Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Май2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  


Коммерческие предложения



АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

12 Апреля 2017

Подробно о государственном экологическом надзоре

22 марта учебно-методический центр Рязанской торгово-промышленной палаты совместно с управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Рязанской области провели консультационный семинар, посвященный актуальным вопросам в сфере природопользования.

Начальник отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Вера Ауэзова проинформировала об объектах негативного воздействия на окружающую среду. Были затронуты такие вопросы как постановка объектов на государственный учет, заполнение заявки о постановке на учет, присвоение объекту категории, выдача свидетельства.

219-ФЗ от 21.07.2014 г. вносит в Федеральный закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ряд изменений. Меняется подход к системе нормирования. Так, начиная с 1 января 2015 года, все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделяются на четыре категории (ст. 4.2 7-ФЗ). Критерии отнесения к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 г. №1029.

С 1 января 2019 года объекты I категории обязаны будут иметь комплексное экологическое разрешение и проводить экологическую экспертизу, объекты II категории должны будут подавать декларацию о воздействии на окружающую среду, объекты III категории должны будут разрабатывать программу производственного экологического контроля. Объекты IV категории ничего не должны будут предоставлять, их не проверяют.

Ст. 1 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит определение объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Форма заявки о постановке на учет утверждена приказом Минприроды РФ от 23.12.2015 г. №554. Согласно закону заявителем выступает юридическое лицо, на основании доверенности это может быть подразделение или филиал. Заявка подается на конкретный объект, эксплуатируемый юридическим лицом, а не на саму организацию или предприятие. Объектам нефтегазового комплекса следует обратить внимание на методические рекомендации, содержащиеся в письме Росприроднадзора от 22.12.2016 г. №АС-03-04-36/25858.

Для объектов I категории обязательно заполнение сведений о наилучших доступных технологиях. С 1 января 2015 года вступило в силу распоряжение Правительства РФ от 24.12.2014 г. №2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий». Действует сайт Бюро наилучших доступных технологий, на нем есть перечень информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (вкладка «ИТС НДТ»). Однако справочники разработаны еще не по всем НДТ.

Все поля в заявке о постановке на учет должны быть заполнены, подчеркнула Вера Ауэзова. Заявку следует заполнять в «Модуле природопользователя», после чего данные нужно выгрузить на компьютер в Excel и уже в таком виде отправить в Росприроднадзор. Если заявка подписана ЭЦП, этого достаточно, а если нет, необходимо также представить ее в бумажном варианте с подписью и печатью. Присвоенный номер свидетельства приходит на электронную почту и закрепляется за объектом на постоянной основе.

Если регистрационные данные поменялись, по закону в течение 30 дней природопользователи обязаны актуализировать сведения, содержащиеся в заявке. Открыт раздел актуализации заявок. Следует заменить то, что необходимо, и отправить обновленные данные по электронной почте.

С 1 декабря 2016 года функционирует государственная информационная система учета объектов негативного воздействия на окружающую среду. Правила создания и ведения государственного реестра утверждены постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 г. №572. Реестр представлен в виде программно-технического обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ПТО УОНВОС).

По критериям надзора было отмечено, что существует постановление Правительства РФ от 28.08.2015 г. №903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору». Тем предприятиям, которые подпадают под эти критерии, следует направлять заявку в Росприроднадзор, всем остальным – в министерство природопользования Рязанской области. На текущий момент порядка 200 объектов поставлено на учет в Росприроднадзоре и порядка 1000 объектов поставлено на учет в министерстве.

Был задан вопрос об актуализации сведений, содержащихся в заявке, и выдаче свидетельства об актуализации. Слушателей также интересовало, какие объекты относятся к IV категории. Критерии их отнесения приведены в п. 6-8 постановления Правительства РФ от 28.09.2015 г. №1029, отметила Вера Ауэзова, следует также обратить внимание на письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 г. №АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».

Заместитель начальника отдела экологического надзора Анна Калинина проинформировала о государственном надзоре в области обращения с отходами производства и потребления и охраны атмосферного воздуха и рассказала об административной ответственности за нарушения природоохранного законодательства.

Государственный экологический надзор в Рязанской области осуществляют Росприроднадзор и министерство природопользования. Если предприятие является объектом регионального надзора, проверять его будет министерство. Существует приказ Минприроды РФ от 30.11.2010 г. №530 «Об утверждении списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Рязанской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю», пока он не отменен.

