Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Апрель2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Коммерческие предложения

 Экспертиза и сертификация

АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

27 Июня 2014

Заседание правления ТПП России

27  июня состоялось заседание правления ТПП РФ. Его открыл президент ТПП РФ Сергей Катырин и выступил с докладом «О повышении роли бизнеса в развитии экономики регионов Дальнего Востока и реализации Тихоокеанской политики России».

Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона невозможно без совместных усилий государства и бизнес-сообщества – как отечественного, так и иностранного, отметил Сергей Катырин. Прорыв в восточной политике связан для России прежде всего с перспективами ее долгосрочного сотрудничества с КНР. Китай является оптимальным партнером для российского Дальнего Востока в плане взаимодополняемости экономик. Особую значимость для развития экономического потенциала российского Дальнего Востока и Байкальского региона имеет подписанное соглашение о поставках в Китай природного газа.

Далее Сергей Катырин, подчеркнув роль бизнеса в развитии экономики регионов Дальнего Востока и реализации Тихоокеанской политики России, обратил внимание членов правления на ряд принципиально важных для системы ТПП РФ моментов.

Первое. ТПП России, дальневосточным палатам необходимо с участием предпринимателей, объединениями палат наработать предложения по корректировке основополагающих документов стратегического и программно-целевого планирования Дальнего Востока и Байкальского региона. Речь идет о Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, государственной программе развития всего этого макрорегиона на тот же период, федеральной целевой программе экономического и социального развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года, а также стратегиях и программах развития субъектов Федерации, расположенных в Дальневосточном федеральном округе и в Забайкалье. Как отмечается в аналитическом материале, все эти документы слабо позиционируют российский макрорегион в процессах, идущих в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

Второе. Отечественный бизнес, особенно малый и средний, ожидает от торгово-промышленных палат налаживания инвестиционного сотрудничества между российскими предпринимателями и зарубежными владельцами капиталов и технологий. Большинство зарубежных инвесторов, сотрудничающих с ТПП РФ, убеждены, что «окно возможностей» (то есть высокая норма прибыли от вложений в проекты на территории макрорегиона) при всех имеющихся рисках отнюдь не закрыто. Это касается не только энергетических сделок, но и инвестиционных проектов в традиционных отраслях – машиностроении, металлообработке, легкой и пищевой промышленности.

Третье. Торгово-промышленным палатам предстоит более основательно заняться вопросами диверсификации и наращивания объемов торгового оборота российских предприятий с контрагентами из стран АТР. К сожалению, мы, по сути, можем предложить лишь сырье и продукцию низших переделов. Между тем, в последние двадцать лет резко увеличивается стоимостный объем торговли такими товарами, как изделия электронной и электротехнической промышленности, автомобили, двигатели, различные комплектующие из композитных материалов. У нас мало конкурентоспособных компаний, производящих такую продукцию. Территориальные палаты, наши деловые советы и загранпредставительства, сказал Сергей Катырин, должны брать «на карандаш» каждую такую инновационную фирму (а это, прежде всего, малые и средние компании), помогать им выстраивать индивидуальные «дорожные карты» проникновения на глобальные рынки.

Некоторые динамично развивающиеся инновационные фирмы косвенным образом подпали под введенные Западом санкции на поставку в Россию сложного высокотехнологичного оборудования и товаров двойного назначения. Ранее с подобными ограничениями столкнулись и китайские бизнесмены. Сегодня бизнесмены из Поднебесной шлют российским коллегам сигналы о целесообразности усиления кооперационных связей, чтобы совместно производить принципиально новые товары и вместе осваивать новые рынки. Мы обязаны реагировать на столь позитивные для нас сигналы, считает Сергей Катырин.

Четвертое. Успех в продвижении российских несырьевых товаров на рынки АТР в немалой степени зависит от того, насколько слаженной, эффективно работающей окажется система государственной поддержки экспорта. Здесь не все решается на должном уровне. Недостаточность объемов государственной поддержки экспорта в России подтверждается сопоставлением валовых показателей такой поддержки в других странах. Так, размер государственной гарантийно-страховой поддержки экспорта в 2010 году составил в Китае 45 млрд. долларов, в Германии – 22,5 млрд. долларов, в Бразилии – 18,2 млрд. долларов, а в России мы не дотянули и до 0,5 млрд. долларов.

Экспорт наших машин и оборудования оценивается примерно в 26-27 млрд. долларов, т.е. около 5 процентов национального товарного экспорта (стоимость общей массы российского экспорта – 520 млрд. долларов. И без того невысокая доля продукции машиностроения в российском экспорте продолжает неуклонно сокращаться.

