Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Апрель2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Коммерческие предложения



АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

06 Сентября 2012

Бизнес заинтересован в реализации экономической политики страны

Из аналитической записки о состоянии и проблемах законотворчества

О стратегических планах развития экономики страны

7 мая 2012 года Президентом России В.В. Путиным подписан блок указов, направленных на реализацию стратегических планов развития экономики страны, ее социальной сферы, обороны и внешней политики. Важнейшим, по мнению экспертов и бизнеса, может рассматриваться указ №596 «О долгосрочной государственной экономической политике», которым обозначены важные ориентиры поступательного развития страны.

В частности, Правительству РФ поручено принять меры, направленные на достижение ряда ключевых показателей:

• создание и модернизация 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г.;

• увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов – к 2018 году;

• повышение позиции России в рейтинге Всемирного банка по усло­виям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й – в 2015 году и до 20-й – в 2018 году.

Также для создания благоприятного делового климата и повышения роли бизнеса в формировании экономической повестки дня важен указ №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Согласно указу до 1 сентября 2012 года Правительство России должно утвердить концепцию «российской общественной инициативы», предусматривающую:

• создание технических и организационных условий для публичного представления законодательных предложений граждан с использованием специализированного ресурса в сети Интернет;

• рассмотрение указанных предложений, получивших поддержку не менее 100 тысяч граждан в течение одного года, в Правительстве России после их проработки экспертной рабочей группой с участием депутатов обеих палат российского парламента и представителей бизнес-сообщества.

В указе также отмечается, что процедуру оценки регулирующего воздействия следует с 1 января 2013 г. распространить на акты налогового и таможенного законодательства и законопроекты второго чтения, затрагивающие сферу предпринимательской деятельности, а также на региональные правовые акты (с 1 января 2014 года).

 

Налоговый маневр оказался прямым...

30 мая состоялись парламентские слушания, организованные комитетом Государственной думы по бюджету и налогам на тему «Основные направления налоговой политики в Российской Федерации».

С основным докладом выступил министр финансов РФ А.Г. Силуанов. Он, в частности, отметил, что в настоящее время налоговая нагрузка на экономику составляет около 35,6 процента от ВВП. Если же из общей налоговой нагрузки исключить доходы от налогов на нефть и газ, то уровень нагрузки в 2011 году составит и вовсе 25,5 процента от ВВП. Таким образом, существенно снижать налоговую нагрузку на экономику, по его мнению, пока преждевременно, любые подобные предложения должны рассматриваться в увязке с сокращением расходов. При этом, по мнению А.Г. Силуанова, необходимо сохранить уровень нагрузки на нефтяной сектор на достигнутом уровне и увеличить налоговую нагрузку на потребление алкоголя и табака, а также на газовую отрасль. Кроме того, необходимо ввести новую систему налогообложения недвижимого имущества.

Заместитель министра экономического развития РФ С.С. Воскресенский в свою очередь отметил, что по расчетам Минэкономразвития России налоговая нагрузка на экономику (без учета нефтегазового сектора) существенно выше и составляет порядка 31 процента от ВВП.

В целом участники парламентских слушаний положительно охарактеризовали представленные Минфином России основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 гг.

ТПП России подготовила к слушаниям свою позицию по данному документу, в которой отметила, что в «Основных направлениях», безусловно, есть ряд позитивных новелл: из объекта обложения налогом на имущество организаций могут быть исключены машины и оборудование, т. е. движимое имущество; планируется упростить налоговый учет; пре­дусматривается развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

Однако в целом документ не учитывает мнение бизнеса, а налоговый маневр, по сути, маневром-то и не оказался: документ направлен по большому счету на поддержку сырье­вого сектора.

