Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Апрель2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Базы данных



АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

27 Марта 2012

Банковская узда для малого бизнеса

Кажется, еще не все индивидуальные предприниматели поняли, какой «подарок» они получили. С 1 января 2012 года в действие вступил новый «порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой», утвержденный Банком России 12 октября 2011 г. (№373-П). 4 миллиона российских граждан (столько в стране, согласно официальным данным, зарегистрировано индивидуальных предпринимателей) могут поголовно оказаться (или уже оказались) нарушителями. Правда, Росстат во время последней сплошной переписи субъектов МСП обнаружил только 2,91 миллиона идивидуалов, но масштаб незаконопослушных (поневоле) граждан все равно не может не впечатлять.

Теперь индивидуал обязан, выражаясь сухим языком «центробанковского» документа:

  • вести прием наличных денег по приходным кассовым ордерам;


  • выдавать наличные деньги по расходным кассовым ордерам;


  • вести кассовую книгу, делая туда записи по каждому приходному и каждому расходному ордерам;


  • рассчитывать лимит остатка денег в кассе по формуле: 

То есть по сути, согласно новым правилам работы с наличностью, в представлении Банка России стерлась грань между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, ибо «кассу» обязаны вести все индивидуалы без разбора их «роду-племени»: и «упрощенцы», и «вмененщики» и «прочие разные шведы». Что называется, одна рука «не ведает», что… творит другая: кажется, совсем недавно для тех, кто работает по «вмененному налогу», отменили кассовые аппараты, поскольку в этом не было экономического смысла (налог все равно был «назначен» свыше и необходимость фиксации доходов для государства видел разве что не имеющий глаз и мозгов). Своя рука – владыка. Левая «владыка» – упростила. Правая – заставила вести кассовую книгу для учета каждой операции с «наличкой». Или наоборот, левая заставила, правая упростила – в зависимости от «функциональной нагрузки владык» – не суть важно.

Тем не менее фирма (юридическое лицо) и индивидуальный предприниматель с точки зрения имущественной ответственности – это две «большие разницы». Индивидуальный предприниматель по Гражданскому кодексу в отличие от фирмы (юридического лица) по любым обязательствам несет ответственность всем своим имуществом (а не только 10-тью тысячами рублей уставного капитала, как, например, маленькая ООО-шка, каковых среди коммерческих организаций в России подавляющее большинство). Именно поэтому различий между личным имуществом ИП-шника и его имуществом как физического лица нет. В отсутствии такого разделения предприниматель не может составить бухгалтерский баланс. Вернее, составить, конечно, можно все что угодно, поскольку жизнь у нас богата на креатив и фантазии, но, как отмечают практики, «это будет из разряда самодельного управленческого учета, а не бухгалтерского».

Теперь каждому предпринимателю придется определиться с «лимитом по кассе», сверх которого все суммы он будет обязан сдавать в банк, после чего вносить записи в кассовую книгу. Если этого не произошло, то вот и нарушение. Основная масса мелких российских предпринимателей, даже обладая неоспоримым коммерческим гением, с точки зрения знания «финансового» законодательства и «бухгалтерии» малограмотна. Не один еще споткнется на расчете «лимитов» и на последующей необходимости потом обосновывать снятие денег со своего же расчетного счета (поскольку, повторимся, нет грани между деньгами предпринимателя как ИП-шника и его личными деньгами как физического лица).

Строгость российских законов всегда с лихвой компенсируется необязательностью их исполнения. Такая «компенсация», по всей видимости, уже началась, так как пока большинство предпринимателей, с кем удалось пообщаться автору этих строк, едва они отошли от новогодних излияний, не просто не были знакомы с «документом», но даже не слышали о нем. Те же немногие, кто успел ознакомиться, исполнять ее не собирались, что называется, «до первой звезды» (до первой санкции).

Какие громы и молнии им грозят от государства за нарушения? В документе Банка России об этом ничего нет, даже отсылочных норм. Ситуация пока не вполне ясна даже теоретически, не говоря уже о практике, которая может превзойти самые буйные фантазии. В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) есть статья 15.1, устанавливающая санкцию за «нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций». Но и тут не без коллизий. С одной стороны, там говорится о наложении административных штрафов в размере 4-5 тысяч на должностных лиц (а ИП в рамках КоАП – это самые натуральные должностные лица). С другой стороны, нарушение порядка прописывается применительно к работе одних агентов рынка с «другими организациям», а ИП организациями не являются. Практика – критерий истины. Она-то нам и покажет, каково будет правоприменение и, кстати, кто выступит в качестве «дубинки» для нарушителей: банки или налоговики. Судебных прецедентов избежать будет сложно. Опять же: у представителей государства время в судах – рабочее, за него платят тебе (даже если «солдат спит, служба идет»); у предпринимателя – время тоже рабочее, но за него приходится платить из своих «кровных».

