – у них раньше кончились деньги.

Успокаиваться остается, разве что тем обстоятельством, что наша ситуация не уникальна, а соответствует общемировым тенденциям. Например, глава Банка Греции в конце сентября собрал руководителей шести крупнейших банков страны и прямо посоветовал им сократить объемы кредитования, одновременно ужесточив условия выдачи. В России до последнего времени финансовые власти действовали существенно мягче: ЦБ не призывал к сокращению объемов, а лишь осторожно указывал банкам на риски слишком сильного увеличения объемов кредитования. В свою очередь, банкиры устами лидера своей отраслевой ассоциации Гарегина Тосуняна настаивали, что ничего страшного в этом увеличении нет.

В результате оказалось, что страшное все-таки есть. Хотя в августе-сентябре громких дефолтов в реальном секторе не было, это не значит, что их не может быть ближе к зиме или в начале следующего года, – возможно, у кого-то еще не пришел срок платить. Однако если рассматривать ситуацию в целом, абстрагируясь от частных случаев отдельных компаний, сдержанный оптимизм, с которым смотрят в будущее руководители малых и средних предприятий, все-таки имеет некоторое право на жизнь. «В сегодняшней ситуации нет ничего необычного, – говорят они в один голос. – Жалко, конечно, что дешевых денег больше нет, но мы работали по нынешним кредитным ставкам совсем недавно – всего несколько лет назад. При этом условия выдачи кредитов были тогда еще жестче, чем сейчас».

Что касается планов на будущее, то здесь оптимизма меньше. Многие из опрошенных нами «малышей» прогнозируют временное прекращение развития своего бизнеса. Дескать, то расширение, которое уже начато, будет обязательно закончено, а дальше – посмотрим. При этом практически никто из них не склонен думать, что кризис ликвидности, отрезавший их от заемных финансовых ресурсов, продлится сколько-нибудь долго. «Банки – на то и банки, чтобы кредитовать своих клиентов, – говорят они. – Поэтому, в конце концов, они обязательно повернутся к нам лицом».

(«Деловая неделя» №33)


Назад






Copyright © 1993-2024 ТПП РО