ТПП РФ внимательно изучает предложения Минэкономразвития РФ создать единый институт поддержки экспорта взамен нескольких каналов и институтов, которые действуют сегодня. Поддерживая эту идею в принципиальном плане, Палата считает необходимым определение ежегодной квоты госгарантий, которая будет предоставляться исключительно малым и средним компаниям.

Пятое. Необходимо как можно скорее принять нормативно-правовую базу для территорий опережающего социально-экономического развития. Сегодня практически во всех субъектах Федерации на Дальнем Востоке и в Забайкалье уже определены территориальные образования, которые могут быть наделены статусом экономических зон опережающего развития. Именно с учреждения такого рода зон на западном побережье Китая на рубеже 70-80-х годов прошлого века начался стремительный взлет нашего восточного соседа.

Соответствующим подразделениям и комитетам Палаты России, территориальным палатам предстоит подготовить квалифицированное заключение на законопроект о территориях опережающего развития. Палате вместе с депутатами Госдумы РФ предстоит непростая дискуссия с Минфином РФ по поводу «непропорционально выпадающих доходов бюджета». Но ведь очевидно, что территории опережающего развития смогут в полной мере выполнить связанные с ними функции только тогда, когда в их границах будет действовать особый режим землепользования, будут применяться льготы по налогам и страховым платежам, пониженные ставки арендной платы, установлен льготный порядок подключения к объектам энергообеспечения.

Шестое. Общий объем инвестиций в сооружение газопровода «Сила Сибири» и создание инфраструктуры оценивается с российской стороны как минимум в 55 млрд. долларов. Основные подрядные работы будут выполнять крупные отечественные корпорации, но определенная часть заказов достанется и малому бизнесу. Минэкономразвития РФ полтора месяца назад направило на согласование в Правительство России уточненную версию «дорожной карты» расширения доступа малых и средних предприятий к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием. Так, доля малого и среднего бизнеса с нынешних 10 процентов в заказах госкомпаний и инфраструктурных монополий должна вырасти к концу текущего года до 15, а в 2015 году – до 25 процентов. Минэкономразвития РФ предлагает ужесточить контроль и сократить сроки выполнения предписанной законодательством нормы о квотах для малых и средних компаний в государственном и муниципальном заказе. Вместо двухпроцентной доли, которая по факту имеется на сегодняшний день, министерство планирует достичь к концу этого года пятипроцентной отметки, а в 2015 году – десятипроцентного показателя.

Новая версия «дорожной карты» предписывает «Газпрому», РЖД, «Россетям» и «Автодору» разработать партнерские программы с малыми и средними компаниями, предусматривающие прозрачные критерии отбора и аккредитаций таких компаний-партнеров в качестве поставщиков и субподрядчиков. Они смогут получить авансовые платежи в размере не менее 30 процентов от суммы контрактов. Задача системы ТПП – добиваться, чтобы все партнерские программы носили публичный характер, в них были задействованы независимые производители, а не только «дочки» и «внучки» наших естественных монополий и госконцернов.

Неплохо было бы, подчеркнул Сергей Катырин, уже осенью провести под эгидой Общероссийского народного фронта общественные слушания результатов выполнения первых пилотных проектов в рамках партнерских программ, которым намечается дать старт в следующем месяце.

Далее президент ТПП РФ затронул проблему экспертизы. Известно, что вследствие некачественно проведенной экспертизы немалое количество генеральных подрядчиков и субподрядных организаций, выполнявших строительные работы на объектах Сочинской олимпиады, саммите АТЭС во Владивостоке и в столичном регионе, потерпели серьезные убытки, а некоторые объявили о своем банкротстве. Как следствие, в бизнес-сообществе начинают ценить независимую экспертизу. Да и государство, инвесторы не хотят больше мириться с расточительностью отдельных строительных монстров и откатами для чиновников.

На площадках Дальнего Востока и Забайкалья предстоит реализовать большое количество инвестпроектов и там, конечно же, будут востребованы экспертные компетенции соответствующих подразделений Палаты России и территориальных палат.

Сергей Катырин сообщил, что во время подготовки настоящего заседания правления в Палату поступило немало обращений от предпринимателей Дальнего Востока с предложением, чтобы ТПП РФ взяла на себя роль координатора бизнес-сообщества, действующего в макрорегионе. Будет целесообразным, считает Сергей Катырин, поручить соответствующим департаментам и рабочей группе ТПП РФ по содействию в реализации инвестиционных проектов на территории Дальнего Востока и Байкальского региона совместно с ТПП Дальневосточного федерального округа изучить возможность принятия ТПП РФ функции организатора Съезда предпринимателей Дальнего Востока. Проведение съезда ориентировочно намечено на декабрь текущего года.

