Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Май2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  


Базы данных

 Полезные ссылки

АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

08 Июля 2011

Как трансформируется поддержка МСП

Владимир БУЕВ: – Практически одновременное решение правительств двух крупнейших российских регионов о ... пусть не ликвидации, а – скажем так – о реструктуризации собственных органов, ответственных за поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, поставило вопрос ребром: а может, назначенные относительно недавно на свои посты Сергей Собянин и Рустам Минниханов знают нечто большее о том, что день грядущий готовит «политике поддержки МСП», чем все остальные губернаторы?

Политика и практика государственной поддержки малого предпринимательства в России по большому счету имеет два этапа. Первый: с начала, точнее, даже с середины 1990-х годов и вплоть до начала 2000-х («домэровский» или «маповский» период). Второй: с 2005 года и по наши дни («мэровский») – почитай, уже шесть лет.

Неудачи и того и другого «этапов» очевидны (кое-кто называет их «отдельными системами поддержки», но отличий между ними сегодня настолько мало, что на самостоятельные системы не тянут). «Результаты» и «эффективность» (включая причины их отсутствия) первого этапа давно описаны в экономической литературе. «Результаты» и «эффективность» второго этапа практически ничем не отличаются от первого. И те и другие малоэффективны, либо вообще «контрпродуктивны».

Когда политика первого этапа «господдержки МП» полностью доказала свою неэффективность и от нее отказались вместе с прежней «версией» министерства по антимонопольной политике (в функции которого входила и «господдержка»), первые робкие шаги новой команды минэкономразвития были сделаны в верном направлении: правоустановление и правоприменение. Но уже через год-другой эта «робость» сменилась попыткой если не скрестить «ужа с ежом», то уж впрячь в одну телегу коня и трепетную лань точно. Снова в сектор малого предпринимательства (или якобы в него) стали вливаться государственные средства (сначала небольшие, а потом, увеличиваясь методом «снежного кома»). Точнее так: вливаться с федерального уровня они стали в бюджеты субъектов РФ, а оттуда, пополнившись региональными реками и ручьями, – далее, в… будем считать, что в малый бизнес (сегодня – еще и в средний).

С 2005 по 2010 годы объемы финансовой поддержки (или «поддержки») малого бизнеса из федерального бюджета выросли в 16 раз (данные МЭР). Многократный рост выделяемых ресурсов вслед за федерацией демонстрировали и в большинстве российских регионов (особенно если они претендовали на получение федеральных средств по статье на МСБ). Аналогичного близкого (качественного) роста в секторе МСБ не наблюдалось: напротив, падение или застой.

Институционально политику «скрещивания» нефинансового создания условий и финансовой поддержки сосредоточил на себе департамент Минэкономразвития, в разные периоды времени носящий разные наименования. Но если первоначально в нем наряду с «раздачей денег» были сосредоточены и крайне необходимые функции проведения административной реформы (идеолога и разработчика), снижения административных барьеров (важно для развития бизнеса), развития торговли, конкуренции, и даже отчасти госзакупок, то год от года полезные функции ужимали, «отчекрыживали». «Ушла» торговля (в другое министерство), «ушла» конкуренция (став отдельным департаментом), «ушла» административная реформа вместе с административными барьерами (тоже – в другой департамент). Возник еще один департамент оценки регулирующего воздействия (оценка правоустановления и правоприменения). Все ключевые функции, способные приносить «совокупному» предпринимателю реальную пользу через создание благоприятной бизнес-среды, теперь автономны от функции «раздачи денег». А практически единственная функция по раздаче больших слонов и маленьких слоников («трансфертов» по статье «МСБ» в региональные бюджеты) осталась за департаментом, носящим звучное название департамента развития малого и среднего предпринимательства. Фактически этот департамент по инерции «генерирует» сегодня правительственные решения, суть которых только в одном: какому региону (региональному бюджету) и сколько денег дать (при том, что эта раздача никак не коррелирует с тем, развивается в России сектор МСБ или стагнирует).

Ну и, разумеется, вокруг да около выделяемых средств снова сформировался круг государственных, общественных и общественно-государственных «институтов», «обслуживающих», «защищающих», «содействующих», «финансирующих» МСБ.

Однако, возможно, 2010 и 2011 годы – «пиковые» с точки зрения выделения федеральных денег на МСП. Сегодня проявились признаки возможной «обратной» пусть пока не тенденции. В бюджетных планах на 2012 год на «поддержку» малых предприятий закладывается уже 10 млрд. руб., а в 2013-м – всего 5,8 млрд.

