Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Май2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  


Первый раз на нашем сайте?

 Экспертиза и сертификация

АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

18 Января 2017

Новый порядок лицензирования и экологический сбор

29 ноября 2016 года учебно-методический центр Рязанской торгово-промышленной палаты совместно с управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Рязанской области провели консультационный семинар по теме: «Новый порядок лицензирования. Экологический контроль и отчетность природопользователей».

Заместитель начальника отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Алла Гомозова проинформировала об объектах негативного воздействия на окружающую среду. Были затронуты такие вопросы как постановка объектов на государственный учет, заполнение заявки о постановке на учет, присвоение объекту категории, выдача свидетельства.

Определение объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, дано в 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». Это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 7-ФЗ).

Порядок постановки объектов негативного воздействия на государственный учет установлен ст. 69.2 7-ФЗ. Объект ставится на учет непосредственно теми лицами, которые являются собственниками либо арендаторами. Согласно ч. 3 ст. 11 219-ФЗ от 21.07.2014 г. заявки необходимо подать до 1 января 2017 года.

В рамках подготовки заявки юридические лица и индивидуальные предприниматели самостоятельно определяют свою поднадзорность. Существует постановление Правительства РФ от 28.08.2015 г. №903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».

Кроме того, заявители самостоятельно присваивают объекту категорию негативного воздействия на окружающую среду (ст. 4.2 7-ФЗ). Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 г. №1029.

С 1 декабря 2016 года вводится Государственная информационная система учета объектов негативного воздействия на окружающую среду. Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утверждены постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 г. №572. Оператором реестра является Росприроднадзор.

Форма заявки о постановке на учет утверждена приказом Минприроды РФ от 23.12.2015 г. №554. При подаче заявки в ней необходимо заполнить все графы, подчеркнула Алла Гомозова, а также написать сопроводительное письмо. Выдача свидетельств происходит автоматически, номер закрепляется за объектом на постоянной основе.

Всем природопользователям следует ознакомиться со следующими нормативными документами: приказ Минприроды РФ от 23.12.2015 г. №554 (форма заявки), постановление Правительства РФ от 28.08.2015 г. №903 (критерии отнесения объектов к федеральному надзору), постановление Правительства РФ от 23.06.2016 г. №572 (правила ведения реестра объектов), постановление Правительства РФ от 28.09.2015 г. №1029 (критерии отнесения объектов к четырем категориям), распоряжение Правительства РФ от 24.12.2014 г. №2674-р «Об утверждении перечня областей применения наилучших доступных технологий», подытожила Алла Гомозова. Были также разъяснены вопросы о разграничении федерального и регионального надзора, о кодах ОКВЭД.

Заместитель начальника отдела экономики, финансов, бухгалтерского учета и правового обеспечения Ирина Федосеева рассказала о регулировании обращения с отходами от использования товаров, о нормативах утилизации, а также об экологическом сборе, обозначив порядок его начисления и сроки оплаты.

Согласно ст. 24.2 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» производители и импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством РФ.

Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 г. №1886-р. Перечень упаковки, готовых товаров, после утраты потребительских свойств которыми образуются отходы, представленные биоразлагаемыми материалами, утвержден распоряжением Правительства РФ от 11.02.2016 г. №202-р. Нормативы утилизации установлены распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 г. №2491-р. Согласно ч. 3 ст. 24.2 89-ФЗ производители и импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов самостоятельно. А те производители и импортеры, которые не обеспечивают утилизацию, уплачивают экологический сбор (ст. 24.5 89-ФЗ).

Экологический сбор не является налоговым платежом, но обязателен к уплате в Росприроднадзор. Он утвержден 458-ФЗ от 29.12.2014 г. Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 г. №284 установлены ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Формула сбора включает 3 показателя: 1) Ставка; 2) Масса товара либо единица; 3) Норматив утилизации.

Порядок взимания экологического сбора утвержден постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 г. №1073. Первая уплата предстоит в 2017 году. На 70% товаров установлена нулевая ставка сбора, отметила Ирина Федосеева. Возможен возврат излишне уплаченных сумм. Отчетным периодом является календарный год, плата вносится до 15 апреля следующего года. Также предоставляется соответствующая отчетность, предусмотренная постановлениями Правительства РФ от 24.12.2015 г. №1417, от 08.12.2015 г. №1342, от 08.10.2015 г. №1073. Территориальный орган Росприроднадзора проверяет отчетность в течение 3 месяцев.

Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров (ст. 24.3 89-ФЗ), порядок создания которой утвержден постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 г. №1520, пока еще не функционирует, скорее всего, она заработает с 1 января 2017 года.

Больше всего вопросов у слушателей возникло в связи с утилизацией тары и упаковки. Было отмечено, что за ее утилизацию должен платить производитель самой упаковки.

Ведущий специалист отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Елена Кулагина осветила порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

С 1 июля 2015 года лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Лицензии на обезвреживание и размещение отходов являются действующими до 1 января 2019 года. Их обладатели вправе переоформить такие лицензии на новые с добавлением видов деятельности по обращению с отходами, если это необходимо.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности, обязаны были получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года, после чего осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Всем, кто ведет деятельность по работе с отходами I-IV классов опасности, необходимо изучить следующие нормативные документы: 99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», постановление Правительства РФ от 03.10.2015 г. №1062 (о лицензировании деятельности по обращению с отходами), приказ Минприроды РФ от 01.07.2016 г. №379 (об утверждении административного регламента), приказ Росприроднадзора от 16.03.2016 г. №132 (об утверждении типовых форм документов).

