Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Май2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  


Коммерческие предложения



АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

30 Мая 2014

Экспертиза госзаказа – в центре внимания президиума правления ТПП РФ

 В Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошло заседание президиума правления ТПП РФ, на котором был рассмотрен вопрос об участии торгово-промышленных палат в работе по организации экспертизы товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Вел заседание президент ТПП РФ Сергей Катырин.

С докладом выступил генеральный директор АНО «Союзэкспертиза» Вячеслав Голицын.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступивший в действие с 1 января этого года, определил принципиально иной подход к регламентации и функционированию системы государственных и муниципальных закупок, отметил Вячеслав Голицын.

Существенно расширено законодательное регулирование участия независимых экспертов в сфере госзакупок. Независимые эксперты могут быть привлечены для изучения рынка стоимости товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в целях обоснованного и достоверного определения начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта; для оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах при проведении предквалификационного отбора участников конкурса; для оценки соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям, установленным конкурсной документацией; для экспертизы результатов исполнения контрактов (результатов отдельных этапов исполнения контракта), включая экспертизу качества товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Новый закон серьезно усилил роль независимых экспертов в сфере закупок; более того, законодатель оставил открытым перечень случаев обязательного проведения независимыми экспертами экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг для государственных и муниципальных нужд, наделив Правительство РФ правом определять иные случаи обязательного привлечения независимых экспертов.

Таким образом, подчеркнул Вячеслав Голицын, введение Закона о контрактной системе существенно повысит спрос на независимые экспертные услуги, что, в свою очередь, потребует от экспертного сообщества совершенствования своей деятельности в целях оказания содействия достижению эффективности осуществления закупок.

В ТПП РФ создана система, позволяющая качественно выполнять экспертизу по многим направлениям. Подтверждением этому является многолетний опыт привлечения экспертов ТПП РФ федеральными силовыми ведомствами к проведению экспертизы качества поставляемых в рамках госзаказа товаров для обеспечения обороноспособности и безопасности РФ. Эта работа проводится уже семь лет в рамках государственных контрактов с Минобороны РФ, Рособоронзаказом, МЧС России, ФСБ России, другими министерствами и ведомствами.

Вячеслав Голицын привел примеры конкретной деятельности экспертного сообщества ТПП РФ по контролю качества товаров, приобретаемых для нужд заказчиков. На начальном этапе работы были получены следующие результаты экспертизы: более 48 процентов продовольствия и более 27 процентов проверенного вещевого имущества, закупаемых Минобороны РФ, не соответствовало по качеству условиям контрактов поставки. Об этом было доложено руководству страны. Эксперимент по привлечению независимой экспертной структуры в сферу госзаказа получил импульс для дальнейшего развития. Независимому экспертному контролю подверглось более 10 тыс. партий продукции.

Присутствие независимой экспертной структуры в процедурах приемки позволило значительно снизить объемы некачественной продукции, поставляемой на военные базы и склады, где работали наши эксперты. В последние годы эти показатели составили для продовольствия около 7 процентов, а для вещевого имущества – около 8,5 процентов. Но и эти партии продукции были заменены поставщиками. Механизм независимой экспертизы позволил за три года снизить поставки некачественного продовольствия более, чем в 5 раз, а вещевого имущества – в 3 раза.

Сегодня экспертная система ТПП РФ готова на всей территории страны оказывать экспертную поддержку государственным и муниципальным заказчикам в сфере контрактной системы по целому ряду экспертных услуг.

Однако ввести полномасштабный механизм независимой экспертизы в контрактную систему закупок только усилиями предпринимательского сообщества нельзя. Нужно дополнительное нормативно-правовое регулирование со стороны органов государственной власти.

