Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Апрель2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Коммерческие предложения

 Экспертиза и сертификация

АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

10 Ноября 2009

Тарифам и ценам – национальное регулирование

В Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошла пресс-конференция, посвященная Всероссийской конференции «Эффективная ценовая и тарифная политика как инструмент реализации концепции долгосрочного социально-экономического развития России», которая состоится 11 ноября в ТПП РФ.

В пресс-конференции приняли участие вице-президент ТПП РФ Владимир Исаков, гендиректор Национального института развития РАН Михаил Гельвановский, президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль, председатель комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров, заместитель гендиректора по экономике ОАО «ПО «Водоканал» (Ростов-на-Дону) Наталья Ефимченко.

Вел пресс-конференцию директор департамента информации и связей с общественностью ТПП РФ Александр Шкирандо.

Открыл пресс-конференцию вице-президент ТПП РФ Владимир Исаков. Он сообщил, что два года назад (9 октября 2007 года) состоялась Всероссийская конференция «Влияние тарифной и ценовой политики на конкурентоспособность российской экономики». Позиция и предложения делового сообщества, высказанные на ней, были только частично учтены федеральными органами законодательной и исполнительной власти. До сих пор меры по совершенствованию ценовой и тарифной политики носят несистемный, фрагментарный характер. Сегодня влияние цен и тарифов на выживаемость предприятий оказалось критическим. Не реализовано главное требование делового сообщества – о разработке целостной Концепции государственной ценовой и тарифной политики. В единый комплекс не увязаны ценовая (тарифная) политика и меры таможенно-тарифного, налогового регулирования, механизмы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, лицензирования, другие инструменты государственной экономической политики. Не выработан механизм объединения усилий власти и бизнеса в этой сфере.

На предстоящей конференции, сказал Владимир Исаков, будут проанализированы предпринятые за последние два года меры в области государственной ценовой и тарифной политики, особенности ценообразования в условиях посткризисного развития; будут выработаны рекомендации по разработке концепции государственной ценовой и тарифной политики.

Генеральный директор Национального института развития РАН Михаил Гельвановский познакомил собравшихся с концептуальными подходами к формированию государственной политики цен в Российской Федерации, подготовленными Национальным институтом развития Отделения общественных наук РАН. Цель – повышение конкурентоспособности национальной экономики, отметил Михаил Гельвановский, а это отнюдь не тождественно простой конкурентоспособности предприятий. Конкурентоспособность страны состоит из ряда аспектов, и главный здесь – социальный аспект. Кроме того, есть аспект политический – позиция и имидж страны в мире; экономический – это экономическая независимость и мощь государства; военный – гарантия безопасности; научный – интеллектуальная база развития общества и государства.

Как этого добиться? Единственно с помощью рынка, рыночных отношений – это наиболее эффективный рычаг. Однако, по словам Гельвановского, анализ под этим углом состояния российской экономики приносит печальные результаты. Она де-факто состоит из двух частей. Первая – валютная, она работает на внешний рынок, качает туда наше сырье; цены и отношения в этой части весьма условно связаны со второй, рублевой, частью экономики. Эта вторая часть, в свою очередь, состоит из двух сегментов: в одном «бал правят» цены и тарифы естественных монополий, которые рынком никак не регулируются. Здесь цены устанавливаются на основе затрат монополий, а поскольку затраты практически не поддаются проверке, то они постоянно завышаются; в них включается все – огромные, ничем не оправданные зарплаты и бонусы менеджеров, огромные потери из-за отсутствия стимула к экономии и из-за непродуманной политики управленцев, избыточные расходы и т.д. Второй сегмент – это, наконец, нормальная экономика, производящая товар, но она обременена огромной многоэтажной системой паразитарного посредничества, которое, по сути, парализует рыночные механизмы.

Иными словами, по мнению Гельвановского, наш «рынок» в основном не рыночный, и это мешает росту эффективности и конкурентоспособности экономики страны. Рост ВВП, достигнутый благодаря росту цен на энергоносители, продаваемые за рубеж, – это некачественный рост, он не получен засчет увеличения производительности и производства технологичного продукта, поэтому наш ВВП в условиях кризиса, когда потребность в сырье серьезно снизилась, упал сильнее, чем в других странах.

Как быть? Просто качать нефть и дальше – это одно. Создать хорошую, полноценную экономику – это другое, и это то, что нам крайне нужно. Но как создать? После развала СССР, не всегда продуманных последующих решений мы сегодня имеем уродливые пропорции в экономике. Попытки разработать промышленную политику пока закончились ничем, сейчас только ТПП РФ, собственно, и отстаивает необходимость создания такой политики. Но многое здесь можно сделать с помощью продуманной ценовой политики государства. Это системное научно обоснованное влияние государства на цены и ценообразование в стране, отражающее национальные интересы, способное повысить конкурентоспособность национальной экономики и обеспечить выполнение тех аспектов, о которых говорилось выше.

