Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Май2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  


Первый раз на нашем сайте?

 Как вступить в РТПП

АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

04 Октября 2013

Электроэнергетике нужны разумные решения.

2 октября в Российской торгово-промышленной палате состоялся «круглый стол» по вопросам практики применения нового порядка ценообразования на розничном рынке электроэнергии.  В работе заседания приняли участие и выступили президент Рязанской ТПП Татьяна Гусева и заместитель технического директора по техобслуживанию ОАО «Государственный Рязанский приборный завод» Сергей Тарасов. Приводим их выступления, так как они могут быть интересны руководителям и специалистам промышленных предприятий – потребителей электроэнергии.

 

Татьяна Гусева:

– В Рязанскую ТПП поступают многочисленные обращения предприятий – членов Палаты по поводу увеличения тарифов на электроэнергию. Это связано со вступлением в силу с 1 июля этого года новых правил определения цены на электроэнергию, установленных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года №442. Рост тарифов произошел засчет введения новой составляющей – платы за активную мощность. С 1 июля под повышение попали 70 самых крупных предприятий области, которых обязали ввести почасовой учет, а также платить за заявленную мощность. Рост тарифов у них составил от 10 до 77%. Повышение тарифов, прежде всего, коснулось потребителей электроэнергии, переведенных в 3-6 ценовую категорию. Цена на электрическую энергию складывается из 4-х основных составляющих. Это – нерегулируемая цена на оптовом рынке за энергию и мощность, тариф на передачу электроэнергии, сбытовая составляющая гарантирующих поставщиков и незначительные структурные платежи, которые устанавливаются на федеральном уровне. РЭК в части регулируемых тарифов устанавливает две составляющие: тариф на передачу электроэнергии (на 2013 год он был установлен в размере 11,5% по всем уровням напряжения) и дифференцированную сбытовую надбавку (она рассчитывается по специальной формуле). Рост этих регулируемых тарифов произошел незначительный. Однако выросла стоимость электроэнергии у потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых превышает 670 кВт или присоединенная мощность более 750 кВа, а также имеющих неравномерный график потребления.

Если прежде предприятия платили за объем энергии умноженный на одноставочный тариф, то сейчас они вынуждены платить отдельно за мощность и за энергию. При этом добавляется такая величина, как максимальная мощность, которая у них высокая. Вот отчего плата выросла у некоторых потребителей на 77%.

Представители предприятий сошлись во мнении, что подобный резкий рост тарифов на электрическую энергию не только ухудшает их экономическое положение, но и вообще ставит под сомнение производственную деятельность в России.

Теперь я хочу привести сравнительные данные по оптовой цене на электроэнергию (без учета услуг по передаче) у нас и в Европе за 2012 год. В России она равна 41 евро за 1 МгВт. В целом в Европе, по отношению к нам, она выше на 12%, в Германии выше на 7%, во Франции – 15%, в Великобритании – на 14%. Таким образом, оптовая цена на электроэнергию у нас самая низкая в Европе. А вот какова доля сетевой составляющей в конечной цене электрической энергии для потребителей в России и в Европе. В Германии она равна 8,2%, в Англии и Уэльсе – 6%, во Франции – 13,5%, в России (ФСК) – 12,9%, в России (МРСК) – 40,3%. Таким образом, тариф на услуги по передаче электроэнергии для потребителей «последней мили» (на высоком напряжении в распределительных сетях МРСК) составляет более 40% в конечной цене электроэнергии и является одним из самых высоких в Европе.

Правительство РФ приняло решение заморозить в следующем году тарифы на услуги естественных монополий. Мы согласны с этим решением, но не знаем, какие тарифы будут заморожены: сегодняшние или вчерашние? Ведь, если заморозят выросшие тарифы относительно июля этого года, то они впоследствии такими же и останутся...

Депутат Рязанской областной думы Александр Рольгейзер, который выступал у нас на «круглом столе», сказал: «Формула расчета тарифов до сих пор большинству людей непонятна. В самой двухставочной составляющей ничего страшного нет, сложно лишь ее применение на практике. Просто людям нужно оставлять выбор, по какой системе работать, а когда их насильно загоняют в ночной режим, в неудобное для работы время, или с нарушением технологических циклов, это, конечно, крайне неверно...

По-прежнему действует сбытовая наценка, применяемая вне всякой логики. Я приведу пример: если у предприятия отобрать право свободно сбывать свою продукцию, это ни к чему хорошему не приведет. Так же и у энергетиков. Генерация выработала и поставила электроэнергию, а потом происходит ее «разделение» на четыре составляющие. Это приводит к нелогичности правил между ними, потому что увязать их между собой очень сложно. Здесь налицо корявая попытка сформировать рынок. А может быть, даже сознательная попытка искусственно показать видимость рынка в то время, как его на самом деле не существует. Я пытался получать энергию от электростанции напрямую – бесполезно. Пытался заранее прогнозировать, какая будет цена на энергию – бесполезно. Уникальный случай в любом производстве: цена не известна до момента получения счета».