Во-первых, на федеральном уровне для соблюдения принципа единства контрактной системы и выработки единообразной правоприменительной практики необходимо определить единые для всех заказчиков подходы к порядку проведения экспертизы. Такие положения могли бы быть закреплены в разрабатываемом постановлении Правительства РФ «Об установлении порядка разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения» и в типовых контрактах в сфере госзакупок, подлежащих утверждению федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».

Во-вторых, уже накопленный существенный опыт участия независимых экспертных организаций в сфере госзаказа должен быть использован федеральными органами исполнительной власти при разработке и утверждении ими типовых условий контрактов в сфере закупок товаров.

В-третьих, следует законодательно урегулировать вопрос о порядке оплаты экспертных услуг, не включенных в планы закупок и в планы-графики закупок, но надобность в проведении которых возникает при заключении контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем в случае признания проводимого конкурса, аукциона не состоявшимся (либо когда такая надобность возникает на стадии исполнения контракта для проверки поставленного товара, на его соответствие требованиям контракта).

В-четвертых, необходимо конкретизировать положения части 3 статьи 41 закона о ФКС, предусматривающие обязанность эксперта, экспертной организации уведомлять в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы.

В-пятых, закон о контрактной системе содержит общее определение понятия эксперта, относя к ним физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, и работников экспертных организаций, обладающих специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла. Следует четко определить и конкретизировать квалификационные требования, предъявляемые к экспертам в сфере госзакупок, адаптировав и обобщив, при наличии возможности, ранее используемые квалификационные требования к экспертам в области госзаказа. На федеральном уровне основополагающие характеристики квалификации экспертов могли бы быть утверждены Минтрудом России, а в последующем – закреплены в соответствующем общероссийском профессиональном стандарте экспертов Национального совета профессиональных квалификаций, создание которого предложено Президентом РФ.

Правительство РФ наделено правом определять иные случаи обязательного привлечения заказчиками независимых экспертов, экспертных организаций. По мнению выступающего, привлечение экспертов, экспертных организаций к проведению экспертизы продукции в сфере госзакупок необходимо, если цена заключенного контракта на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта; если для исполнения заключенного контракта поставщиком (исполнителем) привлекаются иные лица.

Вячеслав Голицын назвал еще ряд вопросов, требующих уточнения и решения. Для этого, уверен он, надо обеспечить активное участие федеральных и региональных органов исполнительной власти, представителей независимого экспертного сообщества, включая специалистов экспертной системы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации – при координирующей роли Правительства РФ.

Но базовое условие успешного решения – это желание заказчиков навести порядок в области закупок, развить систему профилактики посредством привлечения для этого независимых экспертов и экспертных организаций. Иначе все предпринимаемые попытки по созданию эффективно действующей, открытой и прозрачной контрактной системы, по укреплению делового климата для благоприятного ведения бизнеса в сфере закупок могут не достичь поставленных целей, подчеркнул Вячеслав Голицын.

В прениях приняли участие члены президиума правления ТПП РФ и приглашенные эксперты. Выступили, в частности, председатель комитета ТПП РФ по развитию системы закупок, первый вице-президент Банка Москвы Александр Ястриб, президент Алтайской ТПП Борис Чесноков, первый проректор Государственного университета – Высшей школы экономики Александр Шамрин, директор департамента конкурентной политики Правительства Москвы Геннадий Дегтев, президент ТПП Саратовской области Максим Фатеев, начальник управления финансового контроля госзакупок Федеральной службы финансово-бюджетного надзора РФ Денис Кузьмин, заместитель директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития РФ Дмитрий Готовцев и другие.

Вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров проинформировал участников заседания о работе Палаты по исполнению поручений Президента РФ Владимира Путина и председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева по подготовке комплекса мер по развитию третейского судопроизводства в РФ и разработке проекта федерального закона о совершенствовании третейского судопроизводства.

