Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Май2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  


Коммерческие предложения



АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

05 Июля 2011

Как создать полмиллиона малых предприятий?

«Круглый стол» экспертов Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП).

 

На торжественном совещании, посвященном 20-летию государственной службы занятости глава Минздравсоцразвития России Татьяна Голикова сказала, что многие меры, предпринятые на рынке труда в сложные 2008-2010 годы, хорошо себя зарекомендовали, и министерство готовит поправки в закон о занятости населения, чтобы сделать их постоянно действующими. Например, одной из самых удачных оказалась программа самозанятости населения. Речь идет о том, что безработным гражданам, желающим открыть свое дело, выдавались денежные средства в размере 58800 рублей. «Эта мера оказалась крайне эффективной», – подчеркнула Татьяна Голикова. «Из тех, кто открыл собственное дело, только 3-4 процента его прекратили», – констатировала министр. И этот механизм будет работать и дальше.

 

Эксперты НИСИПП обсудили на «круглом столе», насколько справедливы приведенные цифры. В обсуждении участвовали: Владимир Буев, вице-президент НИСИПП; Евгений Литвак, генеральный директор НИСИПП, Виктор Харченко, заместитель генерального директора ИКЦ «Бизнес-Тезаурус», Фазлиддин Сайдуллаев, эксперт НИСИПП, Владимир Володин, эксперт НИСИПП.

 

Для справки (по данным Минздравсоцразвития): За 2009-2010 годы опережающее профессиональное обучение в России прошли 354 тысячи человек, находившихся под угрозой увольнения. План на этот год – 85,7 тысячи. В стажировке приняли участие более 120 тысяч человек, в этом году их будет 40 тысяч. Собственное дело открыли около 400 тысяч безработных, в 2011-м их будет предположительно 169 тысяч.

По даннымиз справки Минздравсоцразвития к совещанию экспертной группы 10.03.2011года, общий объем финансирования региональных программ по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации в 2010 году составляет 41,2 млрд. рублей, в том числе 38,5 млрд. рублей средств субсидий из федерального бюджета. Объем израсходованных средств федерального бюджета по состоянию на 31 декабря 2010 года составил 35,6 млрд. рублей, что соответствует 92,5% от средств, утвержденных в региональных программах субъектов Российской Федерации.

 

Буев: – Нас интересует лишь один аспект проблемы. В качестве подпрограммы снижения уровня безработицы Минздравсоцразвития выдает субсидии в размере годового пособия на открытие собственного дела. И министр Голикова заявила, что из тех, кто такие пособия получил, всего лишь 3-4% ушли с рынка. Это – «наивысшая степень эффективности», достигнутая нашими государственными менеджерами. В 2009 году такие пособия получили, по-моему, 127,6 тысячи безработных (размер пособия 58800 рублей), в прошлом же году – 199 тысяч. То есть более 300 тысяч безработных получили за два года пособия на открытие собственного дела. А поскольку в этом году кто-то, наверное, тоже такие пособия получил, то общее число уже около 400 тысяч. И столько должно было создаться новых бизнес-единиц. Так вот, как утверждает министр социального развития, из этого количества новых предпринимателей, только 3-4% всего закрылись.

Харченко: – А мы незнаем, из какого количества был высчитан этот процент? Это те, кто получили субсидии в 2009 году, или здесь и часть получивших в 2010-м? Что они анализировали? Сколько из тех, кто получили субсидии в 2009-м, выжили в 2010-м? Ведь должен быть и некий принятый за основу период выживаемости.

Литвак: – А под термином «закрылись» – что имеется в виду? Прошли процесс ликвидации в установленном порядке? Но это не так быстро делается.

Володин: – Разумеется, люди, взявшие деньги и сказавшие «до свидания» без всяких юридических оформлений, вряд ли могут быть так скоро учтены.

Литвак: – Нет, все-таки, если мы серьезно обсуждаем вопрос, мы должны понимать, что считается закрытием.

Буев: – Министр это не объяснила.

Сайдуллаев: – Грубо говоря, 3-4% выбыли с рынка.

Литвак: – Но если сравнить данные о том, сколько предприятий регистрируется и сколько прекращает свою деятельность, там тоже, наверное, будет 3-4, ну 5% (по официальной статистике).