Палата, в частности, не поддержала тезис о необходимости исключения подпункта 3.4. пункта 1 статьи 251 НК РФ в части освобождения от налогообложения имущества, имущественных или неимущественных прав, которые переданы акционерами (участ­никами) для формирования чистых активов организации. Минфином приводится довод, что наличие данной нормы в Кодексе формально легализует в целях налогообложения дарение между коммерческими организациями. Однако исключение подпункта 3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ лишит инвесторов возможности в сжатые сроки увеличивать чистые активы организации, тем самым инвестируя дополнительные средства в компанию без необходимости проведения сложной процедуры по увеличению уставного капитала. Необходимо отметить, что в европейских странах такой способ инвестирования является широко распространенным и очень гибким, который также может применяться и по от­ношению к акционерным компаниям (например, «премия по выпущенным акциям» и др.).

Давно ожидаемой новеллой следует считать так называемые «антиофшорные меры», о которых говорится в «Основных направлениях...». Минфин России полагает, что если иностранная дочерняя компания не выплачивает дивиденды российской материнской компании, то прибыль офшора должна войти в налоговую базу российской компании. В этих целях в НК РФ должен быть закреплен термин «иностранная контролируемая компания». Однако для того, чтобы эти нормы заработали в реальной жизни, нужно, на наш взгляд, создать и четкие механизмы контроля. Кроме того, недобросовестные налогоплательщики довольно быстро научатся скрывать свою принадлежность к тем или иным фирмам. Важно понимать и еще один фактор: если подобные инструменты противодействия не будут введены у наших соседей по таможенному союзу (Казахстан и Белоруссия), то в эти страны усилится отток капитала.

В целом, по мнению ТПП РФ, сба­лансированность налоговой политики нужно обеспечивать не за счет увели­чения налоговой нагрузки на бизнес, а путем выявления резервов действующей налоговой системы: улучшения администрирования налогов, искоре­нения случаев потерь бюджетных доходов, увеличения неналоговых доходов от эффективной приватизации и пр.

 

Запрет «заемного труда» не поддержан ТПП РФ

Комитетом Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов доработан ко второму чтению проект Федерального закона №451173-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в части использования механизмов «заемного труда»). Проект сохраняет запрет на использование в России заемного труда (предоставление персонала), являющегося широко распространенной в мире практикой, создает дополнительные административные барьеры в выполнении работ (оказании услуг) на основании заключенных гражданско-правовых договоров и существенно увеличивает расходы заказчика по договорам.

Основные возражения вызывают поправки второго чтения о том, что заказчик по гражданско-правовому договору может быть признан работодателем в отношении работников исполнителя, если он вправе организовывать труд указанных лиц, уста­навливать им рабочие задания и контролировать их выполнение.

Во-первых, на практике часто можно встретить наличие элементов организации труда и т. п. в отношении лиц, выполняющих для заказчика работы по гражданско-правовым договорам (например, подряд, возмездное оказание услуг, поручение, агентирование и другие договоры). Однако это не означает, что между заказчиком и работниками исполни­теля (исполнителем) возникают трудовые отношения.  Во-вторых, данная формулировка не соответствует основным критериям разграничения трудовых и гражданско-правовых отношений, сложившимся на практике (в том числе судебной практике разрешения данной категории трудовых споров).

Согласно другой поправке в Трудовой кодекс РФ, если суд не может прийти к однозначному выводу о квалификации отношений по использованию личного труда, оформленных гражданско-правовым договором, то такие отношения признаются судом трудовыми. По мнению ТПП РФ, указанную процессуальную норму, не относящуюся к предмету регулирования кодекса, следует из проекта исключить. Кроме того, задача суда как раз и заключается в том, чтобы в ходе рассмотрения трудового спора на основании всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, доводов сторон прийти к определенным выводам.

ТПП РФ не поддержала законопроект №451173-5 в представленной ко второму чтению редакции, а в профильный комитет Государственной думы было направлено со­ответствующее заключение. По итогам совещания по законопроекту, состоявшегося 30 мая в комитете Государственной думы с участием представителей сторон социального партнерства, решено продолжить работу над ним в экспертной рабочей группе комитета.

Юридический департамент ТПП России.


Назад






Copyright © 1993-2024 ТПП РО