Вот этот-то импульс осторожной трансформации «приоритетов» федеральной власти, а также собственное ощущение того, что деньги тратятся нерезультативно и неэффективно, вероятно и был воспринят Москвой и Татарстаном и трансформирован в состоявшиеся административно-управленческие решения. Возможно, теперь Москва будет больше заниматься собственно выработкой и реализацией политики развития промышленности/предпринимательства и интеграции последних с наукой, чем простой раздачей денег. А Татарстан – больше политикой привлечения в регион (или «генерирования» внутри региона) частных и/или смешанных инвестиций, чем писанием «заявочных бумаг» в департамент, «развивающий» малое и среднее предпринимательство.

Реструктуризация же не просто двух, а двух десятков структур региональных органов власти (в части функций «раздачи слонов») наверняка даст и обратный импульс на федеральный верх...

 

 Дмитрий ПАВЛОВ: – На мой взгляд, это обычная оптимизация деятельности органов власти, исполнения их функций. По поводу тенденций: это, скорее, продолжение инновационных и инвестиционных тенденций (направлений, приоритетов), обозначенных руководством страны.

 

Михаил СМИРНОВ: – Исследование НИСИПП показывает, что результативность поддержки МСП пока оставляет желать лучшего. Средств выделяется недостаточно, чтобы решить сколь-либо значимую проблему развития этого сектора, зато новые препятствия появляются регулярно. Сам факт поддержки может иметь социальное значение, как это имеет место во многих европейских странах, где доля сектора в занятости населения очень велика. В таком случае действительно нужно самостоятельное подразделение в структуре государственных органов, которое отвечает за развитие (правильнее говорить – состояние) сектора. Но в России доля МСП в занятости не столь велика, и социальные вопросы решаются иными инструментами (впрочем, тоже достаточно слабыми).

Но есть и иные взгляды на поддержку МСП. В частности, малый бизнес может рассматриваться лишь как инструмент экономической (или даже конкретнее – инновационной) политики в отдельных отраслях, компенсируя неповоротливость и слабую восприимчивость к инновациям крупных компаний. Поэтому большинство зарубежных бизнес-инкубаторов и промышленных парков работают при активном участии лидеров отрасли, в том числе финансовом. Это отличается от российской практики, где подобные объекты создаются, что называется, на «чистом листе», что и ведет к «настоящим», но скромным результатам. «Экономический» подход позволяет изменить эту ситуацию. Возможно, он сегодня становится более популярным, хотя явных предложений к изменению модели поддержки МСП нет.

Кроме того, необходимо отметить, что инновационный климат в России не слишком благоприятный, а преобладающая часть разработок по-прежнему находится под прямым или косвенным контролем государства или государственных учреждений, которые и дают «добро» на коммерциализацию разработок. Поэтому маловероятно, что второй подход станет доминирующим и принесет быстрые результаты – условий для этого попросту нет.

Нужно искать свою «золотую середину», комбинируя оба подхода. Это также потребует изменения системы управления развитием МСП в стране, разделения социальных и экономических задач поддержки МСП, но будет менее революционным, чем отказ от первого подхода в пользу второго.

 

Виктор ХАРЧЕНКО:  – С учетом запланированного в бюджете падения объемов государственной поддержки МСП (с 20,8 млрд. рублей в 2011 году до 10 млрд. в 2012 году и до 5,8 млрд. в 2013 году) основной упор будет сделан на поддержку модернизации производства на МСП и стимулирование инноваций в секторе. Для проведения такой политики объединяют все функции по стимулированию инноваций на предприятиях в одном органе: от генерации знаний до выхода на рынки. Скорее всего, теперь не будет никакой финансовой поддержки для МСП, не относящихся к промышленным и высокотехнологичным отраслям.

Один из основных показателей приоритетного проекта развития и поддержки МСП –  доля объема неторговых МСП в общем объеме оборота МСП в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, – увеличился примерно на 0,7%, а должен был на 2%. За 2010 год этот показатель посчитать нельзя, так как нет полной статистики (идет перепись малого предпринимательства). Думаю, что в 2010 году увеличения на 4%, по сравнению с 2008 годом, также не было достигнуто. Наверное, это понимают и во власти. И сейчас, засучив рукава, будут менять структуру МСП.


Назад






Copyright © 1993-2024 ТПП РО