Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Май2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  


Коммерческие предложения

 Разместим Ваши коммерческие предложения

АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

18 Февраля 2009

Экономический кризис: новая концепция производственно-рыночной системы

Пришедшая к нам в придачу к капитализму рыночная система что-то плохо приживается в России. Нам удалось создать только неэффективный рынок бедняков. Построить нормальный цивилизованный рынок по подобию развитых в экономическом отношении стран россиянам никак не удается. Почему так? Из-за беспредельной бедности основной массы населения строительством капитализма в России занимаются не более 4 – 5% ее граждан. Только они то и выступают в качестве поставщиков товаров на рынок (но, конечно, не все). А отальное население страны – нищие потребители, у которых 70 – 90% доходов уходит на приобретение продуктов питания. По американским нормативам, уровень абсолютной бедности населения наступает в том случае, когда доля расходов семьи на продукты питания поднимается до 30% от ее доходов. По сравнению с американцами, основное население России, следовательно, должно быть отнесено к разряду сверхнищих. Сверхнищее население России и сверхбогатая кучка созданных ею олигархов не могут создать современного развитого рынка. Все богатства страны и ее финансовый капитал уйдут за рубеж в страны с развитым рынком, а коренное нищее население страны вынуждено будет покупать иностранные товары, не всегда то, что нужно, но всегда то, что им навязывают иностранные конкуренты. Правящая элита России пока этого не понимает. Иначе, чем объяснить упорное нежелание Правительства выводить население России из нищеты? Боязнь инфляции – это лукавая отговорка. Возможная инфляция (а ее можно и избежать) несет гораздо меньше отрицательных факторов, чем повсеместная нищета населения России.

Но есть и другая причина нашего неумения (и здесь нельзя сказать – нежелания) строить нормальные рыночные отношения. Для нормального функционирования рынка в любом обществе должны существовать потребности и ресурсы, позволяющие удовлетворить эти потребности. В самом общем виде под ресурсами понимают природные и людские резервы, а также созданные человеком объекты, предназначенные для производства товаров, услуг и духовных ценностей. Общепринято, что основными категориями ресурсов являются земля, капитал, труд. По суммарному объему этих ресурсов Россия – безусловный лидер среди всех, в том числе и самых богатых стран мира. По самым разным оценкам, суммарный объем ресурсов России составляет от 400 триллионов до одного квадриллиона долларов. Разброс, конечно, большой, но я надеюсь, что наша научная элита в ближайшее время уточнит эти оценки.

В последнее время к ресурсам стали причислять особый специфический их вид, без которого невозможно существование развитых рыночных отношений. Этот ресурс – предпринимательские способности граждан страны. Такой ресурс в России, к сожалению, почти отсутствует. Он был сознательно уничтожен на генном уровне непродуманными социальными экспериментами. Слишком долго мы находились в тисках фальшивых бесчеловечных доктрин. И частная собственность, и частная инициатива у нас были под запретом. Общество, в котором основная масса населения влачит нищенское существование и где полностью искоренены предпринимательские способности, не может создать эффективного развитого рынка, даже если юридически в государстве объявлен капитализм. Как справедливо заметил А.П. Паршев, нет более жалкого субъекта, чем человек с советским менталитетом в рыночном обществе.

Инициативная исследовательская группа из Рязани установила, что Россия, вырвавшись из одних тисков фальшивых доктрин, угодила в другие тиски фальшивых догм. Эта «фальшивость» для многих оказалась настолько неожиданной, что разработанная группой рязанских ученых новая концепция производственно-рыночной системы очень долгое время воспринималась по принципу «этого не может быть». И только после публикации двух книг и свыше трех десятков статей на данную тему стала восприниматься как «в этом что-то есть». В чем суть новой концепции? Почему она возникла? И что она может дать России в случае ее внедрения?

В связи с невозможностью в одной небольшой журнальной статье представить достаточно обширную теорию новой производственно-рыночной системы, изложу только ее основные положения, не используя математических выражений и графической информации, и прибегнув только к вербальным доказательствам с использованием обычной общечеловеческой логики. Это будет не просто сделать, учитывая значительный объем полученной новой и неожиданной информации о рынке, совершенно неизвестной ни Западу, ни российскому читателю.

Итак, начнем. Как-то в беседе со мной один из высокопоставленных чиновников ехидно заметил: «Ну, что сейчас можно нового предложить в рынке?» Обычная реакция чиновника, чтобы отбить предложение и не рассматривать вопроса. И действительно, что можно нового предложить в современном рынке, в котором за всю его более чем вековую историю все уже теоретически описано и практически испробовано? Оказывается, можно. И довольно много.