Он, в частности, подчеркнул, что подготовка проекта ФЗ о совершенствовании третейского судопроизводства прямо поручена наряду с Правительством РФ также ТПП РФ и РСПП. Свою роль здесь сыграл опыт Палаты: при ней работают Международный коммерческий арбитражный суд, Морская арбитражная комиссия – авторитетные и известные в мире организации. При торгово-промышленных палатах создано более 100 третейских судов. Серьезный импульс работе придала встреча Президента РФ с главой Палаты, в ходе которой были, в частности, рассмотрены вопросы развития третейского судопроизводства. Вадим Чубаров подробно рассказал об основных вопросах, решаемых экспертами Палаты в ходе подготовки проекта ФЗ.

В рамках заседания президиума правления ТПП РФ были вручены свидетельства о присоединении к Антикоррупционной хартии российского бизнеса руководителям ряда компаний: директору по инновационному развитию и правовому обеспечению ОАО НПО «Инновационные технологии» Андрею Шкарину, вице-президенту Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Эгида» Вере Дегтяревой, заместителю генерального директора ОАО «Зарубежнефть» Александру Воронину.

На заседании президиума правления ТПП РФ был рассмотрен также ряд других вопросов.

Подводя итоги заседания президиума правления, президент ТПП РФ Сергей Катырин подчеркнул, что переход к федеральной контрактной системе проходит непросто.

Для того чтобы федеральная контрактная система заработала на полную мощность, потребуется завершить формирование всего массива подзаконных актов, откорректировать отдельные положения начавшего действовать рамочного закона и наладить неформальный мониторинг его правоприменения вплоть до муниципальных образований.

 Палата России на уровне ее руководства, департаментов и комитетов настроена на продолжение плодотворного взаимодействия с Общероссийским народным фронтом, профильными комитетами Госдумы РФ и Совета федерации РФ, Правительством России. Будет и дальше расширяться сотрудничество Палаты с Минэкономразвития России.

Масштабирование экспертной деятельности палат должно быть взаимосвязано с расширением доступа к госзаказу субъектов малого и среднего бизнеса. На состоявшемся в середине прошлого месяца в Ново-Огарево экономическом совещании под председательством Президента РФ говорилось, что со следующего года малому и среднему бизнесу будет доставаться 20, а с 2018 года – 25 процентов общего объема госзаказа. Однако чтобы выйти на эти показатели, предстоит решить массу вопросов, в том числе и силами Палаты. Нужной и полезной была бы инициатива по организации и ведению единого реестра банковских гарантий, отраслевых реестров госконтрактов, в выполнении которых предусматривается участие субъектов малого и среднего бизнеса, а также реестра экспертных организаций, инспектирующих выполнение такого рода контрактов. Всю эту информацию можно было бы размещать на портале электронной ТПП.

Нельзя недооценивать и значимость экспертного сопровождения со стороны соответствующих подразделений системы ТПП РФ закупок инновационной продукции, которая крайне необходима для нашей экономики.

На заседании справедливо затрагивался вопрос о более широком привлечении наших экспертов к обслуживанию контрактов, заключаемых по линии Министерства обороны и силовых ведомств. Следует дать новое развитие приобретенному за последние семь лет опыту независимой экспертизы и контроля качества продукции тылового назначения.

Очень серьезная проблема, которую надо решать с участием ТПП РФ, – это подготовка и повышение квалификации кадров специалистов, организующих и контролирующих весь цикл работ, связанных с поставкой товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В законе о ФКС прямо указано, что в штате организаций, выполняющих функции госзаказчиков, должны быть сотрудники, занимающиеся только этим, и никакими иными видами деятельности внутри этих организаций. Мы обязаны реализовать намеченные планы совместных действий с Высшей школой экономики по обучению экспертов системы ТПП РФ, занимающихся сферой закупок, и помочь приобрести должный уровень компетенций сотрудникам многих членских организаций ТПП РФ, которые должны выполнять новые для них обязанности, сказал Сергей Катырин.

 

Центр по связям с общественностью и СМИ.


Назад






Copyright © 1993-2024 ТПП РО