Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Май2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  


Базы данных

 Разместим Ваши коммерческие предложения

АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

10 Ноября 2011

Взгляд с предприятия: российская энергетика – монопольна

28 октября в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной прошло расширенное заседание правления Торгово-промышленной палаты РФ. В нем принял участие председатель Правительства РФ Владимир Путин. В числе участников заседания, представлявших Рязанскую область, были президент Рязанской ТПП Татьяна Гусева и генеральный директор ЗАО «Русская кожа» Александр Рольгейзер.

Выступление Александра Рольгейзера было посвящено повышению конкурентоспособности отечественных производителей и влияния на нее условий российского энергетического рынка.

 

–Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемый Сергей Николаевич. У меня есть возможность представить результаты реформы нашей электроэнергетики, а также подтвердить тезис, что только партнерство государства и бизнеса может на равных конкурировать с таким же тандемом зарубежного исполнения.

Первый слайд показывает на примере предприятия, на котором я работаю, что только за три кризисных года реформ в три раза выросли цены на электроэнергию. Это демонстрирует открытая информации о диапазоне цен, приведенная к соответствующим валютным уровням за периоды 2009-2010-2011 годов в ряде европейских стран. Для сравнения, здесь представлено и одно из промышленных предприятий Рязани, и видно, что в 2010 году мы уверенно пошли вверх по тарифам. В 2011 году, правда, этот уровень чуть-чуть снизился.  

Если взять соотношение цен для населения и промышленных предприятий  в Европе и России, то в Европе этот коэффициент будет от одного и двух до двух и шести. Что вполне логично, ведь чем глубже трансформация, тем выше затраты и, соответственно, выше тариф. Такое же соотношение у нас составляет 0,88, что, по сути дела, показывает дотацию и перетоки  для населения.

В США цены зависят от того, насколько удалены электроустановки, каков уровень трансформации и в какой отрасли используется электроэнергия. При прочих равных условиях, например в 2008 году, в США цена на электроэнергию была ниже для промышленных предприятий, чем в Российской Федерации.

Цена, по которой потребитель оплатит потребленную электроэнергию, в Америке можно узнать заранее, у нас, к сожалению, – только постфактум.  До реформы электроэнергетики этого не было.  Это нонсенс: ни одно предприятие не продает своей продукции, выставляя счет потом, когда потребитель не знает цены.

Еще одно неправомерный принцип в электроэнергетики: плата за подключение мощностей. По сути, это равносильно взиманию платы за вход в магазин.

Кроме того, я не понимаю, почему предприятия промышленного сектора могут получить инвестиции, придя в банк, представив бизнес-план, осуществив залог имущества залога и т.д., а у энергетиков это невозможно? По некоторым экспертным данным, до 50 процентов в тарифе за электроэнергию занимают сбытовая и транспортная составляющие.  

В сравнении со странами Евросоюза Россия имеет  свои энергоресурсы, и мы часто этим гордимся. Однако они не трансформируются в конкурентные преимущества для всех секторов экономики, особенно «длинных». Тогда возникает вопрос, где же происходит их капитализация? Фактически электроэнергетика остается разновидностью монополий. Ни рыночные, ни государственные регуляторы не обеспечивают эффективность электроэнергетики, что приводит к существенным потерям во всех производственных секторах экономики, а значит и для государства в целом.

Я тоже поддерживаю тезис, что наше правительство достаточно много сделало в условиях кризиса для того, чтобы «в ручном режиме» поддержать нашу промышленность и общество в целом, но видно кое-где этого было недостаточно. Таким образом, достойную конкуренцию зарубежным производителям, мы сможем составить только, если будет разумный, грамотный тандем с государством.

Аналогичным образом обстоят дела в области таможенно-тарифного регулирования, которое по сути, очень часто носит фискальный, а не регулирующий характер. Если взять за основу свободный импорт товаров на наш рынок, легкая промышленность де-факто уже вступило в ВТО. Ну, явочным порядком. И, честно говоря, мы уже не боимся вступления в ВТО, считая, что уже находимся там. Но когда мы выходим с предложениями о защите наших интересов, о выравнивании в тарификации конкурентной среды, нам говорят: «Мы вступаем в ВТО и не нужно нарушать хрупкий баланс договоренности». А тем временем теряем предприятия легкой промышленности одно за другим и имеем долю этой отрасли в валовом национальном продукте менее 1 процента, что соответствует среднестатистической погрешности: нас как бы не существует.

Для примера могу сказать, что реакция в Италии на вызовы конкурентной среды в области таможенно-тарифного регулирования составляет по запросам ассоциаций 1,5-2 месяца. У нас иногда ходишь по коридорам по 1,5 года, пытаясь доказывать очевидные вещи 24-25-летним экспертам, которые не то, что у станка ни разу не были, но и рядом с заводом не проходили

Подводя черту под всем сказанным, я бы хотел сделать два предложения. Первое: принять необходимые меры государственного регулирования в области тарифов на электроэнергию пока они являются реально рыночными.

Второе. Хотелось бы попросить вас, Владимир Владимирович,  вынести либо на уровень Правительства Российской Федерации, либо на заседание Госсовета вопрос о роли и стратегии развития нашей отечественной легкой промышленности. Да, у нас есть подписанная стратегия, где сказано, что основной риск реализации этого варианта связан с малой вероятностью привлечения необходимых объемов. Одной чертой перечеркивается вся стратегия – это выглядит, мягко говоря, несимпатично. Возможно, ключевой ролью легкой промышленности может быть обеспечение масштабных рабочих мест, особенно для женщин. Мы впитываем огромную среду не очень высококвалифицированного труда. Мы не можем быть локомотивом экономики, это факт, но задачу обеспечения рабочих мест тоже необходимо решать. Напомню изречение одного  из известных людей: своим – всё, чужим – по закону. Хотелось бы, чтобы у нас  действовал такой тезис, такой неформальный лозунг. Спасибо.

