Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Май2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  


Коммерческие предложения

 Как вступить в РТПП

АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

09 Февраля 2009

Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес

1. Основные особенности сегмента малого предпринимательства с точки зрения воздействия на него кризисных явлений в экономике Российской Федерации

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, число малых предприятий в 2008 году превысило 1100 тысяч, а индивидуальных предпринимателей – 3,4 млн. человек. В благоприятный период продолжалось увеличение объемов оборота и инвестиций в основной капитал малых предприятий. Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства можно было рассматривать как положительные, так как тенденции к росту данного сектора отмечались уже в течение нескольких последних лет. Кроме того, к 2008 году активизировалась государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и на региональных уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрены ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Были обозначены определенные меры по устранению административных барьеров.

Однако указанные положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированных в конце 2008 года.

К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкую инвестиционную активность. Наряду с ними, наблюдаются проявляющиеся во все большей мере специфические факторы.

Во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования. Несмотря на то что в настоящий момент зависимость от банковского сектора и банковского финансирования малых предприятий, в отличие от крупных и средних предприятий не является сильно выраженной, кризис ликвидности в банковском секторе сократит возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям. Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами (по сравнению с более крупными коллегами) для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты, в основном, для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велики доля краткосрочных и среднесрочных кредитов и потребность в них. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не готовы удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом, в большей степени влияние банковского кризиса почувствовали на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящий момент испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять кредиты малым предприятиям. Кроме того, в условиях дефицита средств, филиалы крупных федеральных и региональных банков ужесточают требования к заемщикам, в том числе поднимая процентные ставки по кредитам, что приводит к тому, что не все субъекты малого предпринимательства, желающие получить кредит и имеющие соответствующее обеспечение, смогут рассчитывать на его получение.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес, в основном, ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортноориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий оказывает значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приводит к сокращению оборотных средств, что, в свою очередь, заставляет предприятия урезать издержки засчет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.

В-третьих, для малого бизнеса (особенно в сферах розничной и мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы «предоплата за продукцию – отгрузка продукции, поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это, в свою очередь, приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.

В-четвертых, кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые организации инфраструктуры могут прекратить свое существование. При этом, продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например, микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийных фондов. Возможно, именно эти институты, в условиях отсутствия банковского финансирования, станут единственным источником заемных денег для малого бизнеса.

В-пятых, кризисные явления могут спровоцировать уход малых предприятий в теневой сектор. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса, субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, предпринимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом, в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может  оказываться излишнее административное давление, с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.

В целом, можно отметить, что, вследствие существования кризисных явлений в экономике, субъекты малого предпринимательства будут:

  • замораживать все проекты, которые направлены на развитие и расширение (приостанавливаются покупка нового оборудование, вложения в инфраструктуру, наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта);


  • прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов;


  • пересматривать методы работы с контрагентами (например, отказываться от предоплаты за покупаемый товар и предъявлять более серьезные требования к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию);


  • будут наращивать привлечение заемных средств с нелегальных кредитных рынков (от ростовщиков и из криминальных кредитных касс – «общаков») и перестанут пользоваться кредитными услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен.

Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов малого предпринимательства будет не очень сильным. К таким предприятиям, прежде всего, относятся:

  • предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;


  • предприятия, производящие товары или услуги с неэластичным спросом;


  • предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;


  • предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент;


  • предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному или муниципальному заказу.

2. Основные болезненные и уязвимые точки малого предпринимательства

Кризис может обусловить значительное количественное сокращение малого бизнеса, то есть уход с рынка (прежде всего, «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, сокращение численности занятых на малых предприятиях, снижение объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.

Анализ специфики кризисных явлений и малого бизнеса позволяет выделить следующие проблемные и уязвимые точки субъектов малого предпринимательства.

Таблица 1.

Категория субъектов малого предпринимательства (МП)

Проблемные точки

Субъекты МП, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услуг.

Отсутствие доступа к банковскому финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшение условий кредитования, проблемы с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг ростовщиков и организованных преступных группировок.

Субъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных предприятий.

Снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов.

Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги.

Снижение спроса на услуги, риск неплатежей.

Субъекты МП, действующие в сфере строительства (производство стройматериалов, выполнение строительных и ремонтных работ).

Снижение спроса на продукцию и услуги, снижение стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала – середины года.