Сайдуллаев: – А это так и есть.

Литвак: – В том-то и дело. А остальные фирмы, фактически не работающие, просто висят: сдают нулевую отчетность. Надо же сравнить…

Буев: – Еще есть такой момент интересный. Кто сейчас помнит статистику, какое количество предприятий регистрируется вновь?

Харченко: – Это надо смотреть данные ФНС. Я только знаю, что среди тех, кто получил субсидии, где-то 5% – юридические лица. При этом, скорее всего, среди них нет ни одного даже малого предприятия – все микропредприятия.

Буев: – Конечно, это в основном индивидуальные предприниматели и микропредприятия. Но есть еще один интересный момент: эти люди, физические лица, которые организовали, или якобы организовали, свой бизнес, получив это пособие, в течение года уже не могут становиться на учет в качестве безработных. Они считаются  предпринимателями, раз в год должны сдавать отчетность, пусть нулевую. Раньше они еще платили с этой суммы налог, с тех самых 58 тысяч. А поскольку в течение года они не могут снова встать на учет как безработные и заявить о «ликвидации» или прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, то они считаются действующим бизнесом, даже если ничего не делают, сдают нулевую отчетность или совсем ее не сдают.

Литвак: – Еще и 11 тысяч налога.

Буев: – Вот я не помню: налог они платили как физические лица или как индивидуальные предприниматели. Но сейчас это отменили, и с пособия они налог не платят. Но только если они «развились», если появился какой-то оборот, то они начинают платить. И поэтому в течение года они не могут регистрироваться в службе занятости как безработные. Они считаются предпринимателями, хотя никакой фактической деятельности могут не вести.

Володин: – Откуда же проценты разорившихся, если разориться за этот период времени официально невозможно?

Харченко: – Они получают пособие…

Буев: – На открытие собственного дела…

Харченко: – Я не об этом. Предприятие может получить пособие на занятость безработных?

Сайдуллаев: – Да. Если оно трудоустраивает безработного, то получает субсидию. Хотя это – другое направление программы. Что же касается регистрации в службе занятости, то понятно: человек, который взял пособие за год, не может через полгода прийти и сказать, что он опять безработный и хочет получить еще одно пособие. Вот если ты разорился на следующий год, то идешь в установленном порядке и становишься на учет.

 

Для справки (Данные Минздравсоцразвития к совещанию экспертной группы 10.03.2011 года). В рамках реализации мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан фактически открыли свое дело (зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств или юридических лиц) в 2010 году 199 тыс. человек, которые создали 67,9 тыс. дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, в том числе 11,4 тыс. дополнительных рабочих мест создали граждане, открывшие собственное дело в 2009 году. Общие кассовые расходы составили 15901,4 млн. рублей. Рабочие места в сфере малого бизнеса были созданы по следующим видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 37,5%, оптовая и розничная торговля – 16,6%, предоставление прочих коммунальных услуг, социальных и персональных услуг – 13,8%.

 

Литвак: – Вся разница в том, безработный ты или получил пособие, когда и как ты регистрируешься.

Сайдуллаев: – Именно так: размер субсидии – это годовое пособие.

Литвак: – А регистрируешься как индивидуальный предприниматель ты после того, как получил эти деньги?

Сайдуллаев: – Сначала регистрируешься как безработный, после одобрения бизнес-плана заключаешь соглашение со службой занятости. И уже после оформления ИП получаешь субсидию по безналичному расчету.

Литвак: – Возвращаясь к нашей основной теме, я скажу, что очень сомневаюсь в цифре 3-4%.

Харченко: – Понятно, что она должна быть намного больше.

Литвак: – Мы все прекрасно понимаем: безработные – не самые активные и удачливые деятели бизнеса.

Харченко: – По-моему, сказанное министром Голиковой вообще сложно обсуждать. Какой процент, согласно нашим исследованиям, малых и средних предприятий (есть ведь первый цикл – создание предприятия) выбывает уже в течение этого первого цикла? Я сомневаюсь, что это 3-4%.