  

Комментируя выступление Александра Рольгейзера, Владимир Путин сказал:

 

Я с этим тезисом полностью согласен. Поверьте мне, многие из присутствующих в зале знают, что пытаюсь его реализовать на практике. Но вопрос, конечно, в том, кого считать своими. Свои, в том числе и граждане – все те, которые потребляют вашу продукцию. А для того, чтобы граждане могли потреблять продукцию по приемлемым ценам и с хорошим качеством, мы должны с вами обеспечить определенный уровень конкуренции.

Теперь по поводу электроэнергетики. Абсолютно согласен с тем, что проблема существует. Но только не соглашусь с тезисом о том, что мы, будучи, энергодобывающей страной, не чувствуем конкурентных преимуществ в этой связи. Вы посмотрите, сколько стоит  сейчас газ в Европе и сколько у нас в России. Вот самый прямой ответ. Если бы у нас газ стоил столько же, сколько в Германии, а это не так. Это первое.

Второе. Мы все-таки ограничиваем рост тарифов, я должен это признать, сейчас скажу об этом вслух: с некоторым нарушением наших обязательств перед инвесторами, которые вошли в электроэнергетику. И инвестируют туда десятки миллиардов долларов. И мы обещали, что дадим возможность эти деньги возвращать в результате их деятельности и в результате того, что создадим исключительно органичные  условия ценообразования. Мы вынуждены им сказать, что сейчас не можем этого сделать. Мы вынуждены ограничивать рост тарифов. В целом они как бы с пониманием относятся к сдерживанию роста тарифов, но и здесь существуют определенные ограничения.

Мы, между тем, готовы вместе с представителями ТПП, представителями других организаций возвращаться к этому вопросу. И не будем спешить с выходом на исключительно полностью  рыночные ценообразования. Мы об этом уже энергетикам сказали, в том числе, и  иностранным инвесторам. Показали им перспективы развития. Мы не можем сделать это резко, не можем обрушить целые отрасли нашей экономики, но постепенно все-таки в этом направлении нужно двигаться.

Внимательно нужно смотреть на этот энергетический баланс и баланс взаимоотношений между различными отраслями. Мне очень хочется добиться оптимального решения, золотой середины, когда мы не подведем наших инвесторов, обеспечим инвестиции и рост генерирующих мощностей в развитии сетевого хозяйства и, в то же время, не поставим под лишнюю нагрузку потребителей.

Теперь, что касается диспропорций, имея в виду перекрестное субсидирование. Да, действительно, в нашей стране традиционно граждане платят меньше, чем промышленные потребители, а в других странах, в таких, как Соединенные Штаты, промышленные потребители за электроэнергию платят гораздо меньше, чем граждане. И мы по другому сегодня поступить не можем, потому что уровень доходов населения у нас пока не такой, который  позволил бы нам избавиться окончательно от, так называемого, перекрестного субсидирования. Мы постепенно будем двигаться, но не по пути повышения для граждан, а пути снижения для промышленных потребителей. Это тонкая вещь, все это нужно делать аккуратненько, без рывков с тем, чтобы не подорвать электроэнергетику, сетевое хозяйство, не обрушить реальный сектор и не обременить этими платежами граждан. Это должно быть соразмерно росту доходов населения. Так что вы не переживайте, мы это, понимаем, потихонечку будем двигаться, но аккуратно.

А то, что касается ВТО, в целом наша переговорная команда за 18 лет работы договорилась о таких условиях, которые не подрывают нашего производителя. Хотя я с вами согласен, бояться уже нечего этого присоединения, поскольку нас захлестывает подчас контрабанда и сюда идут «серые» всякие товары. Таможне и правоохранительным органам пока не удается эффективно работать по этому направлению, хотя определенные подвижки тоже есть. Тем мне менее, правило, согласно которому своим нужно отдавать преференции, нужно внедрять, но тоже аккуратненько с тем, чтобы не отразилось на гражданах.

Ваш пример итальянский все-таки не очень корректный. Там целые города завалены китайским ширпотребом. К сожалению, такие вот реалии сегодняшнего дня. Вы же профессионал и знаете, какие дискуссии идут сейчас между Соединенными Штатами и Китаем. Все страны пытаются сейчас защититься от китайского ширпотреба. В рамках ВТО это сделать довольно сложно, это правда. Вот они начинают, по сути, призывать к нарушениям этих правил Всемирной торговой организации. Нам тоже непросто, мы готовы с вами внимательно посмотреть на дополнительные меры поддержки таможенно-тарифного регулирования.  На самом деле, в странах ВТО очень много изобрели инструментов, которые формально как бы не противоречат правилам, а на деле с помощью различных технических регламентов создают условия, создающие преференции для отечественного производителя. Вот мы с вами и должны подумать на эту тему.

Вы очень корректно изложили проблемы, которые действительно нуждаются в решении. Я здесь полностью согласен, потому что  легкая промышленность действительно работает в очень конкурентной среде,   и нам нужно вместе подумать, как ее защитить от недобросовестной конкуренции, от демпинга и разработать меры реальной поддержки со стороны государства.


Назад






Copyright © 1993-2024 ТПП РО