О безвыходности ситуации, возникшей в ОАО «НИТИ», рассказал генеральный директор, доктор-физико-математических наук Георгий Шерозия. Рост цен на электроэнергетику на этом предприятии составил 72%. Чтобы заплатить за выставленные счета, руководству необходимо пойти на крайний шаг: уменьшить зарплату каждому их всех работников – а их здесь 850 – на 2200 рублей. Пока решили ничего не платить, и директор подал заявление в суд, который принял решение запретить отключать предприятие от сети.

«Изучать инструкцию энергетиков – бесполезное дело, – возмутился Георгий Шерозия, – так как она составляет почти 600 страниц. Со стороны государства должна быть твердая гарантия, что повышение цен в энергетике не составит больше 15%. По официальным данным, за 2012 год рост промышленного производства в нашей области составил 0,5%. И если рост цен на электроэнергию не будет опротестован, то по прогнозам, на следующий год промышленное производство в области составит минус 5% к этому году. Со всеми вытекающими последствиями для населения».

Георгий Шерозия предложил обратиться к Правительству РФ с ходатайством о необходимости принятия поправок в постановление №442, которое не оставило возможности выбора тарифов для крупных потребителей и, таким образом, ущемляет их права.

Необходимо на федеральном уровне срочно принимать кардинальные меры по стабилизации положения в энергетике, – мнение всех участников «круглого стола» о необходимости внесения изменений в постановление Правительства РФ №442 в части отмены требований обязательного перевода потребителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств больше 670 кВт в 3-6 ценовые категории и предоставления им права производить расчеты за электрическую энергию по тарифам первой и второй ценовых категорий.

 

Сергей Тарасов:

– Уважаемые коллеги! Ситуация в экономике страны ухудшается. Даже оптимисты вынуждены признать это. Напомню, что в 2013 году прогноз Минэкономразвития по объему ВВП уже трижды пересматривался в сторону понижения. В начале года прогнозировали 3,6%, затем снизили до 2,4%, а цифра, озвученная на днях, вдвое меньше первоначального прогноза – 1,8%. Прогноз промышленного роста снижен с 2 до 0,7%.

В 2012 году мы все стали свидетелями того, как отказ от повышения тарифов естественных монополий пропорционально сократил инфляцию. И сейчас экономика не получит от роста тарифов монополий ровным счетом ничего, это увеличение в итоге перекочует в инфляцию. Сейчас, когда промышленность балансирует на грани рецессии, любой рост тарифов — это не что иное, как приговор экономике, и такими  полумерами, как заморозка тарифов естественных монополий на 1 год, здесь не обойтись.

Промышленные предприятия уже пересматривают свои производственные и инвестиционные планы в сторону сокращения. Но дело в том, что свернуть проекты можно быстро, а вот положительные сигналы, особенно в нашей консервативной экономике, к быстрым эффектам не приводят. Для принятия соответствующих инвестиционных решений, требуется около двух лет.

Тем не менее, приказ Минэнерго об утверждении схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2013 - 2019 годы подписан 19 июня 2013 года, опубликован 16 июля 2013 года.

 В документе утверждается, что он создаётся для содействия развитию энергоинфраструктуры. В реальности сама по себе инфраструктура никакой иной цели не служит, кроме как удовлетворению спроса потребителей на электроэнергию. Таким образом, инфраструктура для потребителей, а не наоборот. В Минэнерго решили проигнорировать предложения и замечания потребителей энергии к документу.

Ключевым показателем для схемы и программы развития ЕЭС является спрос на электроэнергию. Анализ динамики потребления электроэнергии в России за последние годы показывает, что фактическое значение не превышает 1,2%, а за 6 месяцев 2013 года наблюдается отрицательная динамика – снижение потребления электроэнергии на 0,2%.

Кроме того, прогноз потребления выполнен без учёта выработки распределённой генерации. Между тем, уровень цен всё больше подстёгивает потребителей к использованию собственных источников энергии. Так, по данным экспертов энергоцентра бизнес-школы «Сколково»,  в 2010-2011 годах в Россию уже ввезено оборудования малой и средней генерации общей мощностью 1,2 ГВт. При этом в 2011 году оборудования ввезли в два раза больше, чем в 2010 году.

Однако, несмотря на аргументы потребителей, в документе утверждён среднегодовой прирост спроса на электроэнергию  в размере 1,79%.

Таким образом, потребителям просто навязывается оплата невостребованных инвестиций. Между тем, российские предприятия уже столкнулись с трудностями, вызванными снижением конкурентоспособности своей продукции в связи с высокими ценами на электроэнергию. Получается, что утверждение завышенных параметров потребления электроэнергии повлечёт дополнительный рост цены на электроэнергию и ещё более ослабит конкурентоспособность российской промышленности.

Не случайно, когда Президент страны в мае этого года давал Правительству поручение по ликвидации механизма «последней мили», он особо отметил, что  нужно избегать необоснованного роста платежей за электроэнергию для населения, малого бизнеса. При этом следует внимательно посмотреть на структуру затрат сетевых организаций. Президент тогда подчеркнул, что резерв для их оптимизации есть и оплачивать чужую неэффективность наши граждане и предприятия не должны. Собственно, это и нужно было сделать.