Короче, пока мы видим очередную «пробу пера» со стороны государства, которая, если четко следовать новым правилам, увеличивает временные и финансовые издержки ИП-шников на «бухгалтеров», на расчетно-кассовые «взаимоотношения» с банками (обслуживание банковского счета [1]) и лишний бумажный оборот (в будущем, вероятно, на дополнительное программное обеспечение).

Эта проба пера может означать следующую альтернативу:

– Или финансисты Банка России опростоволосились, не сумев снизойти до понимания различий между ИП и юрлицом и особенностей не просто правовой формы, а реального содержания в деятельности индивидуального предпринимателя. В этом случае Центробанк даст задний ход, а нормативный документ будет подкорректирован.

– Или действие вполне осознанное и целенаправленное. Действие не отдельного «ведомства», в государства как такового. Тогда после А будет произнесено Б, и введение «кассовой дисциплины» повлечет за собой открытие шлюзов для корректировки всей законодательной основы для ИП: личное имущество предпринимателя должно будет пройти путь отделения от «предпринимательского».

Лично я больше склоняюсь ко второй версии. Выступая в январе 2012 года на Гайдаровском форуме, глава Минфина Анатолий Силуанов говорил о необходимости законодательного ограничения наличных платежей в России: «У нас доля наличных денег составляет 25% от общей денежной массы. Этот показатель в развивающихся странах – около 15%, а развитых – 7-10%». Неконтролируемый наличный оборот приводит, по его мнению, к теневой экономике. И самое главное: «Если все покупки крупные, все зарплаты перевести в безналичную форму», то увеличатся и налоговые поступления в бюджет. Так что вот где «собака порылась», вот истинная мотивация государства!

По сути главный минфиновец, ведая или не ведая, уравнял две «большие разницы»: «наличный» и «теневой» оборот (хотя, как показывают исследования нашего Института, основная часть «тени» МСП первоначально «накапливается» именно в безналичном обороте, просто переводясь затем в наличный с использованием «фиктивной контрактации»).

Очевидно, что в явном виде присутствует и лоббизм банков, который бумерангом ударит по интересам значительного количества людей. Известно, что даже Сбербанк столкнулся в прошлом и этом году с проблемой «недостачи» ликвидности. Сразу в начале этого года для привлечения дополнительных ресурсов ему пришлось повысить ставки по срочным вкладам, сберегательным сертификатам и векселям для физических лиц на 0,5-1,15 процентных пунктов. Ну а в прошлом Герман Греф даже обратился с письмом к премьеру, что «большой объем наличных операций затрудняет работу банков и препятствует превращению России в международный финансовый центр». И обоснование тоже вроде бы приводится красивое: отношение объема денежной наличности к ВВП в России составляет 11,9%, в США – 6,6%, в Мексике – 5,3%, в Бразилии – 4,2%. Забывают только об одном, что «уход в нал» – это не всегда «уход в тень», а там, где все-таки «тень» – это защитная реакция бизнеса на «плохие» госрегулирование и правоприменение (своего рода «индикатор») подобно тому, как повышение температуры – это нормальная реакция иммунной системы организма на болезнь.

По факту же это попытка нерыночным образом загнать в банки жирный сегмент новой клиентуры – как-никак в стране свыше 4 млн. индивидуальных предпринимателей.

 

P.S. Приземленные вопросы тем не менее остались. На них предприниматели получат ответ или по факту правоприменительной практики по «порядку» (пришел, нашел, оштрафовал) или все-таки появятся разъяснения Центробанка:

Что такое касса ИП, если все полученные им денежные средства являются его личными денежными средствами?

– Продолжат ли банки по-прежнему проверять кассовую дисциплину у всего бизнеса и у индивидуалов, в частности?

Сможет ли бизнес, в том числе ИП, без согласования с банком расходовать из кассы выручку на зарплату, иные выплаты работникам, стипендии, командировочные расходы, на оплату товаров, работ, услуг и т.д. (согласно указанию Банка России от 20 июня 2007 года №1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами в расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица и индивидуального предпринимателя»)?

Что должны делать со сверхлимитной выручкой ИП, у которых нет расчетного счета в банке? Значит ли это, что у них будет только единственно правильное решение – такой счет открыть?

Как и на какие цели предприниматель, не имеющий счета в банке, сможет взять наличные денежные средства из кассы?

Владимир Буев,
вице-президент
Национального института системных исследований
проблем предпринимательства (НИСИПП).


    [1] Как говорят предприниматели, банки берут комиссию и за внесение наличных на расчетный счет и за их снятие с расчетного счета.


Назад






Copyright © 1993-2024 ТПП РО