Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Апрель2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Базы данных

 Экспертиза и сертификация

АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

20 Сентября 2011

Законопроект о госзаказе – «за» и «против»

13 сентября в Рязанской  торгово-промышленной палате состоялся «круглый стол» по обсуждению нового законопроекта Минэкономразвития России «О федеральной контрактной системе».  В заседании приняли участие руководитель управления Федеральной антимонопольной службы  по Рязанской области Владимир Луканцов, начальник отдела контроля размещения государственного заказа  Александр Агафонов, руководители и представители более 30 предприятий и организаций.

Открыла заседание президент Рязанской ТПП Татьяна Гусева, которая отметила, что во время перехода на новую систему госзакупок между ФАС и Министерством экономического развития РФ возникли разногласия, вызванные подготовкой нового законодательства.  

Владимир Луканцов подробно изложил все основные замечания к законопроекту Минэкономразвития России «О федеральной контрактной системе», имеющиеся у антимонопольной службы. Он отметил, что законопроект разработан на основе действующего федерального закона №94-ФЗ,  содержит много общих норм и принципов, однако в нем нет четких механизмов регулирования. Многие положения имеют декларативный характер, что может привести к  их различному толкованию на практике. В этом документе, в отличие от закона №94-ФЗ, нет таких базовых положений, как ограниченные требования к участникам закупок, обязанность преимущественного проведения электронных аукционов, в том числе и на строительство, а также невозможность изменения условий контракта, в том числе и его цены.

Многие же нововведения, которые предлагают авторы законопроекта, могут привести к негативным последствиям в сфере госзакупок, считают эксперты антимонопольной службы. Так, например, самостоятельный выбор способов закупок приведет к существенному ограничению применения электронного аукциона. Установление самим заказчиком квалификационных требований (таких как управленческая компетентность, опыт и деловая репутация, наличие профессиональной и технической квалификации, финансовых ресурсов и других), является, по сути, не чем иным, как искусственным ограничением количества участников конкурса. Не послужит конкуренции и введение  дополнительных способов размещения заказа (двухэтапные процедуры, процедуры с ограниченным участием).

Заказчику предоставляется право  «в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы» отменять процедуру закупки. Понятно, что это может привести к злоупотреблениям; если подана заявка «неугодных» участников, заказчик всегда сможет отменить конкурс. Произвольное изменение условий контрактов и возможность расторгнуть его заказчиком в одностороннем порядке также ведут к существенным злоупотреблениям на этапе исполнения контракта. Проектом закона вводится ограничение возможности снизить цену контракта более, чем на 25%. Это положение исключает стимулы для экономии бюджетных средств, ограничивает возможности для ценовой конкуренции. В законопроекте вводится новая процедура закупок – «запрос предложений», при проведении которой нет ограничений на закупки конкретного товарного знака без эквивалента. Таким образом, заказчик может свободно подвести 100 процентов требований под конкретного поставщика или производителя.

Предложенный законопроект – поле для коррупционных проявлений при исполнении контракта (этому будут способствовать механизмы согласования изменений условий закупок и контрактов с уполномоченными органами, которые осуществляют аудит, контрактными службами заказчика). Принятие положений законопроекта приведет к устранению конкуренции, удорожанию стоимости продукции, возможностям для различных злоупотреблений и неэффективному расходованию бюджетных средств, подчеркнул Владимир Луканцов.

Непонятна необходимость замены действующего сейчас единого сайта http://www.zakupki.gov.ru/ на новую информационную систему, что тоже предусматривается законопроектом Минэкономразвития. Вместо четко регламентированной процедуры контроля, установленной законом №94-ФЗ, вводится понятие общественного контроля (он, кстати, и сейчас находится на достаточно высоком уровне). Не определены конкретные контролирующие органы, нет исчерпывающей регламентации процедур контроля. Фактически законопроект устраняет антимонопольную службу от контроля за госзакупками, хотя ФАС имеет здесь довольно большие полномочия и очень много работает в этом направлении.

Имеется даже предложение передать весь контроль органам власти на места, заметил Владимир Луканцов. Однако статистика свидетельствует, что региональные управления ФАС рассматривают ежегодно по 150-160 жалоб от участников конкурсов по госзакупкам, в то время как властные структуры  – всего по 3-4 жалобы. Это говорит о том, что участники конкурсов больше доверяют антимонопольным органам. Начальник отдела контроля размещения государственного заказа  управления ФАС Александр Агафонов подчеркнул, что создание и формирование ныне действующей  системы госзакупок осуществлялось в течение 6 лет. За это время было принято более 30 подзаконных актов, внесено около 3 тысяч поправок. Отмена закона №94-ФЗ и принятие предложений Минэкономразвития приведут к устранению конкуренции в этой сфере, ухудшению возможности предпринимателей получать доступ к госзаказу, отметил Александр Агафонов. Несмотря на некоторые недостатки Федерального закона, он позволяет добросовестным заказчикам проводить торги и получать качественные результаты – товары и услуги, добиваясь значительной экономии бюджетных средств. Внедрение новой системы торгов на электронной площадке позволило проводить их еще более открыто. Об эффективных результатах проведения госзакупок по действующей ныне системе свидетельствуют многочисленные факты. Так, во время проведения торгов по приобретению медицинского оборудования для областного перинатального центра начальную стоимость в 850 тысяч рублей удалось снизить на 26%, или более 200 тысяч. Областная больница в результате проведения торгов также смогла приобрести оборудование, сэкономив около 70 млн. рублей. С экономической точки зрения и с точки зрения сохранения стабильности государственного регулирования правоотношений, целесообразно было бы не разрабатывать новый документ, а совершенствовать закон о размещении заказов.

Многие из участников «круглого стола» высказались в поддержку позиции ФАС России  и подтвердили,  что действующее законодательство в сфере госзакупок их устраивает, торги сегодня проводятся эффективно и прозрачно. Ну, а недостатки закона о размещении заказов нужно устранять. Работа над этим постоянно ведется. Были, впрочем, и участники заседания, которые посчитали новые предложения Минэкономразвития вполне обоснованными и полезными.

Представители управления ФАС проинформировали  о последних изменениях в законодательстве о размещении заказов. В завершение «круглого стола» его участники решили проводить подобные встречи  обсуждения новых законопроектов раз в квартал. Свои предложения по совершенствованию системы госзакупок предприниматели могут  направлять в правление ФАС по Рязанской области или в Рязанскую торгово-промышленную палату.


Назад






Copyright © 1993-2024 ТПП РО