Для этого надо сформировать национальную (федеральную) систему ценовой информации для обеспечения прозрачности и эффективности работы хозяйственной системы. Это возможность получить истинную картину в ценовой сфере – от производства сырья и вплоть до появления конечного продукта.

Надо принять федеральный закон «О государственной политике цен и ценообразовании», нарушение которого должно пресекаться очень серьезными штрафными санкциями. Нужно навести порядок в законодательстве, в частности, ликвидировав излишнее, паразитарное посредничество, которое сейчас, ничего, по сути, не делая, накручивает свои проценты на всех этапах технологической цепочки – от добычи сырья до изготовления товара и поставке его потребителю (тоже через несколько посредников).

Опора на эти механизмы должна обеспечить условия, при которых будут достигнуты устойчивость ценовой сферы, согласованность действий хозяйственных субъектов и оптимальность принимаемых решений.

Государство, отметил Гельвановский, вернется, таким образом, в сферу ценообразования, укоротив возможности монополий и множества местных «монополек» устанавливать произвольные, необоснованные тарифы и цены. Не следует думать, что это отказ от рынка; это отказ от базара. В Швейцарии до половины цен контролируется государством, в Греции – до 20 процентов цен, и так далее. Нигде вопросы ценообразования не отдаются полностью на откуп рынку. Нигде. Итог: о прибыли в 100-200 и более процентов, как это часто сейчас бывает в РФ, придется забыть. Зато однозначно больше производится продукции, потому что только так, а не путем волюнтаристского завышения цены на единицу товара (будешь наказан!) можно получить серьезную прибыль.

Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль в качестве примера непрозрачности нынешней системы (вернее, отсутствия такой системы) ценообразования привел цены на бензин. Почему в РФ, снабжающей весь мир топливом, бензин стоит больше 20 рублей, в США в пересчете подобный сорт топлива стоит около 17 рублей, в Иране – 3 рубля за литр? По его мнению, причина – в отсутствии ценовой политики в стране. В США, например, есть закон о базовых ценах, и не дай бог превысить установленные пороги! Контроль со стороны государства очень жесткий. Считается, что в Европе очень дорогой бензин. Да, в абсолютных цифрах – дорогой. Но у нас, подсчитал Геннадий Шмаль, семья, имеющая «Жигули», тратит в среднем на бензин 10 процентов семейного бюджета, а в Европе – 1,5-2 процента! Нужна методика определения цен. Почему в стоимости бензина – 60 процентов налога? А почему не 20, не 90? Индикаторов, позволяющих рассчитывать оправданную цену, нет. Что же касается налогов, то в нынешнем виде они в нефтегазовом секторе порядка навести не могут: не стимулируют развитие добычи, поиск и оборудование месторождений; настанет день, когда при полных кладовых добывать будет нечего, потому что никто не позаботился об этом.

Председатель комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров заявил, что наша экономика только на треть подчинена рыночным законам; монополизм – характерная черта нынешней России. По его мнению, это, в частности, вызвано тем, что без привилегированных условий сырье не может выдержать конкуренции с продукцией высокого передела. Снижение цен и тарифов – это сокращение сфер, где сегодня безраздельно властвуют монополии. По мнению депутата, в данном случае можно говорить о политической борьбе: с одной стороны – те, кто борется за конкурентоспособную национальную экономику, о необходимости которой говорят президент и премьер, которая позволит стране занять достойное место в мире, а гражданам – достойно жить; с другой – те, кому выгодны все и всяческие монополии, кто получает прибыль не благодаря производству высокотехнологичного продукта, а благодаря монопольным ценам и посредническим «накруткам».

Заместитель гендиректора по экономике ОАО «ПО «Водоканал» (Ростов-на-Дону) Наталья Ефимченко привела примеры из практики работы, рассказав, как монопольные тарифы влияют на конечную цену для потребителей.

Участники пресс-конференции ответили на многочисленные вопросы журналистов. Чаще всего и упорнее всего пресса допытывалась, когда же на практике начнется борьба с нынешними российскими ненормально высокими ценами на все. Пока что противостояние довольно серьезное, звучали ответы, сложившаяся система сопротивляется активно, поэтому вот и конференция проводится, чтобы объединиться, предложить, высказать мнение деловых кругов.

Департамент информации и связей с общественностью ТПП РФ.


Назад






Copyright © 1993-2024 ТПП РО