Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Май2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  


Коммерческие предложения



АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

13 Апреля 2015

Все об экологическом контроле

25 марта учебно-методический центр Рязанской торгово-промышленной палаты совместно с управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Рязанской области провели консультационный семинар по теме: «Экологический контроль и экологическая отчетность предприятия». Открыл семинар вице-президент Рязанской ТПП Сергей Полупанов.

Начальник отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Вера Ауэзова проинформировала об изменениях в Федеральных законах №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», вступивших в силу с 1 января 2015 года.

Наиболее значительные изменения в области охраны окружающей среды вносит 219-ФЗ от 21.07.2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменяется отношение к нормированию. Все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подразделяются на четыре категории (ст. 4.2 7-ФЗ):

I) объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;

II) объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;

III) объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;

IV) объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (для них не требуется никаких документов, их вообще не проверяют).

К объектам I категории могут относиться не более 300 субъектов по всей стране, то есть в каждом регионе это не более 3-4 предприятий. С 1 января 2015 года вступило в силу распоряжение Правительства РФ от 24.12.2014 г. №2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий».

Для отнесения к какой-либо категории юридические лица или индивидуальные предприниматели должны будут сами подать заявку о постановке на государственный учет (ст. 69.2 7-ФЗ). Правда, подзаконные акты, которые прописывали бы этот механизм, пока не разработаны, но зато уже есть статья в КоАП об ответственности за неподачу такой заявки. Предприятие обязано встать на учет в течение 2 лет, новые предприятия – в течение 6 месяцев.

Все объекты делятся на относящиеся к федеральному или региональному контролю. Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 г. №285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» содержит критерии отнесения объектов к федеральному контролю. Для объектов федерального контроля заявка подается непосредственно в Росприроднадзор. Ждем документа, который регламентировал бы подачу заявки о постановке на учет для отнесения к какой-либо категории, отметила Вера Ауэзова.

Вышло изменение к ст. 67 «Производственный экологический контроль». Все предприятия должны будут разрабатывать программу производственного экологического контроля. Однако, опять же, пока еще нет документа, который регламентировал бы разработку программы, поэтому предприятия разрабатывают и утверждают программу сами. Требования к ней пока еще только устанавливаются.

Кроме того, с 1 января 2016 года вводится плата за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16-16.5 7-ФЗ).

Много изменений и в области обращения с отходами. Вышел 458-ФЗ от 29.12.2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации...». Изменилось даже само понятие «отходы».

С 1 июля 2015 года возвращается лицензирование деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Все действующие лицензии, выданные до 1 января 2015 года на эти виды деятельности, прекращают свое действие с 1 июля 2015 года.

Этим же законом вводится требование обязательного экологического сбора для производителей и импортеров за обратную утилизацию товаров, утративших потребительские свойства. Вводятся нормы по утилизации таких товаров и новая форма отчетности.

Заместитель начальника отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Марина Муругова продолжила тему обращения с отходами. Она осветила порядок проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, порядок формирования и ведения Государственного реестра объектов размещения отходов (ГРОРО), а также отчетность природопользователей в области обращения с отходами.

Всего существуют 5 классов опасности отходов: I) чрезвычайно опасные; II) высоко; III) умеренно; IV) мало; V) практически не опасные. На отходы I-IV классов опасности должен быть получен паспорт (ст. 14 89-ФЗ). Паспорт отходов I-IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Вышло постановление Правительства РФ от 16.08.2013 г. №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности». Паспорта отходов составляются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, размещающим отходы I-IV классов опасности. Паспорт действует бессрочно, внесение изменений в него не допускается.

С 1 августа 2014 года действует новый Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). Тем, у кого уже были паспорта, нужно идентифицировать свои отходы в соответствии с новым ФККО. Необходимо конвертировать отходы из старого в новый ФККО и составить новый паспорт на отходы. Копии новых паспортов и иных подтверждающих документов необходимо заверить и направить в Росприроднадзор в бумажном виде – обязательно, если есть ЭЦП – также в электронном виде.

Существует приказ Минприроды РФ от 30.09.2011 г. №792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов». Согласно этому приказу, формируется Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Он включает свод систематизированных сведений об объектах хранения и захоронения отходов. ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации.

Территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО. Сборы за включение объектов в ГРОРО не взимаются. Крайне важно, чтобы объект размещения отходов был внесен в ГРОРО.

Затем Марина Муругова проинформировала слушателей об отчетности природопользователей в области обращения с отходами. Отчетность по форме 2-ТП Отходы за календарный год представляется до 1 февраля. Отчетность субъектов малого и среднего предпринимательства по приказу Минприроды РФ от 16.02.2010 г. №30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов...» – до 15 января. Модуль природопользователя на сайте Росприроднадзора поможет сформировать отчетность. Затем она направляется в Росприроднадзор в электронном виде (если есть ЭЦП) или в бумажном виде.

Также предусмотрен технический отчет для крупных предприятий о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами.

Государственный инспектор отдела государственного экологического надзора Людмила Комарова рассказала о контроле за исполнением законодательства в области охраны окружающей среды.

Перечень объектов контроля содержится в приказе Минприроды РФ от 30.11.2010 г. №530 «Об утверждении списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Рязанской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю». Также существует постановление Правительства РФ от 31.03.2009 г. №285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю».

Территориальным органом контроля является региональное управление Росприроднадзора. План проверок согласовывается с прокуратурой, он размещен на сайте Генпрокуратуры РФ. Проверки бывают плановые (проводятся 1 раз в 3 года) и внеплановые (по жалобам), документарные и выездные. В жалобе должно быть четко прописано, что существует угроза жизни и здоровью людей, окружающей среде. Документарные проверки можно проводить без согласования с прокуратурой.

Затем Людмила Комарова рассказала про основные виды документов, которые запрашиваются при проверках различного рода.

В семинаре приняли участие представители ряда предприятий и организаций: ОАО «360 АРЗ», ОАО РПТП «Гранит», ОАО «Завод «Красное знамя», ЗАО «Завод металлов и сплавов», ООО «Завод Техноплекс», ОАО «Приокский завод цветных металлов», ЗАО «Рязцветмет», ОАО «Тяжпрессмаш» и других.

В завершение семинара представители Росприроднадзора ответили на многочисленные вопросы слушателей. В частности, было отмечено, что люди, которые по приказу допущены к обращению с отходами, должны иметь специальную подготовку. Это же касается водителей специальных транспортных средств.


Назад






Copyright © 1993-2024 ТПП РО