Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Апрель2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Коммерческие предложения

 Экспертиза и сертификация

АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

09 Июля 2015

Важный аспект развития экономики

Из выступления вице-президента ТПП РФ Александра Рыбакова на Саммите деловых кругов «Сильная Россия-2015»

При первых признаках надвигающейся рецессии, проявившихся более двух лет тому назад, Палата стала активно позиционировать себя как наиболее открытая и авторитетная площадка, где представители самых различных школ и течений экономической мысли пытались найти ответы на ключевые вопросы, связанные с формированием новой модели развития страны. Поиск консенсуса относительно дальнейшего движения страны, по сути,  не прекращается и по сей день.

На недавно прошедшем Петербургском международном экономическом форуме одной из центральных тем оказалась эффективность принимаемых программ, планов и управленческих решений. Действительно, ни по одной федеральной целевой программе не удается выйти на запланированные индикаторы.

Важно обязать соответствующие государственные ведомства во взаимодействии с бизнес-ассоциациями еще раз критически взглянуть на всевозможные стратегии, планы и дорожные карты отдельных отраслей на предмет их реалистичности, учитывая имеющиеся ресурсные и кадровые возможности. Немало нестыковок здесь можно обнаружить, что называется невооруженным глазом. Возьмем, к примеру, направление «Биополимеры» в принятой 2 года назад дорожной карте «Развитие биотехнологий и генной инженерии». Подсчитано: чтобы достичь заложенные в документе показатели, в России придется построить больше мощностей по производству биополимеров, чем уже построено во всем остальном мире. Разумеется, это лежит за пределами здравого смысла.

ТПП РФ считает, что в первую очередь необходимо подвергнуть корректировке планы развития тех секторов экономики, где тормозится внедрение инновационных технологий, что и является основной причиной того, почему эти сектора не достигли уровня производства, имевшегося еще в канун предыдущего экономического кризиса 2008-2009 гг.

Наиболее жаркие дебаты в период принятия антикризисного плана Правительства велись по поводу приоритетной поддержки государством банковского сектора. Банкирам припомнили старые грехи, когда, к примеру, во время предыдущего кризиса 2008-2009 гг. Правительство также в первую очередь помогало банкам, а в итоге, по свидетельству бывшего в ту пору главой Счетной палаты Сергея Степашина, не было зафиксировано ни одного адресата с реквизитами на русском языке, куда кредитно-финансовые учреждения России перенаправляли денежные средства, полученные из бюджета и резервных фондов.

Немало гневных слов было сказано и о прегрешениях 2014 года, когда Центробанк эмитировал 6 трлн. рублей, 5 трлн. из которых сразу ушли на валютный рынок, спровоцировав обвал рубля и двузначную инфляцию.

Однако давайте скажем, положа руку на сердце, – разве теперь у Правительства был какой-то иной выбор в условиях, когда, стремясь подорвать нашу финансовую систему, Запад отрезал Россию от традиционных источников ресурсов, а внешний корпоративный долг, где на первых местах фигурировали так называемые системообразующие банки, превысил 500 млрд. долларов?

Шоковое повышение ключевой ставки до 17,5 процента не просто сильно затруднило кредитование бизнес-проектов, оно оказалось крайне болезненным и для самого банковского сектора. Неслучайно, вопреки умиротворяющим заявлениям Центробанка о сокращении всего лишь на 3 процента за январь-май объема кредитования российской экономики, большинство финансовых аналитиков сходятся во мнении, что в текущем году общий размер прибыли в финансово-кредитных организациях будет близок к нулю.

ТПП РФ предлагает выработать четкие критерии, по которым можно будет судить, что же получат предприятия реального сектора «на выходе» программы по докапитализации банков. Улучшится ли их обеспеченность бизнеса кредитными ресурсами или будет создан режим наибольшего благоприятствования для финансовых спекулянтов?

Палата считает уместным воспользоваться опытом развитых стран, где строго отслеживается целевой характер использования средств налогоплательщиков, которые вливаются в капитал банков. В США, например, для таких случаев установлена жесткая привязка выделенных бюджетных денег к количеству создаваемых новых рабочих мест. В 2009 году это предотвратило угрозу банковского коллапса, остановило рост безработицы и привело к высоким темпам роста ВВП.

В свете решений, принятых на состоявшемся в апреле заседании Госсовета РФ по вопросам малого и среднего бизнеса, особое значение приобретает проблема повышения доступности кредитных ресурсов для субъектов малого предпринимательства. Без денег, как мы все понимаем, ни о каком росте деловой активности в этой сфере не может быть и речи. Между тем, по итогам первого квартала текущего года падение уровня кредитования малого бизнеса, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, составило 36 процентов. И даже сейчас, при снижающейся ключевой ставке Центробанка, участники рынка в большинстве своем считают, что в деле кредитования малых и средних предприятий нас, скорее всего, ожидает стагнация, а то и дальнейшее сокращение объемов кредитования.