Сайдуллаев: – Это – вопрос, как считают. Ведь отдельной строкой учитывается «количество созданных рабочих мест». Стало быть возможно, что несколько безработных оформляются на одного зарегистрированного ИП. Создается как бы один индивидуальный предприниматель, а деньги получают 5 – 10 человек, которые будут у него работать. И тогда, даже если один ИП закрылся, то 10 его работников продолжают числиться «работающими».

Харченко: – А, по-моему, учет идет как раз не по людям, а по предприятиям.

Литвак: – Ты хочешь сказать, что те 199 тысяч, что получили деньги – это количество безработных. А количество созданных малых предприятий может и не равняться этой цифре? Это может быть и 40, и 50 тысяч предприятий...

Харченко: – Подождите, там тысячи людей…

Буев: – В качестве справки: речь идет о людях, открывающих собственное дело. Это люди, которые приходят и говорят: я открою свое дело.

Харченко: – Нет, там другие цифры…

Володин: – Господа эксперты! По-моему, одно то, что вы не можете понять, сколько денег кому выдается, уже говорит о четкости, понятности и прозрачности всего дела.

Буев: – Я могу сказать совершенно четко: эти тысячи распределены на отдельные бизнес-единицы. Они выдаются на открытие некоей юридической оболочки: либо это индивидуальный предприниматель, либо микропредприятие.

Литвак: – А есть у нас данные, как за последние годы изменилась динамика численности ИП?

Харченко: – По ИП – нет.

Сайдуллаев: – Но в принципе у нас есть статистика

Литвак: – Понимаете, все ведь можно увидеть: 150 тысяч создано…

Сайдуллаев: – На фоне миллионов зарегистрированных ИП?

Литвак: – Но, возможно, при анализе данных выяснится, что эти 199 тысяч создающихся – это количество, которое, все равно, не компенсирует уменьшения числа ИП. Ведь ИП, в отличие от юрлица, нельзя бросить: если ты закончил заниматься предпринимательской деятельностью, тебе проще его закрыть, чем оно будет висеть.

Буев: – Тем более, что закрыть его просто – по заявлению.

Литвак: – Да. И, соответственно, поэтому можно все цифры сравнить. И можно понять: либо госпожа Голикова права, либо она считает, что те, кто получает 58 тысяч на открытие дела, более профессиональны, чем те, кто уже был на рынке и ушел с него. Если общий процент выбытия окажется не 2-5, а 20%, то у меня будут серьезные сомнения в тех данных, которые приводит министр социального развития. Я не верю, что наши безработные все так готовы к занятию бизнесом.

Харченко: – Если они, допустим, занимались составлением бизнес-планов и на этой основе получали субсидии...

Сайдуллаев: – Скорее всего, там было какое-то обучение и, разумеется, разработка бизнес-плана.

Литвак: – Не уверен. Я думаю, что деньги давали всем подряд, кто выражал желание начать свое дело.

Володин: – Если учесть, что субсидия – годовое пособие по безработице, только выдаваемое не в течение всего года, а сразу, можно поверить, что давали всем желающим.

Сайдуллаев: – Нет, есть отдельная государственная услуга по содействию безработным при открытии собственного дела. Плюс, прежде чем получить субсидию, человек должен разработать бизнес-план и получить на него положительное заключение.

Буев: – И субсидия на открытие конкретного нового дела. Никаким наемным работникам или существующим уже индивидуальным предпринимателям ее не дают.

Сайдуллаев: – Не дают. Разве что двум безработным дадут субсидию на двоих, они открывают ИП и там числятся.

Буев: – Как можно числиться? Ведь один тогда будет наемным работникам, а им субсидию не дают. Это ведь, все равно, как бы в одни руки, на открытие одного собственного дела. Но неужели нет статистики ИП за 2008-й, 2009-й и 2010-й годы?

Сайдуллаев: – Есть данные из ЕГРИП. А у Росстата данные по индивидуальным предпринимателям только за 2008-й и 2009-й годы. Данные за 2010-й год будут только в конце этого года.

Харченко: – Тогда мне непонятно, о каком периоде говорила Голикова, приводя свои 3-4%. Это – 2009-й год, последние полтора года?

Буев: – Она говорила так: 3-4% от созданных предприятий. Значит, она имела в виду все предприятия с момента начала программы.

Харченко: – Но период должен быть как-то обозначен.