Порядок представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их приема лицензирующим органом описывается в ст. 13 99-ФЗ. Для получения лицензии соискатель представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 ст. 13 99-ФЗ и ч. 5 Положения о лицензировании, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 г. №1062. К заявлению о предоставлении лицензии необходимо приложить все документы, указанные в ч. 6 Положения о лицензировании. Каждому виду отходов должен быть присвоен класс опасности и код из федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 г. №445.

Услуга по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности является платной. Госпошлина составляет 7500 рублей.

Порядок переоформления лицензии прописан в ст. 18 99-ФЗ. Для этого следует представить в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии с приложением документов, указанных в ч. 7 Положения о лицензировании. Действующие лицензии можно переоформить до истечения их срока, после – только получать новые лицензии. Переоформление лицензии происходит в течение 30 рабочих дней. Кроме того, по запросу заявителя выдается дубликат или копия лицензии в течение 3 рабочих дней после оплаты госпошлины (ст. 17 99-ФЗ).

Елена Кулагина обратила внимание слушателей на то, что необходимо наличие в штате организации должностного лица, ответственного за допуск работников к обращению с отходами, и ответила на вопросы о переоформлении лицензии в случае, если добавляются новые виды деятельности (нужно указать их в заявлении) и о сточных водах.

Старший государственный инспектор отдела экологического надзора Анна Калинина проинформировала о государственном контроле за исполнением законодательства в области обращения с отходами и рассказала о лицензионном контроле, разрешительных документах, отчетности природопользователей.

При осуществлении государственного экологического надзора специалисты Росприроднадзора руководствуются положениями 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

С 1 января 2018 года вводится ряд изменений в 294-ФЗ, которые направлены на облегчение жизни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Изменяется само понятие государственного надзора (ст. 8.2, 8.3 294-ФЗ). Надзорные органы будут обязаны проводить обучающие информационные мероприятия, размещать информацию на официальных сайтах.

В ч. 2 ст. 8.2 говорится, что органы государственного надзора могут выдавать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5-7 ст. 8.2. Порядок направления предостережения должен регламентироваться постановлением Правительства РФ, которого в настоящее время пока нет, отметила Анна Калинина.

Ст. 12 294-ФЗ дополнена частью 7 о невозможности проведения выездной проверки. Если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным, составляется акт о невозможности проведения проверки с указанием причин. В этом случае орган государственного надзора в течение 3 месяцев со дня составления акта вправе принять решение о проведении в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления.

С 3 июля 2016 года в КоАП РФ введена ст. 4.1.1 о замене административного штрафа предупреждением. Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ оно устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С 15 июня 2016 года вступил в силу приказ Минприроды РФ от 04.03.2016 г. №66 «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды...». Согласно ему собственники объектов размещения отходов должны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях таких объектов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

Анна Калинина напомнила о необходимости сдавать отчетность 2-ТП Отходы, 2-ТП Воздух, отчетность субъектов малого и среднего предпринимательства по приказу Минприроды РФ от 16.02.2010 г. №30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов...».

Было также отмечено, что наиболее распространенным нарушением лицензионных требований, выявляемым в ходе проверок, является неполная инвентаризация отходов. Слушатели семинара задали вопросы о сроках предоставления планов-графиков, о формах предоставления расчетов.

Рязанский межрайонный природоохранный прокурор Алексей Секин сообщил, что министерства природопользования и экологии и лесного хозяйства Рязанской области проходят процедуру слияния с созданием новой структуры с сохранением всех функций.

Алексей Секин особо отметил, что размещение отходов в местах, не предназначенных для этого, влечет колоссальные убытки для организаций по итогам проверок, а также сообщил, что на первое полугодие 2017 года запланирована комплексная проверка по водоотведению в целом по области.

В семинаре приняли участие представители министерства промышленности, инновационных и информационных технологий Рязанской области, Общественной палаты Рязанской области, уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе, телерадиокомпании «Ока». В числе слушателей были специалисты ряда предприятий и организаций: ООО «Рязанский завод смазочных материалов», ОАО «Рязанский экспериментально-механический завод», ООО «Сасовский литейный завод», ЗАО МПК «КРЗ», ООО «Гардиан Стекло Рязань», ООО «Стальные конструкции – Профлист», ООО «СФАТ-Рязань», АО «Плазма», ЗАО «Промышленные катализаторы», ООО РАЗ «Тангстоун», ООО «Ока Молоко», ООО ТД «Барс» и других.

В завершение семинара был представлен новый социальный проект «Зеленая кнопка». Его инициатором является Рязанский экологический портал, сотрудники которого ознакомили участников семинара с возможностями одноименного информационного ресурса. Пользователи этой системы могут оперативно получать ответы на вопросы, касающиеся переработки отходов, узнавать о пунктах приема и утилизации отходов, которые могут представлять опасность для окружающей среды. Внедрение проекта «Зеленая кнопка» можно считать не только полезной, но и своевременной инициативой, ведь 2017 год объявлен Годом экологии в России, а также Годом особо охраняемых природных территорий.


Назад






Copyright © 1993-2024 ТПП РО