Конечно, мы в Палате позитивно воспринимаем попытки властей расширить инструменты рефинансирования кредитных портфелей банков, где заемщиками выступает малый и средний бизнес, увеличить прозрачность сделок, упростить процедуры использования возможностей Национальной гарантийной системы. Но соответствуют ли принимаемые меры масштабу стоящих задач? Таким вопросом С.Н.Катырин задался на заседании правления ТПП РФ 24 июня 2015 года и привел пример: Агентство кредитных гарантий планирует за весь 2015 год выдать гарантии 2700 субъектам малого и среднего предпринимательства, что составляет всего 0,6 тысячных от общего количества таких субъектов в РФ. Можно ли всерьез говорить о большей доступности к банковскому финансированию заемщиков, имеющих кредитную историю, не говоря уже о начинающих предпринимателях? В ряде зарубежных стран никаких проблем с получением гарантий для производственных компаний нет в принципе – их при наличии вызывающего доверие бизнес-плана могут получить все желающие. А за опеку над малыми инновационными компаниями, их финансовую подпитку соревнуются между собой крупные индустриальные и ай-ти корпорации. Отсюда и высокие показатели вклада малых и средних фирм в валовый национальный продукт, и огромное число поставщиков для военно-промышленных гигантов, о чем мы можем только мечтать.

Решающее условие выхода России из затяжной рецессии в стадию устойчивого экономического роста связано с преодолением инвестиционного спада. Согласно данным Росстата, спад инвестиций в основной капитал, начавшийся еще в последнем квартале 2012 года, продолжает набирать инерционное ускорение. Еще драматичнее обстоит ситуация с прямыми иностранными инвестициями – по данным ЮНКТАД, в 2014 году таковых поступило в российскую экономику порядка 20 млрд. долларов, что примерно на 70 процентов ниже показателя предыдущего года. Зато за рубежом российские компании инвестировали 56 млрд. долларов, причем некоторые вложения поражают своей экзотичностью. Как жест невиданного бескорыстия расценили зарубежные СМИ поступок российского миллиардера Василия Анисимова, который не пожалел 125 миллионов евро для внесения залога за украинского олигарха Дмитрия Фирташа, арестованного в Вене по подозрению в коммерческом подкупе. Следовательно, корень проблемы инвестиций не в том, чтобы привлечь зарубежные деньги, а в том, как удержать свои собственные. Именно этой цели подчинены принимаемые государством меры по деофшоризации и амнистии сбежавшего капитала.

Палата, наряду с другими предпринимательскими ассоциациями, внесла свой вклад в разработку правовой базы, цель создания которой – перелом многолетней тенденции вывода получаемой в России прибыли в юрисдикции с льготным налогообложением. О том, что мы стали на верный путь, свидетельствует недавняя публикация британской «Таймс», в которой сообщается, что за последние 15 месяцев из Великобритании ушло 356 млрд. долларов, причем это в основном сделали бизнесмены-россияне. Чтобы столь внушительные средства не застряли на транзитных счетах где-нибудь в Гонконге или Сингапуре, а пролились инвестиционным дождем у нас, на родине, крайне важно, по мнению ТПП РФ, сделать следующий шаг – привести в действие мощные налоговые стимулы для инвесторов, вкладывающих в реальное производство.

Каким бы «непатриотичным» не казалось сегодня сравнение с Америкой, но и здесь напрашиваются аналогии – недавно объявленная в США национальная программа модернизации всей инфраструктуры будет осуществляться засчет возврата прибылей американских компаний, работающих за границей, с применением дополнительных мер налогового стимулирования.

Руководство Палаты убеждено, что намеченные программы развития малого и среднего бизнеса плохо стыкуются с правительственными планами по повышению в 2016 году тарифов наших инфраструктурных монополий в размере от 7,5 до 11 процентов. Понятно, что издержки для предпринимателей вырастут еще больше. Но что примечательно – монополисты нас успокаивают, дескать, они строго придерживаются указания Президента страны, который требовал обеспечить ограничение роста тарифов естественных монополий темпами, не превышающими величины фактической инфляции за предыдущий год. Но ведь такую установку Президент давал в июне 2013 года, когда была совсем иная хозяйственная ситуация – экономика росла, а инфляция снижалась. Более того, глава государства тогда прямо предупреждал: «Высокие тарифы являются факторами раскручивания инфляции, тормозом для экономики, снижения конкурентоспособности наших товаров». Самое время вспомнить эти слова.

Тем более, что число желающих поучаствовать в раскручивании спирали затратной экономики и получить за это неплохие дивиденды, к сожалению, не идет на убыль. На заседании правления ТПП России 24 июня президент Палаты С.Н.Катырин привел весьма показательный в этом плане пример, связанный с затеей обложить специальным дорожным сбором все тяжелые фуры массой свыше 12 тонн, якобы разбивающие федеральные автодороги. С 1 ноября с таких грузовиков предполагалось взымать 3,5 рубля за проезд каждого километра федеральных трасс. В качестве обоснования приводился такой довод – дескать, воздействие одного грузового автомобиля на дорожное покрытие эквивалентно воздействию 50 тысяч легковушек. После обсуждения проблемы на правительственном уровне родилось предложение снизить плату в 6 раз – до 64 копеек за километр. Но откуда взялась столь странная цифра? Оказывается, именно столько планировала оставлять себе на безбедную жизнь фирма «РТ-инвесттранспортные системы», специально созданная для сбора «грузовых денег».

