Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Апрель2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Коммерческие предложения

 Экспертиза и сертификация

АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

03 Августа 2010

Перспективные проекты

Создание таможенного союза и работу по формированию в дальнейшем единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России можно рассматривать как значимый геополитический проект. Реализация масштабного и трудного проекта содержит ряд рисков экономического, финансового, законодательного и информационного характера. Управление такими рисками позволит снизить определенные негативные издержки переходного периода.

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ: настал момент истины

Мировая практика показывает, что интеграционные экономические объединения весьма выгодны, поскольку создается общий рынок. Это облегчает передвижение граждан и товаров по единому таможенному пространству и за его пределы, содействует увеличению товарооборота между государствами – членами таможенного союза, деловой активности и повышению инвестиционной привлекательности экономик единой таможенной территории.

Начало функционирования таможенного союза – это, без сомнения, крупный интеграционный прорыв. Принятые решения о создании таможенного союза позволят образовать единый рынок трех государств, сделать страны таможенного союза привлекательными для инвестиций, более эффективно использовать транзитный потенциал. Одновременно, по мнению экспертного сообщества, может повыситься конкуренция на рынках всех трех стран, что положительно скажется на качестве производимой продукции.

С 1 января 2010 года начался только первый этап функционирования таможенного союза. В полном объеме он будет введен в действие в середине 2011 года.

Новый Таможенный кодекс таможенного союза должен вступить в силу с 1 июля 2010 года. Одновременно с этим в результате выполнения всех запланированных мероприятий будет отменен таможенный контроль на российско-белорусской границе, а также таможенное оформление в отношении товаров во внутренней торговле между всеми участниками таможенного союза. До 1 июля 2011 года на российско-казахстанской границе таможенный контроль сохранится только в отношении товаров третьих стран.

С 2007 по 2009 год была сформирована договорно-правовая база таможенного союза, которая состоит из двух частей. Первая часть – это 13 международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС. Вторая часть состоит из 38 договоров, направленных на завершение формирования договорно-правовой базы таможенного союза и подписанных в рамках «тройки».

В частности, документами, принятыми в рамках пяти государств – членов ЕврАзЭС, регулируются вопросы, связанные с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле, а также гармонизации технических регламентов.

Наступает своеобразный «момент истины» для становления таможенного союза. Практика первых месяцев показала наличие сложных и спорных вопросов его реализации. Выстраивается многоступенчатая система регулирования таможенных вопросов, которая, как представляется, будет довольно сложной с точки зрения правоприменительной практики как для таможенных органов, так и для субъектов хозяйствования. Безусловно, потребуется длительный период, пока вся система отшлифуется и станет понятной и прозрачной для всех.

ТПП России, предпринимательское сообщество продолжают работу по мониторингу первых практических шагов таможенного союза, участию в обсуждении его обширной нормативно-правовой базы, прежде всего Таможенного кодекса. После того как Кодекс был обнародован, в палату поступила масса замечаний, пожеланий и вопросов. У того, что называется кодексом, в целом нет противников. Но вызывают беспокойство темпы, которыми шла работа над этим важным документом, и, как следствие, масса белых пятен в нем.

В этой связи принято решение внести договор о Таможенном кодексе на ратификацию в парламенты стран таможенного союза после доработки кодекса. Создана рабочая группа. ТПП России также внесла ряд предложений по тексту этого документа.

Требуется уточнение положений кодекса в соответствии с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (в редакции протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года (Киотская конвенция).

Следует унифицировать понятийный аппарат законодательных актов, понимать термины однозначно и единообразно применять их. В частности, необходимо:

  • определить предмет правового регулирования Таможенного кодекса;


  • существенно скорректировать понятийный аппарат кодекса. Ввести (определить) понятия «декларация на груз», «декларация на товары», «очистка», «проверка декларации на товары», «проверка товара» и некоторые другие;


  • уточнить понятия «выпуск товаров», «свободная таможенная зона», «таможенная декларация», «таможенный контроль», «таможенное декларирование товаров» и ряд других;


  • срок выпуска товаров необходимо уменьшить до одного дня в соответствии с лучшей мировой практикой, что будет способствовать повышению конкурентоспособности экономик стран – членов таможенного союза.

Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 19 декабря 2009 года утвержден план действий по формированию единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010-2011 годы. Подлежат разработке и подписанию более 20 международных трехсторонних договоров. Среди них, в частности:

  • соглашение о согласованной макроэкономической политике;


  • соглашение о единых принципах и правилах конкуренции;


  • соглашение об основах инвестиционной деятельности;


  • соглашение о единых принципах регулирования в сфере защиты интеллектуальной собственности;


  • соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала;


  • соглашение о единых принципах и правилах в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. Стоит отметить, что в сфере технического регулирования разработка единых согласованных технических регламентов проводится по специальному графику.

Создание единого экономического пространства невозможно без гармонизации систем технического регулирования. В 2010-2011 годах должно быть принято около полусотни технических регламентов.

Недостатком Таможенного кодекса таможенного союза является большое количество отсылочных норм (более 300) к решениям комиссии таможенного союза или национальному законодательству государств-участников таможенного союза. Только нормы прямого действия способны обеспечить единообразное понимание гражданами своих прав и обязанностей, а также возможных действий, которые они могут совершать при перемещении товаров через таможенную границу.

В рамках реформы технического регулирования на государственном уровне, с участием ТПП РФ, ведется активная работа, направленная на упрощение и ускорение процедуры подготовки и утверждения технических регламентов и других актов технического регулирования, включая адаптацию правил и норм Европейского союза, таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Партнеры по таможенному союзу продвинулись в этом направлении дальше нас. Из этого следует, что Россия будет широко заимствовать технические регламенты и стандарты Казахстана и Беларуси, а также стран Европейского союза. Пока действуют национальные технические регламенты, но в рамках ЕврАзЭС ведется работа по их унификации.

Поправками в Федеральный закон «О техническом регулировании» (от 30 декабря 2009 года) Торгово-промышленной палате Российской Федерации дано право выдавать заключения с рекомендациями о применении внутри страны стандартов иностранных государств или международных стандартов.

Важное значение имеет использование новой редакции правил определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств. Эти правила являются неотъемлемой частью межправительственного соглашения, подписанного главами правительств СНГ в ноябре 2009 года. Новый документ позволит упорядочить выдачу сертификатов формы СТ-1 и до минимума уменьшить число споров между участниками внешнеэкономической деятельности, таможенными органами и торгово-промышленными палатами, для разрешения которых пока приходится прибегать к судебным процедурам.

Другие немаловажные вопросы, которые волнуют предпринимателей, – это возможные изменения торговых режимов с третьими странами и порядка таможенного оформления и контроля, а также возможное усиление конкуренции по аналогичным видам товаров между производителями трех стран – участников Таможенного союза.

Управляя информационными рисками, необходимо вести комплексную разъяснительную работу о реалиях таможенного союза:

политический аспект – реальное доказательство приоритетности для России именно постсоветского пространства;

экономический аспект – ожидаемая выгода для всех участников союза;

организационно-технический аспект – необходимость наладить четкое трехстороннее взаимодействие на уровне исполнительных органов;

общественный аспект – народы стран-членов таможенного союза слабо информированы о нем.

Надо приложить еще немало совместных усилий, чтобы весь механизм таможенного союза стал работать четко и бесперебойно.

 

Владимир ИСАКОВ,
вице-президент ТПП РФ,
доктор юридических наук, профессор.


    Назад






    Copyright © 1993-2024 ТПП РО