 

*        *        *

 

В завершение «круглого стола» в ТПП РФ по вопросу практики применения нового порядка ценообразования на розничном рынке электроэнергии его участники выработали рекомендации.

 

В Торгово-промышленную палату Российской Федерации поступают обращения территориальных торгово-промышленных палат и объединений предпринимателей, в которых отмечается значительное увеличение стоимости электроэнергии, обусловленное изменением с 1 июля 2013 года порядка ценообразования в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Подобные обращения уже поступили из Алтайского и Краснодарского краев, Волгоградской, Московской, Курской, Тульской, Кировской, Рязанской и Саратовской областей.

Тульская ТПП отмечает, что в результате перехода к оплате энергопотребления по ценовым категориям для промышленных предприятий произошёл скачок в абсолютной стоимости 1 кВт/ч электрической энергии как минимум на 30%. По отдельным предприятиям средневзвешенное значение стоимости потребления 1 кВт/ч электроэнергии в июле 2013 года увеличилось относительно 2011 года в 1,8-1,9 раза.

ТПП Саратовской области сообщает о росте цены электроэнергии на 40%. По информации Рязанской ТПП увеличение тарифов в некоторых случаях составляет более 70%. Ассоциация «Станкоинструмент» информирует, что рост затрат на электроэнергию для предприятий отрасли в различных регионах составил от 29 до 63%. Значительное увеличение стоимости электроэнергии отмечается Масложировым союзом России. Аналогичная проблема была отмечена в ходе заседания комитета ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности 25 сентября 2013 года.

Постановлением № 442 установлено, что расчет за потребление электрической энергии производится в соответствии с шестью ценовыми категориями. При этом потребители, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет более 670 кВт, не вправе выбрать первую и вторую категории. Кроме того, если такие предприятия не имеют приборов почасового учета, определение объемов потребления электрической энергии осуществляется с применением расчетных способов и проводит к значительному увеличению стоимости электроэнергии.

Необходимо отметить, что в переходный период, предусмотренный для ведения нового порядка ценообразования, соответствующая квалифицированная разъяснительная и консультационная работа с потребителями электрической энергии была осуществлена неудовлетворительно. Это привело к тому, что предприниматели оказались не готовы к указанным изменениям.

Следует также отметить, что производственные предприятия, в первую очередь, относящиеся к субъектам малого и среднего бизнеса, далеко не всегда располагают соответствующими кадровыми ресурсами и материально-техническим обеспечением, позволяющим осуществить комплексный квалифицированный расчет электропотребления на основе методик, требующих специализированной подготовки, доступа к информационно-методической базе государственных тарифных органов, инфраструктурных организаций оптового и розничного рынка, генерирующих, сетевых и энергосбытовых компаний.

На практике это уже приводит к тому, что появляются организации, которые оказывают платные услуги за подготовку заключения о наиболее выгодной ценовой категории для конкретного предприятия.

Очевидно, что сложившаяся ситуация требует оперативной корректировки.

Деловое сообщество выражает озабоченность тем, что рост затрат на электроэнергию ведет к увеличению себестоимости продукции промышленных предприятий, снижению налогооблагаемой базы и соответствующему сокращению доходов бюджетов всех уровней, существенному повышению стоимости социально значимых товаров и повышению социальной напряженности.

В связи с вышеизложенным, ТПП РФ 11 сентября 2013 года направлено обращение на имя Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева с просьбой установить мораторий на применение нового порядка ценообразования, утвержденного постановлением Правительства РФ №442, дать поручение профильным федеральным органам исполнительной власти совместно с деловым сообществом провести анализ сложившейся ситуации и предпринять необходимые меры, позволяющие учесть баланс интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

 

Участники «круглого стола», обсудив вопрос практики применения постановления Правительства РФ №442, считают необходимым:

1. Обратиться от имени ТПП РФ в профильные федеральные органы исполнительной власти с предложениями о пересмотре отдельных положений механизма ценообразования на розничных рынках электрической энергии, включая отмену требования обязательного перевода потребителей с максимальной мощностью энергопринимающих устройств более 670 кВт в 3-6 ценовые категории и предоставления им права производить расчеты за электрическую энергию по тарифам 1 и 2 ценовых категорий.

2. Рекомендовать региональным органам исполнительной власти совместно с гарантирующими поставщиками электрической энергии в регионах, торгово-промышленными палатами и объединениям предпринимателей провести разъяснительную работу для потребителей электроэнергии о новациях в порядке ценообразования на розничном рынке электроэнергии, оказывать необходимую информационно-консультационную поддержку потребителей.

3. Рекомендовать предприятиям-потребителям электроэнергии:

– выработать оптимальную модель работы с энергосбытовыми компаниями;

– рассмотреть вопрос о формировании системы энергоменеджемента, частью которой является планирование, мониторинг, учёт и контроль электропотребления.


Назад






Copyright © 1993-2024 ТПП РО