Правлению и членам правления следует позаботиться также о том, чтобы вопросы участия бизнеса в подъеме Дальнего Востока и реализации Тихоокеанской политики России заняли подобающее место в средствах массовой информации, подведомственных организациям системы Палаты России и в публикациях журналистского пула, специализирующегося на предпринимательской тематике. Имеет смысл подумать об учреждении в рамках традиционного журналистского конкурса «Экономическое возрождение России» специальных номинаций, посвященных проблемам обновления макрорегиона. В числе соучредителей этих спецноминаций, помимо Союза журналистов России, могли бы выступить Минвостокразвития РФ, а также крупные компании, считает Сергей Катырин.

Содержательный доклад представил участникам мероприятия министр Минвостокразвития РФ Александр Галушка. Подъем Дальнего Востока и Байкальского региона – это национальный приоритет на весь XXI век. Должна быть реализована новая для нас экономическая модель, при которой во главу угла ставится экспорт не сырья, а готовой продукции; ставится задача привлечения огромных прямых инвестиций, активнейшего использования возможностей государственно-частного партнерства. Планируется серьезное увеличение народонаселения территорий. К переезду на восток собираются головные офисы ряда крупнейших корпораций страны.

Предстоит добиться экономической интеграции с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Это будет правильный ход. По мнению большинства аналитиков, XXI век станет веком Азии. Уже почти 70 процентов мирового ВВП производится здесь. Весьма вероятно, что в этом году экономика Китая станет первой в мире по паритету покупательной способности.

Важная задача – сделать рынок Дальнего Востока и Байкальского региона емким и крупным. Особая роль здесь отводится малым и средним предприятиям. Опыт показывает, что реальные инвесторы, инвестирующие в производство, считают хорошее развитие малого бизнеса одним из условий для инвестиций. Дело в том, что в развитом мире давно убедились: без всесторонней кооперации и сотрудничества с малыми и средними предприятиями крупное производство малоэффективно.

Рассмотрено без малого сорок предложений по созданию территорий опережающего развития. Выбрано четырнадцать, причем главным критерием выбора были интересы инвесторов. Мегарегион ждет, когда будет принят и начнет работать закон о территориях опережающего развития. По мнению министра, очень важно при этом использование двух принципов: дерегулирования и налогового стимулирования. С налоговым стимулированием все более-менее понятно, оно в какой-то степени, пусть фрагментарно, но и сегодня используется в экономике на Дальнем Востоке, понятно, все это должно быть очень конкретно, никаких полумер. Что же касается дерегулирования, то это будет новое явление. Наша страна огромна, поэтому специфика одного региона может кардинально отличаться от специфики другого. А вот экономическое законодательство стрижет всех под одну гребенку. Это неправильно. В случае Дальнего Востока речь должна идти об изъятии норм и режимов регулирования, способных затормозить развитие мегарегиона в силу его специфики, в частности, географических условий, и установление специальных режимов. Это был бы своего рода эксперимент. В случае его удачи подобный подход можно было бы использовать и в других регионах. В конце-концов учет специфики региона при правоприменении полезен и территориям, и стране: регионы оптимально развиваются, а следовательно, государство получает больше налогов.

Мы уже знаем, какие резервы можно привлечь на Дальний Восток, сказал Александр Галушка. Это плюс новая управленческая команда позволяет видеть перспективу нашей работы. Но главное то, что мы уверены: все задуманное можно сделать, заключил министр.

В прениях выступили старший вице-президент ОАО «РЖД» по корпоративному управлению и стратегическому развитию Валерий Решетников, первый заместитель главы правительства Хабаровского края по экономическим вопросам Александр Левинталь, президент ТПП Республики Саха (Якутия) Владимир Членов, генеральный директор ЗАО «Международный центр развития регионов» Игорь Меламед, председатель правления ТПП Еврейской АО Михаил Половинко, генеральный директор Агентства поддержки малого и среднего бизнеса, общественный представитель Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Виктор Ермаков. Были рассмотрены различные аспекты развития дальневосточного мегарегиона. В заседании приняла участие президент Рязанской ТПП, член правления ТПП РФ Татьяна Гусева.

По обсуждавшемуся вопросу было принято соответствующее постановление.

На заседании правления ТПП РФ был обсужден также ряд других вопросов, в том числе организационных.

 

Центр по связям с общественностью и СМИ ТПП РФ.


Назад






Copyright © 1993-2024 ТПП РО