Основу современного рынка составляет ценообразование на товары и услуги. Цены должны быть такими, чтобы они устраивали и производителей, и потребителей товаров. Сейчас считается, что оптимальная рыночная цена любого товара – это цена, при которой спрос на товар равен его предложению. Другими словами, рыночная цена – это цена, соответствующая точке пересечения кривых спроса и предложения. Все статьи, книги, учебники и монографии, посвященные этому вопросу, трактуют появление рыночных цен именно так. Методически это верно, но при одном условии: кривые спроса и предложения правильно отражают объективный характер их возникновения. В этом вопросе по кривым спроса не возникает каких-либо сомнений. Чем больше цена товара, тем меньшее количество покупателей могут его приобрести. Этим и объясняется убывающий характер кривых спроса. Никто и никогда не сомневался в отношении общего вида этих кривых.

Совершенно другая судьба у кривых предложения. Исследования рязанских ученых показали, что общепринятый вид кривой предложения ошибочен. Утверждение, что предложение товаров растет вместе с ростом цен, является только теоретическим положением. На практике существует свыше десятка общеизвестных фактов, опровергающих это положение. Вот некоторые, наиболее известные из них. При увеличении объемов производства, себестоимость изготовления единицы товара снижается (но не растет) в десятки, сотни и даже в тысячи раз. В связи с тем, что и налоги, и прибыль на производимые товары всегда пропорциональны себестоимости их изготовления, то совершенно очевидно, что с увеличением объемов производства товаров их рыночные цены тоже падают в десятки, сотни и тысячи раз. Предложение товаров увеличивается не с ростом цен, а с ростом спроса на товары. Никакой производитель не будет увеличивать цены на свою продукцию, если спрос на нее падает. Предложение товаров растет через логическую цепочку: снижение цен – увеличение спроса – увеличение предложения товаров. Но не наоборот. Действует и обратное правило: растут цены – снижается предложение товаров. Инициативной исследовательской группой из Рязани установлено, что кривая предложения для любого товара представляет собой дробно-линейную функцию, основное свойство которой заключается в увеличении предложения товара при уменьшении цен на него, и наоборот – снижение объемов предложения при росте цен на товар. Это теоретически доказанное положение.

Совместное рассмотрение действия традиционной кривой спроса и новой кривой предложения приводит к неожиданным и сенсационным выводам. В отличие от традиционной общепринятой схемы, где рыночные цены формируются на пересечении кривых падающего спроса и растущего предложения, в новой концепции эти кривые проходят на близких по направлению курсах, дважды пересекаясь – в начале и в конце зон их совместного следования. Причем, обеим точкам пересечения кривых больше не соответствуют рыночные цены на товары. Этим точкам пересечения соответствуют теперь границы банкротства фирм, где они лишаются всей своей прибыли от производства и реализации товаров. Все рыночные цены лежат теперь в пространстве, ограниченном непересекающимися участками кривых спроса и предложения. Таких точек даже для одного товара теперь множество и среди них обязательно присутствует точка, которой соответствует оптимальная рыночная цена на конкретный товар. Оптимальная цена приносит фирме максимальный доход, по сравнению с доходами при любых других ценах, которые производитель (продавец) может назначить за этот товар. Все другие цены, соответствующие точкам, лежащим в пространстве между непересекающимися участками кривых спроса и предложения, в новой концепции тоже являются рыночными. Однако, эти цены, по сравнению с оптимальной ценой, приносят фирме меньший доход. Аналогичное утверждение имеет место и для прибыли. Существует цена товара, обеспечивающая фирме прибыль, максимальную, по сравнению с прибылью при любых других ценах.

Уже только одно это отличие традиционной общепринятой системы ценообразования от ценообразования в новой концепции рынка заставляет пересмотреть все знания о функционировании современного рынка, навязываемого нам Америкой и так называемым развитым Западом. К сожалению, как показали исследования рязанских ученых, эти знания в своей основе оказались ошибочными. Ошибочны объяснения основных законов рынка, ошибочны основы его функционирования, ошибочно объяснение если не всех, то многих причин успеха и неудач в бизнесе. Новая концепция производственно-рыночной системы пересматривает все устоявшиеся представления о рынке и рыночных отношениях. Все неопределенные ситуации, неразрешимые в действующей рыночной системе, получают хорошее объяснение в новой концепции рынка. Это позволяет принимать правильные решения в любых производственно рыночных ситуациях, в которых старая, ныне действующая, концепция рынка оказывается бессильной.

Различия в схеме ценообразования – не единственное отличие предлагаемой концепции. В новой производственно-рыночной системе фирме уже недостаточно просто назначить цену своему товару. При одной и той же цене, но разных объемах предложения товара рынку, фирма может получить прибыль, но может понести и убытки. Теория предсказывает, каков должен быть диапазон объемов предложения конкретного товара рынку, чтобы при заданной его цене получить гарантированную прибыль. При выходе за пределы этого диапазона в большую или меньшую сторону, фирма гарантировано несет убытки, даже если в начальный момент выхода на рынок товар будет хорошо раскупаться. Иными словами, при выходе на рынок с любым товаром, назначение ему только рыночной цены уже является недостаточным. Каждому товару теперь должна быть назначена безубыточная пара «цена товара – объем его предложения» или «цена товара – объем его реального спроса».