Субъекты МП, действующие в оптовой и розничной торговле.

Повышение стоимости импортной продукции, проблема с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе – снижение спроса на продукцию.

Субъекты МП, действующие в сфере общественного питания и ресторанном бизнесе.

Снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий.

Субъекты МП, оказывающие услуги в сфере транспорта.

Снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий.

Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу.

Снижение объема заказов в 2009 году, неоплата произведенных работ в 2008 году, повышение конкуренции за государственный и муниципальный заказ.

Субъекты МП, реализующие инвестиционные проекты, направленные на модернизацию, расширение производства.

Отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития.

Все субъекты МП.

Административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников.

 

Основные существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства все-таки носят финансовый характер:

  • отсутствие оборотных средств;


  • отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;


  • отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, в связи с малыми размерами финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов;


  • снижение спроса на продукцию при неизменном уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением прибыли и рентабельности бизнеса;


  • риск неплатежей от контрагентов: отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания».

3. Меры, направленные на снижение воздействия кризисных явлений на малое предпринимательство

Для решения указанных проблем и предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого предпринимательства, должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого бизнеса и снижение его издержек.

Снизить влияние кризисных явлений на деятельность малых предприятий могли бы ряд мер:

  • увеличение финансовой поддержки;


  • имущественная поддержка;


  • стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий;


  • информационная поддержка.

Необходимо принять ряд решений, направленных на увеличение финансовой поддержки малого предпринимательства. Так, можно увеличить объемы кредитования малого предпринимательства по программам государственных банков (например, Внешэкономбанка), а также провести специальный конкурс по размещению средств государственного бюджета в негосударственных банках (кредитование частных банков), при этом, данные ресурсы негосударственные банки должны будут потратить на расширение кредитования малых предприятий.

Еще одной мерой в области финансовой поддержки может стать увеличение финансирования программ поддержки малого предпринимательства, осуществляемого по результатам конкурса по отбору субъектов РФ, бюджетам которых в 2008 году предоставлены субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами РФ. При этом, дополнительные средства, выделяемые из государственного бюджета, можно пропорционально разделить между победителями данного конкурса, а основной акцент сделать на увеличении объемов прямой финансовой поддержки малых предприятий и организаций, образующих финансовую инфраструктуру поддержки малых предприятий, в том числе таких мероприятий, как: субсидирование расходов малых предприятий, выделение грантов начинающим предпринимателям, создание и развитие микрофинансовых организаций, гарантийных фондов, фондов инвестиций.

Другой действенной мерой в области финансовой поддержки выступают создание новых и расширение действующих гарантийных фондов (фондов поручительств) – специальных некоммерческих фондов, предоставляющих поручительства и залоги за субъектов малого предпринимательства, у которых недостаточно собственного имущества для полноценного обеспечения обязательств по банковским кредитам. Формирование и использование гарантийных фондов направлено на упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным услугам наиболее надежных кредитных организаций, предъявляющих высокие требования к финансовой прозрачности заемщиков и экономической надежности финансируемых проектов. Опыт создания гарантийных фондов имеется в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Воронежской, Свердловской областях, Республике Удмуртия, Ханты-Мансийском АО и других субъектах Российской Федерации. Необходимо и далее создавать гарантийные фонды, а также создавать условия для развития действующих фондов.

Второй группой мер являются меры в области имущественной поддержки. В условиях вынужденного сокращения издержек арендные ставки и цена недвижимости будут оставаться значительным фактором, влияющим на себестоимость продукции и услуг малых предприятий. Соответственно, мерой, направленной на облегчение доступа к имуществу а также сокращение издержек малых предприятий, может стать снижение ставок по аренде нежилых помещений и земельных участков, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности.