Нужны ли стране и честному бизнесу такие сборщики? И вообще – не пора ли нам разработать и принять межведомственную программу снижения издержек, рассчитанную как минимум на 5 лет? Такая программа должна устанавливать пороговые величины с понижающимся уровнем по затратам буквально на все и замыкаться в конечном итоге на показателе производительности труда, т.е. на количестве продукции и услуг, в расчете на одного работника. Иначе никакое таргетирование инфляции не поможет достичь целевого значения в 4%, а учитывая, что подобный результат планируется достичь при крайне низком уровне монетизации экономики, составляющем всего 47%, неизбежным следствием станет дальнейшее разрушение обрабатывающей промышленности.

С 1 июля вступает в силу федеральный закон о государственной промышленной политике. Главной особенностью промполитики на данном этапе выступает ее сфокусированность на программах импортозамещения. В последние несколько месяцев мы чаще всего говорили о таких программах применительно к агропромышленному комплексу, а между тем, в сфере промышленного производства предстоит развернуть гораздо более масштабный и сложный фронт работ. Только для замены комплектующих, ранее поступавших к нам из Украины, сейчас налаживается аналогичное производство по 186 позициям. Также ставится на поток 640 наименований продукции, прежде завозившейся из США. Еще более внушительными выглядят сводные цифры импортозамещаемой номенклатуры из стран Евросоюза. И всю эту работу предстоит завершить до 2018 года.

Сейчас отраслевые предпринимательские объединения и крупные предприятия, являющиеся членами нашей Торгово-промышленной палаты, направили свои предложения к очередному заседанию Госсовета РФ, который планируется посвятить импортозамещению в промышленности. Несомненно, нужно, прежде всего, сосредоточить усилия на ключевых проблемах, из которых следует выделить переход на отечественное инженерное программное обеспечение. Оно, как признают специалисты, ни в чем не уступает зарубежному, и бытующий миф о нашем грандиозном отставании порожден недобросовестными конкурентами из транснациональных корпораций, которые идут на любые трюки, вплоть до бесплатных поставок своих продуктов в течение нескольких лет, лишь бы удушить своих соперников, что называется, «в колыбели». Между тем, сегодня почти три четверти российских организаций, действующих в приборостроении, авиа- и ракетостроении используют иностранное инженерное программное обеспечение. Это недопустимо с точки зрения национальной безопасности.

Вплоть до последнего времени отечественные производители программного обеспечения юридически не имели никаких преимуществ перед иностранцами, и только теперь, когда одновременно с законом о промполитике начнет действовать ряд подзаконных актов по поддержке российских производителей, мы вправе надеяться на наступление давно ожидаемых перемен. Позволю себе, не впадая в ложную скромность, сказать коллегам, что представители Палаты плодотворно потрудились в составе рабочих групп Минпромторга РФ, занимаясь подготовкой постановления Кабмина с описанием критериев определения приоритетности российских товаров перед зарубежными при проведении госзакупок.

Необходимо вдохнуть новую струю в планы создания индустриальных и кластерных зон, промышленных и технологических парков, которые приняты в большинстве регионов. Сегодня требуется переосмысление самих концепций формирования таких структур. Нужно оставить в прошлом увлечение созданием технопарков по принципу green field, по нашему – «в чистом поле», и перейти к строгой привязке их к научной, образовательной и предпринимательской среде. Только в таком случае проект гарантированно выстрелит. Это убедительно демонстрирует, к примеру, новосибирский технопарк «Академпарк». Общее количество его резидентов составляет 305 компаний, причем в подавляющем большинстве это предприятия малого и среднего бизнеса. В них работают около 9 тысяч человек. По итогам 2014 года выручка резидентов превысила 17 миллиардов рублей, увеличившись, по сравнению с предыдущим годом, почти на треть. Хотелось бы подчеркнуть, что активное участие в становлении «Академпарка» принимают Новосибирская областная и Новосибирская городская палаты.

Безусловно, конечная цель усилий палат по содействию новой индустриализации в России состоит в реализации ее экспортного потенциала. Проведенное по заказу либеральной платформы «Единой России» исследование показывает, что реальной возможностью нарастить такой потенциал в короткие сроки обладают порядка 2,5 тысячи средних несырьевых компаний. Они способны экспортировать практически всю номенклатуру товаров – от одежды до инновационных лекарств и информационных технологий. То же исследование свидетельствует, что для развития внешних поставок малыми и средними предприятиями недостаточно точечных мер, содержащихся в антикризисном плане правительства. Нужны системные меры, причем они далеко не всегда предполагают выделение средств из бюджета, а требуют лишь устранения существующих

Торгово-промышленная палата, вместе с другими предпринимательскими объединениями, работает над предложениями по расширению инструментов экспортной поддержки бизнеса.


Назад






Copyright © 1993-2024 ТПП РО