При осуществлении государственного экологического надзора специалисты Росприроднадзора руководствуются положениями 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Плановые проверки (ст. 9 294-ФЗ) проводятся 1 раз в 3 года с момента предыдущей проверки или создания юридического лица и согласовываются с прокуратурой. Срок проведения плановой проверки составляет не более 20 рабочих дней.

Согласно ст. 26.1 294-ФЗ субъекты малого предпринимательства не проверяются до 2019 года (кроме объектов I, II категории, а также допускавших грубые нарушения). Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства выложен на сайте rmsp.nalog.ru, его ведет налоговая служба. Если малое предприятие обнаруживает себя в плане проверок, можно подать заявление об исключении из него. Порядок подачи и рассмотрения заявления утвержден постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 г. №1268.

Внеплановые проверки (ст. 10 294-ФЗ) проводятся в целях контроля за исполнением предписаний, для проверки соискателей лицензий и лицензиатов, на основании поступивших мотивированных жалоб, по поручению Президента и Правительства РФ, по требованию прокуратуры, в ряде других случаев. Срок проведения внеплановой проверки также составляет не более 20 рабочих дней. Также проводятся рейдовые мероприятия без взаимодействия с юридическим лицом.

Издан приказ Росприроднадзора от 18.10.2016 г. №670 «О Перечне правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора)». Всем природопользователям рекомендовано изучить его.

Ст. 12 294-ФЗ дополнена частью 7 о невозможности проведения выездной проверки. Если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным по причине отсутствия уполномоченного должностного лица или фактического неосуществления деятельности, составляется акт о невозможности проведения проверки. В этом случае в течение 3 месяцев со дня составления акта может быть принято решение о проведении в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без предварительного уведомления.

Еще один вид – административное расследование в соответствии с КоАП РФ. Если поступает жалоба или появляется информация в СМИ, административное расследование проводится в течение 30 календарных дней, может быть продлено еще на 30 дней. В целом для предприятий административное расследование не отличается от внеплановой выездной проверки.

С 1 января 2017 года вводится ряд изменений в 294-ФЗ, которые направлены на облегчение жизни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 8.2, 8.3 294-ФЗ). Надзорные органы будут обязаны проводить семинары, конференции, размещать информацию на официальных сайтах.

В ч. 2 ст. 8.2 говорится, что органы государственного надзора могут выдавать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5-7 ст. 8.2. Порядок направления предостережения полностью еще не прописан на федеральном уровне, отметила Анна Калинина.

Предостережение объявляется в случае, если есть достоверная информация о том, что в результате непринятия действий юридическим лицом будет допущено нарушение (например, окончание срока действия разрешительной документации), прокомментировала помощник рязанского межрайонного природоохранного прокурора Ирина Артюшатская.

С 3 июля 2016 года в КоАП РФ введена ст. 4.1.1 о замене административного штрафа предупреждением. Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ оно устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Есть 3 условия замены штрафа предупреждением: наличие юридического лица или индивидуального предпринимателя в реестре субъектов МСП, отсутствие угрозы, впервые совершенное правонарушение (ст. 4.6 КоАП РФ).

Анна Калинина также привела наиболее распространенные нарушения, выявляемые при проверках (ст. 8.2, 8.5 КоАП РФ). Часто предприятия не нормируют все источники, которые есть, и не перерабатывают проекты. Часто забывают проводить контроль на источниках выбросов по вредным веществам инструментальным и расчетным методом. Несвоевременно предоставляют отчетность 2-ТП Отходы, отчетность МСП и другие виды отчетности. Собственники объектов размещения отходов должны до 15 января проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях таких объектов и в пределах их воздействия на окружающую среду (приказ Минприроды РФ от 04.03.2016 г. №66). Часто не ведут учет отходов (приказ Минприроды РФ от 01.09.2011 г. №721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»). Многие предприятия занижают свою категорию и предоставляют недостоверные сведения (ст. 8.5 КоАП РФ), уже были штрафы в этом году.

Ирина Артюшатская отметила, что кроме экологического надзора существует прокурорский надзор, и напомнила слушателям, что можно обращаться в природоохранную прокуратуру с жалобами на неправомерные действия должностных лиц, необоснованные проверки. Если имеются опасения, можно передавать информацию через Рязанскую торгово-промышленную палату, другие объединения предпринимателей, уполномоченного по правам предпринимателей.

Ведущий специалист-эксперт Светлана Симонова рассказала о плате за негативное воздействие на окружающую среду и декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. №913. Ставки и дополнительный коэффициент к ним, установленный п. 2 постановления, применяются при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду с 1 января 2016 года.

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. №255. Данные правила также применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2016 года. Согласно п. 35 постановления декларация о плате представляется по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом.

Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду утвержден приказом Минприроды РФ от 09.01.2017 г. №3. Декларация представляется в форме электронного документа, подписанного ЭЦП, в случае ее отсутствия – на бумажном носителе. Около 1300 природопользователей сдали декларацию лично на бумаге, остальные – по почте, сообщила Светлана Симонова. Было также рекомендовано ознакомиться с письмом Росприроднадзора от 11.04.2016 г. №АС-06-01-36/6155 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».

Согласно п. 36 постановления Правительства РФ от 03.03.2017 г. №255 сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей либо возврату в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления. Существует письмо Росприроднадзора от 15.03.2017 г. №АС-06-02-36/5194 «О зачете, возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду», отметила Светлана Симонова. Зачет и возврат денежных средств осуществляется на основании заявления с приложением копий платежных поручений и других необходимых документов. Порядок начисления пеней пока еще не определен.

Было также отмечено, что старого Федерального классификационного каталога отходов больше нет, и всем необходимо руководствоваться новым ФККО.

Начальник отдела геологического надзора и охраны недр, надзора за водными и земельными ресурсами, особо охраняемыми природными территориями, в сфере охоты и разрешительной деятельности Людмила Комарова проинформировала о государственном надзоре в области охраны водных объектов и недр, законодательстве, регулирующем земельный надзор, и практике контрольно-надзорной деятельности.

Деятельность управления Росприроднадзора по Рязанской области регламентируется положением, утвержденным приказом Росприроднадзора от 24.08.2016 г. №508, и административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды РФ от 29.06.2012 г. №191, а также 294-ФЗ от 26.12.2008 г. о проверках.

Существует Закон РФ от 21.02.1992 г. №2395-I «О недрах». В его рамках проводятся плановые и внеплановые проверки, контроль за исполнением предписаний. Также действует положение о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 г. №293. Оно определяет органы, осуществляющие государственный геологический контроль, их полномочия и порядок работы.

Задача геологического надзора – обеспечение установленных федеральным законодательством требований и норм на территории региона. Участки недр местного значения обозначены в ст. 2.3 Закона «О недрах». При выявлении нарушений в области недропользования Росприроднадзор в трехдневный срок направляет информацию в департамент по недропользованию, затем в центральный аппарат, а также производит расчет ущерба.

Проводится контроль за состоянием водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, по списку Московско-Окского БВУ и согласование с Роспотребнадзором зон санитарной охраны первого пояса. Слушателям было также рекомендовано ознакомиться со ст. 18 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и изучить административный регламент по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов (в редакции постановления Минприроды Рязанской области от 23.08.2013 г. №12).

Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 г. №1 утверждено новое положение о государственном земельном надзоре. Кроме того государственный земельный надзор регламентируется 234-ФЗ от 21.07.2014 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», 101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», рядом других актов.

Полномочия Росприроднадзора в области государственного земельного надзора приведены в п. 5 положения. Они осуществляются в отношении земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.

При проведении плановых мероприятий особых нарушений выявлено не было, отметила Людмила Комарова. А вот при поступлении обращений были зафиксированы случаи нарушения законодательства (ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ). Действует методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды. Ирина Артюшатская подтвердила, что случаи загрязнения почвы и снятия плодородного слоя выявляются постоянно. В первую очередь при этом рассчитывается причиненный ущерб. Важно отметить, что за состояние земельного участка несет ответственность собственник, даже если участок не используется. Ущерб взыскивается именно с собственника.

В завершение семинара выступили представители проектной организации ООО «Экопроект» и Рязанского экологического портала. Они ознакомили слушателей семинара с возможностями одноименного информационного ресурса и представили социальный проект «Зеленая кнопка». Пользователи этой системы могут оперативно получать ответы на вопросы, касающиеся переработки отходов, узнавать о пунктах приема и утилизации отходов, которые могут представлять опасность для окружающей среды. Внедрение проекта «Зеленая кнопка» можно считать весьма полезной инициативой, приуроченной к Году экологии в России.

В семинаре приняли участие представители ряда предприятий и организаций: ПАО «Завод «Красное знамя», АО «360 АРЗ», АО РПТП «Гранит», АО РКБ «Глобус», ООО «Стальные конструкции – Профлист», ООО «Астон Крахмало-Продукты», ООО «Росконтакт», ОАО РПК «Хмелефф», ООО «Вакуумные компоненты», ООО «Вакуумные технологии», ООО «Метком», ООО «Вестар» и других.


Назад






Copyright © 1993-2024 ТПП РО