Отдельную группу составляют специальные меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий и замещение импорта. Здесь нужно обратить внимание на недопустимость снижения объемов федеральных, региональных, муниципальных заказов, предназначенных для малых предприятий. В соответствии с законодательством о размещении государственных и муниципальных заказов, государственный заказчик обязан размещать 10-20% государственного заказа исключительно на торгах, проводимых для субъектов малого предпринимательства, по отдельной номенклатуре товаров, работ, услуг, утвержденной постановлением Правительства РФ. При этом, стоимость заказа, который размещается на таких торгах, не должна превышать 3 млн. рублей на работы и товары и 2 млн. рублей на услуги. С целью привлечения малых предприятий к выполнению государственного заказа, можно увеличить верхнюю границу, установленную для размера начальной (максимальной) цены заказов. Это позволит малым предприятиям, работающим по государственным контрактам, получить доступ к дополнительным средствам, которые они могли бы использовать для поддержания и расширения своей деятельности, а также повысит интерес к участию в государственных закупках малых предприятий – потенциальных участников заказа. Кроме того, с целью расширения доступа малых предприятий к государственному заказу, можно создавать специальные электронные площадки, которые объединяли бы заказы, предназначенные для малых предприятий и размещаемые различными государственными заказчиками, а также служили бы средством широкого информирования субъектов малого предпринимательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в которых участниками размещения заказа являются такие предприятия.

Определенное воздействие на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий может также оказать регулирование импорта ввозимых товаров путем квотирования, а также введения дополнительных таможенных пошлин на товары, связанные с потреблением (прежде всего, продукты питания).

В условиях кризиса необходимо уделять внимание и осуществлению специальных информационных мероприятий, включая проведение специальных семинаров, конференций, брифингов, размещение информации на сайтах федеральных и региональных органов государственной власти, посвященных вопросам малого предпринимательства, направленных на разъяснение информации:

  • об особенностях кризиса;


  • о влиянии кризиса на деятельность малых предприятий;


  • об особенностях управления в условиях кризиса;


  • о дополнительных возможностях доступа малых предприятий к финансовым и имущественным ресурсам.

4. Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях кризиса

Меры, направленные на развитие малого предпринимательства в условиях экономического кризиса, можно разделить на три группы:

  • меры в области налогового регулирования;


  • меры в области сокращения административных барьеров;


  • меры в области кадровой поддержки малых предприятий.

Меры в области налогового регулирования могут предполагать предоставление «налоговых каникул» для вновь образованных предприятий и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений (например, временное освобождение от налогов на прибыль, имущество, от земельного налога предприятий, работающих по общей системе налогообложения, и временное освобождение от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения).

С целью высвобождения у малых предприятий дополнительных средств, целесообразно сократить общую налоговую нагрузку на малые предприятия засчет снижения отдельных налогов (ЕСН, в первую очередь). В целом, снижение налогов для малых предприятий послужит стимулом к росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора.

Кроме того, необходимо продолжить работу по устранению административных барьеров, препятствующих деятельности малых предприятий. Следует ускорить принятие пакета законопроектов, направленных на сокращение давления на бизнес засчет упорядочения государственного и муниципального контроля, замены лицензирования страхованием гражданской ответственности, ограничения внепроцессуальных прав милиции и обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия. Прежде всего, требуются дальнейшее упорядочение принципов и регламентация проверок малых предприятий, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса. Реальные изменения должны произойти не только в идеологии, но и в правоприменительной практике. C целью упорядочения проведения налоговых проверок, общий порядок проведения контроля можно распространить и на налоговый контроль.

В части замены обязательной сертификации декларированием принятие соответствующего закона необходимо дополнить практическими шагами по оптимизации данной формы оценки соответствия. В приоритетном порядке необходимо подготовить предложения по существенному сокращению перечня сертифицируемых видов продукции и уточнению единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия.

При этом, представляется целесообразным придерживаться целевой установки по сокращению доли видов продукции, подлежащей обязательной сертификации, до 50% в 2009-2010 гг. и установить четкий график по дальнейшему сокращению сферы обязательной сертификации с закреплением конкретных показателей результативности его реализации. Сокращение издержек на сертификацию, которые являются серьезным барьером для малого бизнеса (причем затраты на сертификацию существенно возрастают для продукции высокого передела и инновационных секторов), приведет к увеличению свободных средств предприятий, часть которых может быть направлена на инвестиции.

Необходимо также упростить доступ малых компаний к электросетям и установить низкие фиксированные цены для подключения малых предприятий к энергомощностям.

Учитывая высвобождение большого количества трудовых ресурсов засчет уволенных со средних и крупных предприятий, можно предпринимать определенные меры по привлечению данных сотрудников на малые предприятия и тем самым повысить производительность труда в сегменте малого бизнеса. Определенную роль здесь может сыграть активизация работы государственных и муниципальных служб занятости с конкретными малыми предприятиями по трудоустройству на них новых сотрудников.

(Подготовлено специалистами Национального института

исследований проблем предпринимательства).


Назад






Copyright © 1993-2024 ТПП РО