Буев: – Если период не обозначен, значит, она говорит вообще: обо всем количестве людей на текущий момент, получивших субсидию.

Литвак: – Уже хорошо, что они говорят. Не просто дали деньги, но и как-то мониторят ситуацию.

Харченко: – Да, у них на сайте висят данные опросов.

Литвак: – Вообще, лучше всего, задать вопрос министру: что она имела в виду, называя такие цифры.

Харченко: – Понимаете, есть такой момент: данные, которые висят на сайте Минздравсоцразвития, и то, что мы сами наблюдали в регионах: в целом ряде мест ведь очень низок процент освоения этих средств. Из того, что было предназначено на программу самозанятости, было освоено 26%. Более того, немало примеров, когда эти деньги не хотят брать. Что же касается данных о МП и ИП, то здесь – проблемы.

Буев: – Но Голикова говорила о конкретном явлении – о том, что с рынка выбывает всего 3-4%. Это можно проверить.

Харченко: – Хорошо. Сейчас мы посмотрим статистику, и окажется, что в реальности с рынка выбыло 20% предпринимателей. А у нее – 3-4%. О чем это будет говорить?

Литвак: – При таком соотношении я не поверю в 3-4%.

Буев: – Я тоже. Мы все время упираемся в одно и то же: надо проверить, это те, кто пришел на рынок впервые…

Володин: – К тому же, скажем честно, не совсем по своей воле.

Буев: – Да, вдруг оказались самыми подготовленными к ведению бизнеса, самыми талантливыми предпринимателями люди, оказавшиеся безработными, уволенные с какого-то производства, так как не выдержали конкуренцию там на рынке труда, вдруг чуть ли не поголовно оказались конкурентоспособными на рынке.

Харченко: – А вот возьмет Голикова и скажет, что ее сотрудники очень эффективно подбирали среди безработных тех, кто может проявить себя в бизнесе. Те, кто приходил на рынок сам, просто пробовали свои силы. А здесь было какое-то обучение.

Володин: – По-моему, неплохо было бы знать, в каких отраслях работали люди, которым выдавались субсидии.

Харченко: – А вот эта информация, между прочим, не раскрывается. Возможно, они сами этого не знают.

Володин: – Или, наоборот, знают слишком хорошо.

Сайдуллаев: – Но мы знаем, что людям выдавали по 58 тысяч.

Буев: – Снизили социальную напряженность.

Харченко: – Но безработица в итоге упала.

 

Для справки (по данным Минздравсоцразвития): Что касается текущей ситуации с безработицей, ее официальный показатель в России опустился на докризисный уровень. Сейчас в службе занятости зарегистрированы 1,6 миллиона безработных. Для того чтобы выяснить, насколько нынешняя безработица отличается от докризисной по своей структуре, «Коммерсантъ» сравнил два обследования населения по проблемам занятости Росстата за один и тот же период – за февраль 2008 года и февраль 2011 года, чтобы исключить влияние сезонности. Оказалось, что глава Минздрава Татьяна Голикова права: регистрируемая Рострудом безработица действительно сейчас находится в рамках показателей 2008 года – 1,6 млн. человек. Однако на этом остальные сравниваемые данные расходятся. Если рассматривать безработицу, которая определяется по методологии Международной организации труда (МОТ), то оказывается, что нынешняя безработица выше, чем докризисная, на 0,5% и составляет 7,6%. Также если в 2008 году общая безработица составляла 5,3 млн. человек, то сейчас – 5,7 млн., то есть больше на 400 тыс.

 

Литвак: – Конечно, она упала: ведь всех этих людей сразу вычеркнули из списков безработных.

Буев: – Да, около 400 тысяч человек уже не считаются безработными.

Харченко: – Очень хотелось бы все-таки поглядеть на все цифры.

Литвак: – Вот через два года программа закончится, тогда подведут итоги, опубликуют цифры.

Буев: – Так они хотят сделать ее бессрочной.

Володин: – Ну, тогда все понятно. У нас уже фонд развития ЖКХ тоже хочет остаться на веки вечные.

Литвак: – Ну, это уже совсем другая тема.

Материал подготовил Владимир Володин.


Назад






Copyright © 1993-2024 ТПП РО