Еще одна яркая особенность новой концепции рынка: «невидимой руки Адама Смита», которая якобы управляет рынком, и на которую все еще продолжают ссылаться американские экономисты в своих книгах и даже учебниках по экономике, больше не существует. Новая концепция рынка ее уничтожила. Рынком теперь полностью управляет предприниматель. Производство и рынок в новой концепции полностью прозрачны. Для предпринимателя не существует больше неопределенных и непредсказуемых производственных и рыночных ситуаций. Однако, в некотором плане этот рынок все же усложнился. Рассмотренные ранее безубыточные пары «цена товара – объем его предложения» для любого товара составляют всего 5 – 15% от общего их количества, возникающих в реальных производственно-рыночных условиях. Увидеть такие пары – это новое искусство рынка. Разработанная концепция учит этому искусству.

И последнее в этой статье (но не последнее по важности) отличие новой концепции рынка от существующих общепринятых его положений. В рыночной экономике сейчас безоговорочно властвует теория равновесных рыночных цен. Рынок якобы автоматически стремится к этим равновесным ценам. По сути дела, вся современная теория рынка – это искусственное жонглирование равновесными рыночными ценами. Все рекомендации современных экономистов-рыночников направлены на то, чтобы восстановить так или иначе утраченное равновесие между спросом и предложением. Новая концепция рынка утверждает, что любой рынок всегда находится в динамичном и неустойчивом состоянии, когда или спрос превышает предложение, или имеет место перепроизводство товаров. Равновесный рынок, когда спрос на отдельный товар равен предложению на него, встречается достаточно редко. Случай равновесия спроса и предложения одновременно на все товары для реального рынка исключен. Долго сохраняющиеся на одном уровне устойчивые цены не являются признаком равновесия между спросом и предложением. Многие еще хорошо помнят, что в бывшем СССР при постоянных ценах с инфляцией всего 1-2% в год население испытывало острый дефицит практически на все товары. Ну, может быть, в достатке была только водка.

В новой концепции рынка единственная равновесная рыночная цена на любой конкретный товар заменяется множеством равновесий в отдельных актах «купли-продажи». Если такой акт состоялся, это означает, что и производителя, и покупателя устроила цена, по которой один предложил, а другой купил данный товар. В другом акте «купли-продажи» тот же товар может быть реализован по другой цене. И эта новая цена тоже считается равновесной. Таким образом, на рынке одного и того же товара одновременно присутствует множество равновесных цен. Однако, как я уже отмечал, для новой концепции важна не просто рыночная цена товара, а неразделимая пара «цена товара – объем его предложения» или «цена товара – объем его потенциального спроса». В соответствии с новой концепцией рынка, кривая спроса рассматривается теперь как кривая равновесных и равноправных между собой пар (точек) «цена товара – объем его спроса». Если какая-нибудь произвольно организованная пара не попадает на кривую спроса и ложится ниже этой кривой, то, в соответствии с новой концепцией, эта пара тоже считается равновесной. Все пары, оказавшиеся выше кривой спроса, в новой концепции рынка считаются неравновесными, так как в такой паре предложение товара превышает максимально возможный спрос на него при заданной цене.

Замена единственной и в общем-то сомнительной рыночной цены товара множеством (вполне определенной областью) равноправных рыночных цен, которыми теперь может свободно манипулировать предприниматель для достижения своих целей, является очень серьезным завоеванием новой концепции производственно-рыночных отношений. Образно выражаясь, можно сказать, что различие между новой и ныне действующей общепринятой концепцией рынка можно сравнить с осмысленными движениями зрячего в дремучем, но очень богатом лесу и бессмысленными обреченными блужданиями в нем слепого. В новой концепции рынка предприниматель может обанкротиться только в том случае, если сам он этого пожелает, или если он полностью лишен предпринимательских способностей.

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия, внедрившие у себя новую концепцию производственно-рыночной системы, могут повысить эффективность своей деятельности (рост доходов и прибыли) в 3-5 и более раз без привлечения инвестиций и кредитов, базируясь только на правильном понимании производственных и рыночных процессов. Конечно, потребуется более детальное знакомство с новой концепцией рынка, чем это изложено в предложенной вашему вниманию статье. Автор к этому всегда готов.

Виктор Терехин,

кандидат технических наук.

г. Рязань.

PS редакции: Суждения автора могут показаться спорными, но они затрагивают актуальную в условиях сегодняшнего кризиса проблему рыночной экономики, поэтому могут, на наш взгляд, служить основой для эффективного диалога со всеми, кто сопереживает за судьбу отечественной экономики в сложившейся кризисной ситуации.


Назад






Copyright © 1993-2024 ТПП РО